Еще раз про Исландию и прямую демократию. Дмитрий Анов

На модерации Отложенный  

Единственный раз, когда Исландия в самом деле получила признание в российских новостных сводках, случился во время извержения Эйяфьятлайокудль, вмешавшегося в жизнь Европы. Вулкан навел панику по всему континенту, когда он заставил всех пересесть с авиалайнеров на автобусы и железные дороги на долгое время. Конечно, из курса истории известно про хитреца Эрика Рыжего, а из уроков географии - про обилие гейзеров. Однако действительно познять, что же такое Исландия, захотелось лишь пару лет назад, когда услышал новость про отказ официального Рейкьявика платить по долгам. Что за чертовщина?

Спрашивалось: почему они не поступили как другие страны Евросоюза. В один голос все бизнес-аналитики порешили, что на стране можно ставить крест. Члены ЕС пытались реанимировать систему кредитования - официальный Рейкьявик почему-то решил иначе. Всюду правительства выкупали плохие долги, поддерживали гибнущие банки и сокращали бюджетные расходы на социальные нужды. Исландцы же отказались помогать банкам и выплачивать внешние долги, созданные недобросовестной работой финансистов. Это вызвало сильное негодование у международного сообщества.

Предысторией описываемых событий служит приватизация исландских банков в далеком 2003 году. Они предложили онлайн-банкинг в целях привлечения иностранных инвесторов. Минимальные затраты давали относительно высокие показатели доходности. IceSave привлекли множество британских и голландских инвесторов. Однако, по мере роста инвестиций рос и внешний долг банков. В 2003 году долг Исландии равнялся 200% её ВНП.В 2007 году он составлял 900 процентов. Исландия ощутила на себе мировой финансовый кризис больше, чем любая другая страна Европы. Рост инфляции и безработицы в совокупности с падением ВВП поставили Исландию в чрезвычайно сложную экономическую ситуацию.

В итоге три главных исландских банка - Landbanki, Kapthing и Glitnir - были национализированы, а крона потеряла 85% своей стоимости по отношению к евро. Социологи прогнозировали рост числа эмигрантов из страны. Отчаявшаяся Исландия сделала ход конем. В тех случаях, когда все остальные правительства выручали банкиров, Исландия решила позволить банкам обанкротиться, что фактически обеспечило безопасность для социально незащищенных граждан. Вместо того, чтобы успокоить иностранных инвесторов, Исландия ввела контроль над движением капитала, чтобы дать себе пространство для маневра. В конце года Исландия объявила банкротство...

В это же время простые исландцы с крышками от кастрюль и сковородками отправились к парламенту. Граждане, громко протестуя, изгнали правящее консервативное правительство. Эдакая "Кухонная революция". А как иначе? Еще в 2007 году Исландия, согласно докладу ООН, была наиболее благополучной страной в мире. Это место она получила благодаря высокому качеству и продолжительности жизни, доходам на душу населения и доступности образования. Мнение о том, что граждане должны платить за ошибки финансовой монополии, изменило отношения между гражданами и их политическими институтами. Состоялись досрочные выборы и референдум, на котором более 90% населения отказались уплачивать внешний долг банков. Президент подтвердил решение народа.

На последующих внеочередных парламентских выборах победила пестрая "солянка", основу которой составляли социал-демократы, троцкисты, ЛГБТ и "зеленые". Тогда же начался суд над бывшим премьер-министром, взамен него на пост взошла открытая лесбиянка, состоявшая в гражданском союзе со своей возлюбленной. В итоге никаких кровавых расстрелов, Исландия решила меняться посредством интернет-технологий.

Для создания проекта будущей Конституции исландцы всеобщим голосованием выбрали 25 членов Конституционного совета из 522 кандидатов. Старая была создана впопыхах, когда в 1944 американские солдаты высадились с целью защиты от гитлеровских войск, а по Копенгагену, которому тогда подчинялся остров, зашагали нацисты. Явка на данных выборах составила почти 36%. Кандидатом мог стать каждый, кроме профессиональных политиков, доверие к которым, судя по опросам, и так было минимальным. В итоге свои мандаты получили 15 мужчин и 10 женщин. В основном - это рыбаки, фермеры, служащие, инженеры, врачи - никаких медиа-фигур и поп-див. Они и составили Комитет Простых Людей. Задача избранных заключалась в обновлении нынешней Конституции с учётом пожеланий населения.

Свое законотворчество они начали с изучения 700-страничного отчёта о пожеланиях. Данный документ всего лишь за один день создали 950 случайным образом выбранных исландцев. Им мог стать каждый в возрасте от 18 до 89 лет.  На написание проекта Конституции было выделено четыре месяца. Отдаленно это напоминало создание Wikipedia, когда все заинтересованные могут принять участие. Никогда прежде основные ценности Конституции не определялись методом "краудсорсинга". Стоит отметить, что местное народовластие наподобие новгородского вече - древнейшее из сохранившихся с тех пор, как викинги предпочитали решать свои проблемы самостоятельно.

Простые граждане решили вдохнуть новый воздух, интеллектуальная элита одобрила подобные меры, как итог правительство пошло на уступки. Это был проект новой конституции, разработанной самими гражданами. Никаких межпартийных споров, никакого участия властей и политической элиты. Сайт Комитета Простых Людей быстро стал инкубатором для комментариев, было вынесено на общественный суд более чем 1600 предложений и замечаний по предложенному тексту.

Советы сыпались из самых отдаленных селений страны. Комитет работал по принципу консенсуса и с прозрачной отчетностью. Меньше чем за год было выдвинуто четыре тысячи замечаний от граждан. Более 3600 письменных комментариев были размещены на сайте посетителями. Члены Комитета ответили на все. Почти все полученные предложения и замечания оказались полезными в той или иной форме.

Опасения, что платформа будущей Конституции может утонуть в бреду и троллинге, оказались напрасными. Прямые трансляции в Интернете, а также встречи с Комитетом на телевидении регулярно наблюдали около 150-450 зрителей. Группа работала над проектом с апреля, и все время размещала результаты работы на своих аккаунтах. Это позволило сотням граждан высказать свое мнение о проекте через сайт структуры. Напрашивается сравнение с выборами в Координационный Совет в России, когда большинство предложений на официальном "фейбуке" были проигнорированы, а потом и вовсе было запрещено комментирование. Созданные гражданами же для каждого члена КС электронные приемные на платформе Google, за редким исключением, остались народными избранниками невостребованными.

В свою очередь, Комитет Простых Людей имел страничку на Facebook, Twitter, YouTube и Flickr. Следует отметить, что в Исландии 95% населения имеют доступ к Интернету. Что ж, в России доступ к Интернету имеют лишь 42%, из них треть имеет доступ чаще, чем раз в месяц. Парламентский комитет приступил к рассмотрению проекта 1 октября  2011. Основные пункты нового проекта базировались на следующих принципах:

  • Распределение властных полномочий, причем с упором на вовлечение граждан в управление.
  • Усиление роли парламента в финансовом контроле. Для избрания спикера парламента и принятия некоторых других решений будет требоваться не простое, а квалифицированное большинство. Создаётся новый орган, Совет по законам, который будет исследовать новое законодательство на соответствие конституции
  • Обязательная прозрачность властных структур. Каждый имеет право собирать и распространять информацию. Обязательно документирование всех обсуждений, их процесса и результата голосования. По всем секретным данным должна быть доступна информация о причинах конфиденциальности и предел времени по секретности.
  • Обязателен нейтралитет в Сети и свобода слова для СМИ. При том, что даже сейчас организация «Репортёры без границ» оценивает местные масс-медиа как одни из самых свободных в мире. Свобода прессы и редакционная независимость должны быть закреплены законом. Защита журналистов, источников и информатора должны обеспечиться беспрекословно. Запрещается нарушать анонимность без согласия поставщика информации, за исключением уголовных дел и только в соответствии с решением суда.
  • Правительству и другим органам власти вменяется обязанность информировать граждан о состоянии окружающей среды. Природные ресурсы, не находящиеся на момент принятия конституции в частной собственности, объявляются навечно коллективной собственностью граждан. Данный пункт вызвал особый гнев среди консервативно настроенных владельцев крупных рыболовных флотилий, которые призвали бойкотировать мероприятие.
  • 10% электората вправе требовать референдума по любому закону, принимаемому парламентом. 2% могут предлагать парламенту проекты законов. Все вопросы, связанные с передачей Исландией части суверенитета международным организациям, автоматически выносятся на всенародный референдум.

Исландия избежала серьезных экономических передряг или значительного падения уровня жизни. Она сумела ограничить рост безработицы и страданий наиболее уязвимых слоев населения. Своевременный отказ погасить чужие долги и перспективы практики прямой демократии принесли свои плоды. Сейчас результат налицо. К началу 2012 года заметен рост экономики, восстановление докризисного ВВП и уменьшение безработицы. Инфляция упала с 20% до 6%, ежегодный рост экономики колеблется в районе 2,6% - 2,9%, безработица сократилась до 5,8%. Правительство официально отменило кризисную ситуацию в стране. Состоялся референдум относительно проекта Конституции. 49% приняло участие в нем, из них примерно две трети согласились принять новый основной закон. Главный урок от краудсорсинг-эксперимента Исландии может быть универсальным - относитесь к людям с уважением и они ответят тем же. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. В целом, пример Исландии - это не сага о классовой войне, а скорее опыт народовластия, основанный на современных технологиях. В стране проживает только 250 тысяч человек, из них большая часть в столице. Возможно ли такое в больших масштабах - вопрос открытый.

Изначальные волнения не ставили собой цель свергнуть правительство, а требовали, напротив, сохранения социальных гарантий, несмотря на то, что изначально подразумевалась помощь финансовым институтам. Социал-демократический миф был вновь плотно зацементирован усилиями народных масс, не пожелавших смириться с возможностью потери своих благ. Сейчас общество полно надежд и иллюзий касательно позитивных действий проекта. Однако, необходимо помнить, что это первый опыт подобных реформ в масштабах всей страны, а значит необходимо отдать должное их создателям.