Возможен ли не бандитский капитализм в России?

На модерации Отложенный

Коллега Андрей Андреевич Пионтковский очень убедительно в своих многочисленных статьях характеризует путинизм, как вершину бандитского капитализма. Однако, и самого господина Путина, судя по его заявлениям, не устраивает положение капиталистических дел в стране. «Криминалу не место во власти», - объявил он в своем последнем послании, что означает готовность бороться с криминалом или, проще говоря, бандитизмом, но в рамках системы капитализма.  Так что, возможно, его цели совпадают с целями самого Пионтковского, который избрался в  КС и примкнул к буржуазной «оппозиции»,  которую в общем-то устраивает капиталистическая система в России.

Так вот зададимся вопросом: а возможен ли не бандитский капитализм в России?

Для начала следует заметить, что бандит и коррупционер – это явление одного преступного порядка. Более того, бандитизм (он же терроризм) точно такой же системный признак капитализма, как и коррупция.  Так вот, чиновники в массе своей бывшие в начале девяностых честными советскими бюрократами, стали воровать не по своей воле, а в силу обстоятельств. "Команда" Бориса Ельцина, который пришел к власти, форсировала переход к капитализму, то есть системе, где богатство является властью. Таким образом, была поставлена капиталистическая задача: создания класса богатых людей, то есть людей, которые должны осуществлять власть в стране.  И её решением «лицом к лицу» столкнулась советская номенклатура.   

Кстати, также следовало бы заметить, что переход к капитализму осуществлялся без санкции народа. Борис Ельцин, в отличие от своей «команды», избран был народом, но он никогда не упоминал в своих предвыборных речах капитализм и социальные последствия такой трансформации. Вообще-то народ требовал больше народовластия, больше демократии, то есть больше социализма. Формально Ельцин и его команда действовала вроде бы в русле народных пожеланий, но они рассматривали, в качестве «образца демократии» -  США, поэтому все реформы были осуществлены под диктовку американских советников, в том числе и специалистов по обработке массового сознания.

Гайдаро-чубайсовские реформы открыли широкие возможности для обогащения торговой мафии, криминалитета, а также частично «красных» директоров, зато закрыли эти возможности для чиновничества, а том числе и всех представителей силовых структур, у которых по-прежнему оставался один источник доходов – это очень скромная зарплата. И криминалитет, используя инструмент выборов, якобы демократический, но где решающую роль играют деньги, ринулся во власть. На эту амбразуру, можно даже сказать геройски, бросилась советская номенклатура, которой пришлось действовать, исходя из ситуации. В результате все выборы вылились в противостояние мафиозных денег и административного ресурса, часть которого чиновники стали продавать.

Безусловно, игра с бандитами и по бандитским правилам породила феномен бандитского капитализма, о котором пишет Пионтковский. Так как же он, а также Путин думают разрубить этот гордиев узел, связавший тотально коррумпированный госаппарат и паразитический сырьевой бизнес? Может быть они хотят снова предложить чиновникам жить на одну зарплату? Плохого в этом ничего нет, потому что так живет большниство в нашей стране. Но кому в таком случае власть перейдет? Может быть  "цивилизованному" иностранному бизнесу? В таком случае во властной системе не будет места ни для интеллектуала Пионтковского, ни разведчика Путина. Вообще-то, инициаторы капиталистических реформ рассчитывали, что надо только пережить издержки «капиталистического» строительства, неизбежные, как говорилось, для этапа «первоначального накопления капитала», зато потом, дескать, страна заживет...

Давайте, посмотрим, как, в целом, в мире живет капиталистическая система, то есть система, заточенная на увеличение капитала – богатства, имеющего денежный эквивалент, какие у неё перспективы?

В 2008 году разразился мировой экономический кризис, который показал, что бескризисной модель капитализма пока ещё не стала. Проблема ещё в том, что решить кризисные проблемы капитализм всегда пытается с помощью войны. Об этом писал очень давно выдающийся исследователь капитализма, как Карл Маркс. Возможно, он был не прав, капитализм изменился, капиталисты вообще не хотят нелестных противопоставлений... Они предлагают, обойтись без названий со всякими там «измами», а именоваться как-нибудь красиво, типа: "свободный, свободный мир на основе рыночной экономики и соблюдения прав человека".

В конце концов, каждый может представляться именем, которое нравится…  Вопрос не в этом, а в том, как будут решаться реально существующие экономические проблемы? Они заключаются в том, что в мире существует один ярко выраженный полюс потребления – это США.  Потребление этой страны в два раза превышает, создаваемый ею ВВП. Это объясняется тем, что американцы мало того, что вывели своё производство в страны с так называемой «дешевой рабочей силой» и получают доходы на вложенный капитал, но они также, используя возможности производствва мировой валюты за счет агрессивной денежной политики, скупают акции прибыльных, в основном сырьевых предприятий по всему миру.   

Таким образом,  дальнейший экономический рост связан с увеличением потребления США, притом, что уровень потреблением американцев с учетом ресурсной базы и уровня технологии итак уже достиг недосягаемой для всех остальных стран высоты. По этому в полный рост встала проблема сохранения прежней конфигурации системы с лидерством в лице США. Мирными средствами это достижимо только при одном условии, если американцы, которые в настоящее время насыщают мир деньгами и осуществляют функции управления, благодаря информационным технологиям и ресурсам, поднимутся ещё и на новый технологический уровень - безотходного промышленного производства.

Такие технологии уже существуют, но в единичных образцах, тогда как речь идет о массовом их применении в национальном масштабе.  США могут сохранить бы за собой лидерство, если будут демонстрировать и продавать по всему миру такие экологически-безопасные технологии производства, спасая планету от экологической катастрофы. Вместе с тем пришлось бы пересмотреть укоренившиеся взгляды на перманентный экономический рост, то есть изменить парадигму, суть капиталистического развития. Но на такой подвиг американцы вряд ли способны, в силу своего особого «предпринимательского» менталитета, но в силу того же самого менталитета и добровольно уступать своё лидерство они не захотят.

Пока что «свободный мир» запрограммирован на экстенсивную эксплуатацию природных ресурсов, и Россия, обладающая ими в большом объеме, этим пользуется по полной программе, усугубляя шаткое положение системы. В немалой степени этому способствовали сами американцы, которые теперь добиваются контроля над российскими ресурсами. Последние мировые события свидетельствуют о нарастающей в мире военной истерии, что неоднократно случалось и ранее. Так, революция 1917 года как раз и произошла на волне  недовольства народа, пытавшегося вырваться из бессмысленной и беспощадной бойни первой мировой войны.

Так что, скорее всего  никакого другого, кроме как «бандитского» капитализма в России не может быть, поскольку существование самой капсистемы проблематично в мире. С этой точки зрения, открываются совершенно другие социалистические перспективы, которые, скорее может оценить Андрей Пионтковский, известный, как политик «левых» взглядов