Траншеи Четвертой мировой войны
На модерации
Отложенный
(Вообще то в статье речь идет о Латинской Америке,но что то сильно напоминает...)
В Латинской Америке все чаще происходят ожесточенные столкновения. Чем это вызвано? Это отдельные случаи? Думаю, что нет. По сути дела идет война, на которой, как на всякой войне, есть насилие, траншеи, враги и развязка.
В 2003 году Рик Ровли (Rick Rowley) снял документальный фильм, имевший определенный успех в альтернативных кругах. Ровли использовал тезисы сапатистов о так называемой Четвертой мировой войне: неолиберальная глобализация выбросила на обочину жизни миллионы ненужных людей и привела к многосторонней и кровавой войне между гражданами, политико-экономической верхушкой и преступными кланами, руководящими этой капиталистической глобализацией.
«Война без поля боя. Борьба без врага. Война, которая присутствует везде. Тысячи гражданских войн. Бесконечная война», - так начинается документальный фильм, вступление к которому уже содержит ряд ошибок: поля боевых действий есть, враг известен, война должна иметь конец.
И в этой Четвертой мировой войне есть траншеи. О некоторых из них говорят на Международном конгрессе против репрессий, проходящем в эти дни в Европе; другие можно лишь определить на основе альтернативной информации, рассказывающей о ежедневных сражениях, которые ведут народные движения, а также отдельные граждане в различных точках планеты.
Но, наверное, с особой отчетливостью эти траншеи видны в Латинской Америке, и именно там проще всего определить врага. Существуют по крайней мере четыре главных траншеи на этом континенте, совпадающие с таким же количеством заклятых врагов:
1. Траншея природных богатств. Борьба, идущая в Конге (Conga), Бело Монте (Belo Monte), долине Полочик (Valle Polochic), в Черане (Cherán), борьба индейцев мапуче и в округе Нгабе-Бугле (Comarca Ngäbe-Buglé) свидетельствуют о мировой войне в защиту Матери-Земли.
Некоторые обвиняют народные движения, которые несут потери в этой войне, в наивности и недалекости. Но речь не о том. Очевидно, что чрезмерное потребление энергетических и сырьевых ресурсов происходит в промышленно развитых странах, но глобализация создала политический и правовой контекст (в том числе благодаря вашингтонскому консенсусу), чтобы разграбление (через несколько веков после колониального захвата) повторилось на тех же землях Латинской Америки, хоть и истощенных, но все еще богатых ресурсами.
У врага есть лицо. Это советы директоров и полномочные представители. И их сообщники: коррумпированные и продажные правительства Латинской Америки, правители, не умеющие ничего иного, кроме как распродавать свою родину в обмен на объедки с барского стола глобализации. Гражданское восстание происходит по двум причинам: в одних случаях из-за искренней убежденности в необходимости защиты природных богатств и собственной территории, как основы жизни и своих прав. В других – в силу того очевидного факта, что распродажа природных ресурсов выталкивает нас на обочину исторического процесса: такого количества рабов не нужно; более того, большинство населения мешает этому великому проекту.
2. Траншея представительной демократии. Мировая система, выстроенная на принципах западной либеральной демократии, которую по непонятным причинам называют представительной демократией, находится в явном упадке. И этот упадок наблюдается повсеместно. И если в Греции и Испании этот упадок проявился лишь в связи с экономическим кризисом и крушением так называемого государства всеобщего благоденствия – эта уловка использовалась в течение полувека, чтобы затормозить развитие революционных процессов - то наша Америка бурно реагирует на очередной обман, пришедший на смену диктатурам и репрессиям.
Мексика стала красноречивым примером этого за последние дни, но протесты и выступления против авторитарной системы, пренебрегающей интересам и правами народов, происходят и в других странах. Четвертая мировая война идет в Гондурасе, Гватемале, Панаме, Доминиканской Республике, Гаити, Парагвае, Боливии, Перу, Чили и Эквадоре. А враг хорошо известен: это традиционная власть (она может называть себя правой или левой), которая разворовывает национальное достояние в интересах меньшинства. Она делает это для того, чтобы не допустить большинство к перераспределению богатства? Нет. Латинская Америка стоит вовсе не перед той проблемой, с которой столкнулась до недавнего времени благополучная Европа. Все гораздо глубже. Народные масса не допускаются к участию в политической жизни, к принятию важных для нас решений, к управлению территориями, они не имеют права голоса по вопросам, которые касаются нас самих. В других странах, как, например, в Аргентине и Бразилии, видимость распределения богатств, «обусловленная передача экономических ресурсов» (по сути дела, новая форма лакейства) все еще успокаивает широкие слои населения, но это лишь вопрос времени. Народ восстанет неизбежно.
3.
Траншея колониализма в области образования. Это поле битвы может показаться наиболее расплывчатым, но оно имеет основополагающее значение. Точно так же, как Марти (Martí), Фирмин (Firmin), Фанон (Fanon), Марьятеги (Mariátegui) и Вильямс (Williams) шли в авангарде критического мышления прошлого, в настоящее время часть наших научных кругов и интеллигенции ведет борьбу с диктатом западноевропейской идеологии. Достаточно назвать имена Анибала Кихано (Aníbal Quijano), Сильвии Риверы (Silvia Rivera), Сайяка Валенсиа (Sayak Valencia), Эриберто Йепеса (Heriberto Yépez), Хуана Хосе Баутисты (Juan José Bautista), Рамона Горсфогеля (Ramón Gorsfoguel), Мальдонадо-Торреса (Maldonado-Torres), Марии Галиндо (María Galindo) и многих других, которые сражаются на полях этой напряженной войны. Ее раскаты, возможно, не докатываются до широких слоев населения сквозь глянцевые СМИ, но эта война вызывает глубинные сдвиги в общественном сознании, ставя во всей своей полноте вопрос об освобождении образования из-под гнета. Враг тоже выражается предельно ясно. В этом ему оказывают прямое содействие и поддержку центры власти и учебные центры Запада. К его услугам целая армия борзописцев, рассуждающих о постмодерне или выступающих в защиту ложных буржуазных свобод, которые со времен войн за независимость продолжают оставаться либеральной утопией, столь же невозможной для осуществления, сколь и лживой в основных своих посылах.
4. Траншея информации. Значительная часть побед, одержанных официальной властью – правительственными кругами, международными финансовыми учреждениями и корпорациями – приходятся на сферу массовых коммуникаций. Я не имею в виду СМИ или управление информационными потоками, а все информационные пространства на территории наших стран: школы, общественные площадки, семьи, организации… Народные массы сделали огромные шаги в этой области за последние годы. Обширная сеть альтернативных СМИ, постоянно расширяющаяся сеть альтернативного обучения в Латинской Америке, новый взгляд на исторические процессы, все более жесткая критика колониализма, разъедающего изнутри движения и организации, и молодежь, создающая новые формы совместной жизни на основе возрождения принципов общины и отказывающаяся от либеральной модели семьи буржуазного общества. Все это уверенно пробивает себе дорогу в сфере культуры, слов и символов.
Предстоит сделать еще многое, но дорога намечена, и мы уже знаем, как прорвать информационную блокаду властей. Весьма показателен в этом отношении пример Мексики. В ответ на попытку властей замолчать жестокое подавление полицейскими народных выступлений 1 декабря, альтернативные СМИ сумели донести до общественности правдивую информацию о событиях и заставить официальную прессу отреагировать на бесчинства сил правопорядка, совершенные в тот день и осветить последующее урегулирование кризиса.
В начале я выразил несогласие с тезисом Ровли о том, что у этой войны нет конца. Конец у нее будет. Мы не знаем, кто победит, не знаем, сумеет ли большинство граждан нанести поражение власти, или после победы транснациональных корпораций, фондов-стервятников и услужливых политиков мы вступим в длинную ночь нового Средневековья. Весьма вероятно, что спираль насилия будет раскручиваться и дальше, но бояться этого не нужно. Не нужно также приравнивать сопротивление и оборону к агрессии, хаосу и бессмысленности. Возможно, от обороны мы перейдем к нападению, и это тоже не надо рассматривать как нелегитимный шаг. Четвертая мировая война ежедневно оставляет после себя тысячи погибших, а также жертвы, которым удается выжить. В Латинской Америке миллионы людей были вынуждены покинуть насиженные места в результате насилия официальных властей; почти 200 миллионам людей отказано в основном праве на еду и кров; многие миллионы живут в весьма стесненных жизненных обстоятельствах; миллионы женщин страдают от патриархальных отношений, которые выгодны только тем, кто обогащаются за счет чужого труда. Тысячи людских сообществ выселяют с мест постоянного проживания, обрекая их на изгнание. Появились новые формы расизма, замаскированные под динамичное развитие, с помощью которых коренные народы, в частности, потомков африканцев, все в более жесткой форме принуждают покинуть места их обитания. Но их сопротивление день ото дня тоже становится все более решительным.
От того, каким образом всему этому наступит конец, кто одержит победу в этих битвах, будет зависеть будущее человечества и планеты, на которой мы проживаем, несмотря на хищническое отношение властей. В Латинской Америке находится одно из самых крупных полей сражений. Оно находится здесь, потому что есть силы сопротивления, есть достаточно большая гражданская армия, готовая выступить на врага. И как на всякой войне, ключевым вопросом будет освещение хода боевых действий. Власть уже держит наготове подкормленных журналистов и отлаженную пропагандистскую машину. Народы готовят свой ответ.
Комментарии
"...борьба индейцев мапуче и в округе Нгабе-Бугле (Comarca Ngäbe-Buglé) свидетельствуют о МИРОВОЙ ВОЙНЕ в защиту Матери-Земли." - Спасибо автору, день начался с удачной шутки...