Глава 1. "Лед и пламень"

На модерации Отложенный

Англия: 300 лет войны против России 

 

1. «Лед и пламень»

Англия и Россия. На первый взгляд в ранней истории этих двух стран имеется много общего. Они, находясь на периферии Римского мира, относительно позже остальной Европы создали свои государства, причем обе страны создали его при активном участии иностранцев, обе относительно поздно и примерно в одно время приняли одну и ту же веру – христианство.

Однако, на этом сходство заканчивается, и наступают почти исключительно одни различия. Расположенные на противоположных концах Европы, Англия и Россия – во многом противоположные страны. Англия – типичная морская держава, отгороженная морской водой от остальной Европы, сделала ставку на обогащении за счет международной торговли и ради этого подчинила самую большую сухопутную территорию Земля, раскинувшуюся на всех частях света. Она была крупнейшим государством мира.

Находящаяся в центре Евразии, Россия – типичная сухопутная (континентальная) держава, постепенно расширявшаяся преимущественно за счет присоединения бесхозных земель, неудобных для проживания (Англия бы на них тогда не позарилась), а также за счет добровольного присоединения других народов, искавших защиту у России.

К началу ХХ века Британская и Российская империи были крупнейшими по территории империями, которые когда-либо были в мире. Ни до, ни после них в мире не было таких крупных государств. А Британская империя для того времени была еще и крупнейшей по численности населения империей. Россия же тогда входила в первую пятерку самых населенных стран. Могли ли два медведя ужиться в одной берлоге (читай – на одной Земле)? Впрочем, об этом чуть позже.

Англия столетиями не сталкивалась с иноземными завоевателями, защищенная своим островным расположением. Пока Европа отбивалась сначала от нашествия арабов, а затем турок, англичане спокойно жили на своем острове. Завоевательные войны, которые вела Англия, объясняются ее желанием эксплуатировать чужие народы и получать экономическую выгоду.

Совсем иное дело Россия. Русский характер начинал закаляться в суровых боях со степняками. «…Киевская Русь, вставшая плотиной на пути грозного миграционного потока из глубин Азии, вынуждена была на протяжении всех пяти веков своего существования практически непрерывно отражать все новые орды кочевников – хазар, печенегов, торков, берендеев, черных клобуков, половцев, татаро-монголов. Постепенно плотина эта размывалась идущими одна за другой волнами степняков и в конце концов рухнула под таранным ударом полчищ Батыя»[1].

Нашествие монголо-татар способствовало ранее начатому процессу раздробленности Руси, на которую, учитывая ее ослабление, началось давление с Запада. Отдельным князьям (например, Даниилу Галицкому) обещали помощь в борьбе с Золотой Ордой, взамен на сближение с католической Европой. Но западная помощь была только на словах.

На других Запад обрушил отряды завоевателей. Александр Невский пресек попытки шведов и немцев подчинить Новгородскую землю. Он был в числе тех русских князей, которые из двух зол (Монголы и Запад) ориентировались на меньшее зло, т.е. на Монголов, которые, образно говоря, претендовали только на тело (брали дань деньгами и людьми), но не претендовали на душу (православную веру), в отличие от Запада, которому требовалась и русская душа.

Русский народ, как по лезвию бритвы, прошел между Западом и Востоком, сохранив свою идентичность, выражающуюся, прежде всего, в православии. Заметную роль в выборе Москвы сначала как центра Северо-Восточной Руси, а потом и вообще русской столицей сыграло руководства Русской православной церкви.

Временная ориентация князей Северо-Восточной Руси на монгольскую Золотую Орду привело к тому, что русские еще больше обособились от европейцев, сформировался русский характер, менталитет православного и евразийского народа со славянскими корнями.

Свыше 200 лет Россия была почти полностью оторванной от Европы и можно сказать «варилась в собственном соку», имея дело только с ближайшими соседями. Но всему приходит конец, «монгольское иго пало. Россия окончательно вернула себе государственную независимость»[2].

Первоначально это государство интересовало только ближайших соседей Руси. На западе это были европейцы-христиане, на юге и востоке – азиаты-мусульмане. С Англией же России еще только предстояло по-настоящему познакомиться.

Ну, а пока Англия и Россия еще не начали активно общаться, стоит поговорить о том, как Россия расширяла свою территорию. Ведь именно этот процесс расширения России определил ее сущность и возможности, а заодно и определил причины зависти и вражды к нам.

Как государство мы родились в Европе. А точнее в Киеве и в Новгороде. Чуть позднее к этим двум городам присоединилась Москва. Но все эти населенные пункты были в одном месте, в Европе. «Россия, открытая на своей плоской равнине вражеским ударам с трех сторон, могла противопоставить им лишь активную оборону, то есть вслед за парированием должна была и сама делать выпад. Так шаг за шагом продвигалась она во всех направлениях. И ни один из этих шагов не обеспечивал ей безопасных границ, но лишь расширял предполье для будущих сражений»[3]. Так, сначала постепенно и медленно расширялась Россия. Медленно, но неуклонно.

Россия столетиями сталкивалась с иноземными завоевателями, которые с разных сторон наступали на нашу страну. Войны, которые вела Россия, объясняются, как правило, желанием вернуть утраченную территорию, а также территориально отодвинуть или ликвидировать угрозы внешнего нападения.

Мы даже до Урала, этой русской границе между Европой и Азией, добрались не сразу. Но добрались все-таки. И не остановились на достигнутом. Что нам какие-то невысокие Уральские горы! Тут словно при спуске с горы темпы расширения России резко увеличились.

Нам ведь так хотелось узнать, что же дальше на востоке. «О Сибири – обширной территории, простирающейся от Урала до берегов Тихого океана, - ничего не было известно до появления там в XVI в. русских.

Так называемая «эпоха великих географических открытий» в истории Земли началась с открытия Нового Света Колумбом в конце XV в. и продолжалась вплоть до начала XVII в. В России тоже была эпоха великих географических открытий, совпадающая по времени с этим периодом. С продвижением русских дальше и дальше на восток на неосвоенные земли Сибирь все шире открывала перед ними свои двери»[4]. Между прочим, открытие северной Азии по масштабам вполне сравнимо с открытием Америки. Только есть одно существенное различие, западноевропейцы осваивали земли, преимущественно благоприятные для обитания, русские – земли, преимущественно неблагоприятные для обитания.

«Этот процесс шел с северо-запада на юго-восток – т.е. сначала государственной территорией России становились экстремальные по условиям жизни районы, а затем уже более благоприятные по почвенно-климатическим условиям земли»[5].

«Движение российских землепроходцев в XVII-XVIII веках «встречь солнца» сделало Россию самым крупным территориальным образованием мира»[6]. В этом их великая заслуга перед Россией. Известных и безымянных. Все они сослужили великую службу России. Сами того не подозревая, обеспечили будущее России на много веков вперед.

Освоение русскими Сибири и Дальнего Востока – один из феноменов мирового значения. Русский характер продолжал закаляться освоением суровой природы Сибири.

Надо сказать, что у Англии и России было одно большое сходство – они, будучи изначально европейскими странами, стали основными державами, подчиняющими себе Азию. Но это сходство таило в себе и колоссальное различие. Россия начала подчинять Азию с холодного севера, приобретая почти всегда мирным путем мало или вообще незаселенные территории, осваивая их, практически без эксплуатации, не получая первоначально большой выгоды. Англия начала подчинять Азию с жаркого юга, приобретая почти всегда военным путем чужие страны народы, жестко эксплуатируя их, и получая огромную выгоду. Как видим, разница большая, а точнее принципиальная. И в этом, в том числе, скрыты корни антипатии туманного Альбиона к нашей стране. Это было соперничество в борьбе за Азию, которое позже превратилось в практически непрерывную 300-летнюю войну. А пока…

«Русская колонизация шла одновременно в централизованном порядке, то есть по приказу из Москвы, и в инициативном порядке. Причем оба эти течения были практически неразделимы»[7]. Людей было немного. «В сибирских военных экспедициях участвовали небольшие военные силы. Обычно отряды насчитывали несколько десятков, реже – несколько сот служивых людей. Торговые люди нередко снаряжали экспедиции за сибирской пушниной на собственные средства»[8]. Но храбрость и решительность русских землепроходцев просто поражала.

Скорость нашего открытия и освоения Северной Азии сравнима только с испанским продвижением по Америке. Однако испанцев гнала вперед, прежде всего, жажда золота, которое они и находили, отбирая его у индейцев. Русские тоже не были полными бессеребрянниками, они брали ясак пушниной. Но ни масштабы, ни способ получения не сравнимы с испанцами, которые прошлись огнем и мечом, истребляя цветущие индейские государства и города. Русские присоединили к себе больше, пролив крови гораздо меньше, чем испанцы. А в отличие от американцев, мы не истребляли местное население и не загоняли их в резервации, чтобы освободить землю для европейских переселенцев.

При этом, в отличие от испанцев и англичан, русские почти не встречали организованного сопротивления. Они осваивали не столько чужую землю, сколько бесхозные территории. Местного населения в Северной Азии было крайне мало. Слишком суровой казалась эта земля. Только русским оказалось под силу начать освоение северной Азии первыми. Ни китайцам, ни японцам, ни корейцам. Да, собственно говоря, никому другому.

Вслед за отрядами первопроходцев двигались крестьяне. Так начиналось освоение азиатской части Российской империи.

«…С выходом на Тихий океан мы существенно изменили свое геополитическое качество»[9]. Россия приобрела колоссальную территорию Сибири и Дальнего Востока. Это сильно изменило страну, сделало ее качественно другой, уникальной страной в мире. Нам можно гордиться подвигом предков.

«В истории нет ни одного народа, который за короткое время сумел бы освоить безлюдные территории в зоне вечной мерзлоты. Это сумели сделать только русские, которые не просто поселились на землях Сибири и Севера, но создали мощную промышленную базу, которая до сих пор является главным источником развития российской экономики и обеспечивает положение России в мире как энергетической сверхдержавы»[10].

Совсем иное дело Англия – сравнительно небольшое островное государство, расположенное на северо-западе Европы. Само островное положения этой страны отделило ее от остальной Европы, для обозначения которой англичане даже стали использовать особый термин «континент».

Хотя население Англии сформировалось в результате нескольких волн переселения разных народов с континента и их смешения, англичане привыкли считать себя особыми европейцами, а иногда и даже совсем как бы не европейцами. Александр Кредер отмечал: «Будучи географически и исторически частью Европы, англичане никогда не ощущали себя европейцами в силу своего островного положения, а также обладания Империей, по размерам большей, чем вся Европа»[11].

Узкий пролив (по-английски «EnglishChannel» - английский канал), отделяющий Англию от континента, здорово помог такому формированию этой обособленности англичан. А в дальнейшем обособленность народа стала развиваться вглубь и дошла до обособленности конкретных индивидуумов. Помните английское выражение «мой дом – моя крепость». Индивидуалисты они, эти англичане.

В русском языке есть поговорка «Я – последняя буква в алфавите», которая означает «будь скромнее и не выпячивай себя». В английском языке русское слово «я» имеет аналогом слово «I», которое также состоит из одной буквы, но в отличие от русской английская буква не занимает последнее место в алфавите и как слово пишется всегда заглавной. В этом, как в капле воды, отражается коллективизм русских и индивидуализм англичан.

Пролив обеспечил большую безопасность Англии по сравнению со странами континента. Последнее успешное вторжение завоевателей на территорию Англии произошло в XI веке. Такая повышенная безопасность еще больше повлияла на формирование обособленности как англичан вообще, так и каждого англичанина в отдельности. Англичане, менее занятые обеспечением безопасности, смогли себе позволить больше внимание уделять правам индивида. Недаром, вопросы индивидуальных прав порой, с точки зрения среднего русского человека, приобретают у англичан карикатурный характер.

Для России же, как ранее, так и сейчас, гораздо более занятой обеспечением безопасности страны и людей ее населяющих, права индивида имеют меньшее значение. «Прежде думай о Родине, а потом о себе». В этом плане интересны слова Петра I, сказанные своим солдатам накануне судьбоносной Полтавской битвы: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство Петру врученное… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия…».

Морское расположение Англии повлияло на развитие мореплавания, что необходимо, в свою очередь, для развития промышленности и торговли. Дух мореплавателя, авантюриста, покорителя чужеземных стран и народов есть составная часть английской души. Вспомним, что, свершив несколько опасных путешествий, герой Джонатана Свифта Гулливер перед очередным путешествием поведал: «Я провел дома с женой и детьми около пяти месяцев и мог бы назвать себя очень счастливым, если бы научился наконец познавать, что такое счастье». Поведал и отправился в очередное путешествие. А эсквайр Трелони из романа «Остров сокровищ» писал, что море кружит ему голову, и говорил о своей гордости за то, что грозный пират Флинт был англичанином.

Заметим, что и в «Путешествиях Гулливера» и в «Острове сокровищ» главные герои обогащались в результате своих путешествий. Мы же, русские читатели, обращали основное внимание на приключения, а не на то как литературные герои подсчитывали свои доходы и расходы. Наш известный писатель и историк Н.М. Карамзин отмечал общий дух торговли у англичан[12].

Меркантилизм и торгашеский дух, действительно, присущ англичанам. И все это сочетается с искательством приключений. Но искательством ради денег. Внимательно прочитайте роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и вы найдете не только приключения, но также меркантилизм и торгашество. Это и есть типичные англичане. Это нам они нравятся как искатели приключений, а англичанам еще и как предприимчивые люди. Именно поэтому названные книги стали популярны на родине их авторов, а уж потом благодаря этой популярности они попали в руки русских читателей, которые по своему мироощущению заметили только одну сторону литературных героев.

Жажда обогащения в сочетании авантюризмом – страшная сила. «В Англии процветали промышленность и торговля. Дельцы и негоцианты неслыханно богатели за счет колониальных разбоев и ограбления своего же народа – крестьян, ремесленников и наемных рабочих. Английские быстроходные корабли бороздили моря земного шара. Купцы и авантюристы проникали в малоисследованные земли, убивали и порабощали туземцев, «осваивали» природные богатства отдаленных стран, присоединяя к английским владениям новые и новые колонии»[13].

Англичане – христиане. Впрочем, в последнее время в Англии, как и вообще, на Западе, христианство постепенно и внешне не всегда заметно заменяется либерализмом (с его реальными и выдуманными правами), который приобретает черты новой религии, вытесняющей христианство. Либерализм же, кроме того, также постепенно и не всегда заметно стал приобретать антихристианские черты. То, что христианство считает грехом (порой тяжким), либерализм считает нормой жизни. По сути дела, вместо Бога они уже начинают поклоняться мамоне, как некогда древние евреи, описанные в Библии. Но более подробно об этом поговорим позже.

Наслаждаясь безбожными благами общества всеобщего потребления за счет низкого уровня жизни подавляющего большинства населения Земли, англичане постепенно теряют способности к честной конкуренции всех сферах жизни. Такой народ в перспективе обречен на вымирание. И чтобы продлить свое существование им, как вампирам, нужны очередные жертвы из числа других стран и народов.

Такие вот они англичане. Разумеется, речь идет об англичанах вообще. Бывают и исключения. Нет правил без исключений, однако мы сейчас не об исключениях, а о правящей элите и об идущей ей вслед бездумной массе.

Совсем другое дело Россия. В целом это православная страна по происхождению. Во всяком случае основной религией государственнообразующего народа (т.е. русских) является именно православие, которое, в отличие от западного христианства, происходящего из Рима, своими корнями уходит в Константинополь (этот второй Рим).

Для православия характерная роль миссии, которое «спасает» другие народы (несет им свет божий), тогда как западное христианство (во всех его разновидностях) спасает, прежде всего, носителей своей веры. Для православных же, хлебом ни корми, но позволь быть богоизбранным народом и указывать другим направление движения, порой даже в ущерб собственным интересам. Кстати, одна из причин живучести коммунизма в России – это его роль «спасителя» других стран и народов. Мало нам своего счастья, подсознательно мы хотели бы осчастливить остальной мир.

«Русские – единственный христианский народ, расширявшийся на северо-восток и смиренно выращивающий хлеб там, где Богом дана была земля, - напоминает историк Н. Нарочницкая. – Протестанты не стали бы пахать на Севере. Они бы перековали орала на мечи и пошли завоевывать других, что они и делали. Именно протестантским странам свойственно пренебрежительное отношение к туземцам. Апартеид Южной Африки создали французские и голландские гугеноты-кальвинисты. Американские пуритане уничтожили индейцев даже не в период становления своего общества, а в период его расцвета – в середине XIX в.»[14].

«Православие в отличие от других христианских конфессий, не агрессивно, в меньшей степени нацелено на решение чисто светских задач и не способно, как католицизм и протестантизм, играть роль идеологической программы завоевания. Православие распространялось среди народов Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, вошедших в империю мирно, на добровольной основе»[15].

Именно православие помогло России остаться Россией. Видимо, потому что впитало в себя дохристианские особенности Руси. Особенно это заметно при рассмотрении ситуации времен монголо-татарского нашествия. Когда раздробленная Русь частично попала под влияние мусульманской Золотой орды и ее приемников, частично под влияние католической Польши. Но православие помогло русским не раствориться ни в исламе, ни в католицизме. Что, кстати сказать, произошло с православными сербами, от которых выделись сербы, принявшие ислам (боснийцы), и сербы, принявшие католицизм (хорваты), отделились и сделались самыми страшными врагами друг для друга. Россия тогда не повторила судьбу сербов, если не считать униатство на западе нашей земли.

Десятилетия государственного атеизма сильно подорвали православные корни нашего народа. Но сам советский атеизм имел почти религиозную форму, а моральные идеалы атеизма почти полностью совпадали с православными.

Не менее, чем православие, другой особенность России является колоссальное пространство страны и ее месторасположение. Специфика российского пространства способствует усилению влияния географических факторов на политику государства и общественное сознание. Россия имеет крупнейшую в мире территорию, расположенную на двух континентах, и весьма ограниченный доступ к теплым морям. Наша страна почти не обладает естественными границами, которые в случае нападения могли бы препятствовать противнику. Географическое расположение российского государства на планете делает его своеобразным мостом между великими цивилизациями западноевропейской, исламской и дальневосточной.

У каждой цивилизации свое прошлое и свой путь в будущее. «Вопрос о сравнительной тягости исторических испытаний и должен стать исходным пунктом для всякого мало-мальски объективного исследователя, желающего установить, в чем, собственно, состоит своеобразие (относительно, конечно) русской истории в сопоставлении с историей Запада»[16].

«Русский народ, который никогда не надо было учить самоотверженности, как известно, принял на себя максимальную тяжесть последних войн, экономических усилий и подъемов. Можно сказать, что он во многом добровольно потеснился, сознательно помогая другим нациям и народам», - писал О. Трубачев[17].

Расширение России шло преимущественно добровольным путем, некоторые народы сами просились в состав России, а, кроме того, на северо-востоке Евразии было много бесхозных территорий. Но даже и подчиняя другие народы, русские не превращали их в людей второго сорта, а как бы делая их названными братьями. Объясняется это частично тем, что подчиняли обычно ближайших соседей, с которыми имели ранее более или менее длительное общение.

«Известно, что во время освоения новых территорий русские поселенцы выступали в качестве цивилизаторов малых народов Сибири и Дальнего Востока, учили их более прогрессивным методам хозяйствования, грамотности, Ни один малый народ за столетия нахождения в составе Московского царства, Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации не исчез с лица Земли. Более того, в период СССР росла численность малых народов. Благодаря русскому народу представители этих небольших этнических групп получили образование, приобщились к русской, а через нее к мировой культуре»[18].

В этом тоже одно из отличий России от Англии. Англичане, создавая свою империю, подчиняли дальние страны и народы, с которыми общих дел ранее, как правило, не имели. Да, и относились к ним англичане не так как к своим братьям.

Англичане однажды умудрились даже проводить такую политику пренебрежения к американцам, которые в тот момент почти все были выходцами из той же Англии. Но американцы находились за океаном и англичане уже стали смотреть на них как на чужих людей. А ведь в России по отношению к русскому населению далекой от Москвы сибирской территории так никогда не относились пренебрежительно. Может быть, именно поэтому русское население Сибири и Дальнего Востока рассматривало себя, прежде всего, как русских и лишь потом как сибиряков.

Коллективизм присущ русским и России в целом. Он помогал ей объединяться внутри, чтобы противостоять тем, кто извне. Это выражалось в сильной роли государства, которое должно было осуществлять еще и мобилизационную функцию. Россия, «…отставая от Запада в своем экономическом развитии, … сумела обогнать его в степени концентрации государственной власти»[19]. А это позволяло решать не только тактические задачи, но и стратегические.

Это также позволило России разбить Наполеона и Гитлера, что не могла сделать ни одна другая страна в мире! Смогла только Россия.

Россия находится на стыке Европы и Азии, расположена одновременно на двух частях света. В этом ее историческая особенность и геостратегическая реальность. Россия - центр Евразии «Россия – евразийская страна не только в философском, но и в прямом географическом смысле. Она простирается вширь на два континента, причем расстояние от Москвы до Владивостока больше, чем от Москвы до Южной Африки»[20].

Россия, с одной стороны, всегда была многонациональным государством. Но, с другой стороны, становым хребтом всегда был русский народ (включающий в себя украинцев и белорусов). Это одна из важнейших особенностей российской цивилизации. Часть нерусского населения вливалось в состав русского народа, полностью воспринимая его культуру. Другая часть нерусского населения становилась народами-союзниками русского народа, вместе формируя отдельную цивилизацию.

Владимир Мединский писал, что под словом «русский» он имеет в виду всех, кто живет в России, считает русский язык родным и является, по сути, носителем русской культуры независимо от этнической принадлежности[21].

Англия же была типичной морской державой, которая смотрела на континент (напомним, что это Европа без Англии) как на объект нападения и конфронтации. Обычно Англия побеждала континентальную державу, которая из первостепенной европейской державы превращалась во второстепенную страну. Туманный Альбион не терпел кокурентов.

Начинала Англия с западной оконечности континента, с Испании, затем настала очередь более восточной - Франции. «Весь XVIII век – это сто лет ожесточенного и непримиримого соперничества и вражды Франции и Великобритании, соперничества на континенте, на морях и в колониях»[22].

Потом настала очередь еще более восточной страны - Германии и затем уже в союзе с США туманный Альбион, выступающий в качестве младшего партнера, разбили на части в 1991 году самую восточную страну Европы - Россию (тогда существовавшую под названием СССР).

 
(Продолжение следует)

<hr align="left" size="1" width="33%"/>

[1] Нестеров Ф. Ф. Связь времен: Опыт исторической публицистики. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 116.

[2] Скрынников Р. Г. Русь. X-XVII века. СПб.: Питер, 1999. С. 155.

[3] Нестеров Ф. Ф. Связь времен: Опыт исторической публицистики. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 69.

[4] Синтаро Н. Японцы и русские. М.: Прогресс, 1983. С. 27.

[5] Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск: Русская энциклопедия, 1998. С. 495.

[6] «Завтра», 2006, N 9, С. 7.

[7] Широкорад А. Б. Россия и Китай. Конфликты и сотрудничество. М.: Вече, 2004. С. 5.

[8] Скрынников Р. Г. Русь. X-XVII века. Санкт-Петербург: Питер, 1999. С. 309.

[9] «Аргументы неделi», 2007, N 46, С. 13.                                                     

[10] Большая актуальная политическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2009. С. 288.

[11] Кредер А. А. Новейшая история. ХХ век. М.: Центр гуманитарного образования, 1996. С. 201.

[12] Карамзин Н. М. Записки русского путешественника. М.: Правда, 1988. С. 498.

[13] Брандис Е. Послесловие к роману Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». М.: Правда, 1989. С. 319.

[14] Большая актуальная политическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2009. С. 288-289.

[15] Большая актуальная политическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2009. С. 278.

[16] Нестеров Ф. Ф. Связь времен: Опыт исторической публицистики. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 10.

[17] Трубачев О. Славяне. Язык и история. «Правда», 28.03.87,.

[18] Большая актуальная политическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2009. С. 288.

[19] Нестеров Ф. Ф. Связь времен: Опыт исторической публицистики. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 44.

[20] «Новое время», 1994, N 51, С. 27.

[21] Мединский В. Р. О том, кто и когда сочинял мифы о России. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. С. 6-7.

[22] Черкасов П. П. Судьба империи. М.: Наука, 1983. С. 19.