Веселой хануки, Израиль.

На модерации Отложенный

Начался праздник, и закружились дредлы – ханукальные волчки, указывая буквами  «нун», «гимел»,  «hэй» и  «пей»  на то, что "великое чудо случилось здесь" - «нес гадоль hая  по».

 

Ханука  связана с двумя чудесными событиями: победой Маккавеев над превосходящими во много раз силами противника и восьмидневным горением такого количества освященного масла, которого должно было хватить всего на один день. И в том, и в другом случае  совершенно недостаточного, по всем расчетам,  количества  людей  и специального масла  хватило и для военной победы, и для сохранения ритуальной чистоты Храма. 

 

Маккавеи смогли победить только потому, что были абсолютно уверены в своей правоте. Не обладая ни количеством бойцов, ни вооружением, ни особыми военными навыками, они обращали в бегство вражеские армии бесстрашием и внезапностью своего нападения.

 

Такую силу духа давала им вера в то, что Израиль должен идти своим путем и держаться собственных традиций, не примешивая к ним порядки других народов. Восстание произошло не тогда, когда Антиох разграбил Храм  и забрал всё богатство Израиля, но тогда, когда он стал вводить в народ чужие обычаи.

 

Евреи с древних времен принимали чужеземцем, желающих понять их идею и следовать ей, но всегда сопротивлялись чужому влиянию на свое  мировоззрение. Под «еврейской идеей»  я имею в виду не религию в её современном виде,  хотя она и является, важной частью народной культуры и прочными рамками, сохранившими народ от ассимиляции на протяжении сотен лет изгнания. Я говорю о той изначальной идее, которую провозгласил Авраам, и которая явилась основой образования еврейского народа, а позже и его религии.

 

Суть идеи Авраама заключается не только в том, что существует единая Высшая сила, но и в том, что сотворение Ею этого мира имеет определенную цель, а именно –

привести все творения к наивысшему состоянию гармонии и счастья. Путь же к этому лежит через претворение в жизнь определенных духовных законов.

 

Краткую суть этих законов выразил Гилель, бывший, в первом веке до нашей эры, главой Санхедрина -  Совета мудрецов Израиля. Когда некий человек попросил Гилеля  научить его всей Торе, «пока он стоит на одной ноге», то есть сказать ему главное, что есть в ней, Гилель ответил так: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а).

 

Так же учил и Раби Акива – глава мудрецов  Израиля времен разрушения Второго Храма. Он говорил, что «Возлюби ближнего как себя» (Ваикра 19:18) есть основополагающий принцип еврейского учения, а остальные 612 заповедей Торы и всё, что в ней содер­жится, есть составные час­ти, обобщенные этой единой заповедью.

 

Вот эту идею  претворения в жизнь духовных законов  и защищали Маккавеи, черпая в ней силы и мужество противостоять многочисленным, хорошо вооруженным войскам.

И хотя внешне насилие захватчиков выражалось в запрещении совершать обрезание, в принуждении есть свинину и в других, казалось бы, чисто ритуальных нарушениях, по сути  - оно погружало народ Израиля во тьму язычества, разрушая его внутреннюю сущность. Потому что «служение идолам», - то есть обожествление сил природы, - означает стремление к исключительно материальным ценностям: власти, почестям, богатству, то есть жизнь без духовного идеала – то, что отверг Авраам, разбив идолов и провозгласив Единого Бога. 

 

Сегодня Израиль тоже противостоит врагам. И как сказано в притчах царя Соломона, «если голоден враг твой, накорми его хлебом…», так мы и поступаем: поставляем в атакующую нас Газу электричество и стройматериалы, разбрасываем листовки, предупреждающие о том, где и когда будет нанесен авиа-удар, и отдаём за одного солдата сотни головорезов. Но это никого не убеждает в нашей справедливости.

 

Мир поддерживает наших врагов, антисемитизм продолжает нарастать, бывшие союзники отворачиваются от Израиля, лишая его своей поддержки. И мы не можем решить свои проблемы простым  военным путем. Да, надо защищаться и, если это необходимо,  атаковать, но кардинальное решение лежит в иной плоскости.

 

Мы пытаемся действовать как все, полагаясь на силу оружия и забывая про внутренний дух,  забывая  о том,  кто мы такие и зачем существуем. Именно против этого восстали в свое время Маккавеи – против уподобления евреев остальным народам.

 

Но у нас иная судьба. Мы  с самого начала собрались вокруг идеи - и призваны были, и согласились её нести. Мы пошли за Авраамом, и потом - за Моисеем, и получили то, чего не было ни у кого. И это не для того, чтобы задирать свой еврейский нос, но чтобы претворить эту идею в собственной жизни.

 

Неужели,  десятки веков живя в изгнании среди других народов, мы сохраняли свою самобытность только затем, чтобы, вернувшись на свою землю, обо всём забыть? Чтобы устроить грызню за власть между десятками политических партий, делить общий пирог  и наживаться друг на друге?

 

Современный Израиль создавался людьми, объединенными общей болью и совместной судьбой. После сотен лет скитания они захотели вернуться домой и построить безопасное, свободное и дружелюбное общество, в котором хотелось бы жить. В этом и состоит историческая задача еврейского народа, без выполнения которой его существование теряет смысл. И действительно, не видя в существовании еврейского государства никакой необходимости, западный мир, напуганный исламским экстремизмом, готов сдать Израиль арабским странам, объединившимся в ненависти к нему.

 

Однако, сказано в книге пророка Исайи, что Израиль будет «светом для народов», и они «понесут сыновей Израиля на плечах и дочерей его на руках». И это значит, что в тот момент, когда мы реализуем в своей среде те духовные принципы, вокруг которых сформировался в своё время  наш народ, остальные народы начнут нас ценить и перестанут атаковать и ненавидеть. И тогда сильный и свободный Израиль будет не раздражать, а радовать народы, потому что покажет и им возможность  построить достойную и безопасную жизнь.