Случилось так, что одна из моих командировок в столицу, - по-моему, дело было году в 1976, - совпала с какими-то очередными выборами, на которых тогда не надо было, (в отличие от современных выборов), размышлять, а требовалось просто опустить в урну бюллетень с фамилией единственного кандидата.
Однако, несмотря на кажущуюся сейчас некоторую бессмысленность такой процедуры, не участвовать в выборах было не принято, тем более, что сама процедура обставлялась торжественно. По радио звучала громкая музыка, а в буфете продавалось пиво и дефицитные бутерброды.
Я взял у себя в городе открепительный талон, обратив при этом внимание, что назывался он как-то по-другому.
В Москве жили мои родные. Я и сам прожил там к тому времени половину жизни, и очень любил приезжать в родной город. Родным тоже нравилось, когда я приезжал. Странно, но с тех пор, как я оставил Москву, мы стали друг другу почему-то дороже, и поэтому каждый мой приезд превращался в небольшой семейный праздник.
Так было и в этот раз. Перед тем, как сесть за праздничный стол, мы всей семьей отправились голосовать. Поход на избирательный участок был мне приятен еще и тем, что помещался он в моей родной школе. Мой старший брат и его жена тоже когда-то раньше учились в этой же школе, и тоже, как и я, радовались встрече с ней.
Одним словом, в вестибюль школы я вошел в самом лучшем, приподнятом настроении. Мы поднялись на третий этаж, где в актовом зале разместился избирательный участок, и где проходило голосование. Мои родные сразу отправились к столику с буквой, на которую начинается наша фамилия, мне же объяснили, что я с моим открепительным должен подойти к секретарю участка.
За столиком секретаря сидела прелестная блондинка. Очаровательное лицо девушки было мне мучительно знакомо: длинные волосы, голубые глаза, правильные черты, доверчивый милый взгляд. Странно, но при этом я был уверен, что мы не знали друг друга. Киноактриса? Диктор телевидения? Я совсем недавно где-то видел ее! Но ведь я только вчера приехал в Москву. Как же так? Наваждение какое-то. Все это пронеслось у меня в голове, пока я шел к ее столику.
Но – девушка была очень мила, на душе у меня, как я сказал, был май, я шагал к столику пружинящей походкой. Я шел к ней и улыбался. Само собой, я шел не знакомиться и не назначать встречу. Мне просто хотелось, чтобы мой праздник стал праздником и для моей знакомой незнакомки.
Я хотел передать ей хотя бы маленькую частицу моего счастья. Я, как мне казалось, излучал поток обаяния, который все увеличивался по мере приближения к ней.
Вероятно, какие-то остатки пороха в моих пороховницах еще уцелели, потому что девушка, улыбнувшись, поднялась с места, и даже, мне показалось, чуть-чуть покраснела.
- Добрый день, - сказал я, - с праздником вас!
- Здравствуйте. Спасибо, и вас так же. Я вас слушаю.
Если вы хотите знать, какой у нее был голос, то наберите номер справочной Курского вокзала. Автомат вам скажет «ждите ответа», но скажет так, что вам захочется ждать ответа хоть всю жизнь: столько женственности, тепла и внимания в голосе, записанном на пленку.
- Я к вам, - сказал я, хотя и так было ясно, что я к ней. – У меня, - я поискал в кармане пиджака, и, вытащив листок, прочитал название, которое никак не мог запомнить. – у меня к вам направление.
Девушка взяла листок и стала его читать. Потом она подарила мне долгий, немного смущенный и явно заинтересованный взгляд. Вероятно, среди бледных московских лиц моя загорелая физиономия, как говорится, смотрелась.
Возможно, она тоже вспоминала, в каком фильме она меня могла видеть. Она еще раз прочитала листок от начала до конца и спросила, как мне показалось, в некотором замешательстве:
- А вам, собственно, куда?
Я наконец сообразил, в чем дело: моя милая секретарша впервые видела открепительный талон! Я ободряюще улыбнулся и мягко сказал:
- Куда угодно. С этим документом я мог бы пойти куда угодно, не обязательно к вам. Но я рад, что пришел именно к вам.
Девушка еще раз взглянула на листок, потом протянула его мне:
- Посмотрите.
- Что-нибудь не так? – я взял листок и – о, Господи! – прочитал:
«Направление. Больной такой-то (стояла моя фамилия). Возраст – 40 лет. Направляется для рентгена левого колена. Подпись – врач такая-то».
Рассказывать дальше? На наш с девушкой хохот прибежали с испуганными лицами мои родные, вообразившие, очевидно, что у меня истерика. Потом они, поняв, в чем дело, хохотали вместе с нами.
Но что был этот хохот по сравнению с тем, что донеслось из окон актового зала, когда мы вышли на улицу!
Что же добавить? Настоящий открепительный талон, который лежал у меня в другом кармане, и по которому я все же проголосовал, называется не «направление», а «удостоверение».
Изображение девушки, очень похожее на мою незнакомку, я видел раньше на духах «Наташа».
Когда мне становится грустно, я набираю номер справочной Курского вокзала, слушаю, как милый знакомый голос говорит мне: «Ждите ответа… ждите ответа…» и вспоминаю эту историю.
Комментарии
Сергей , а если Вам рассказывать истории, чтобы Вы их литературно переделывали, так можно?
Выборы были местными, а уезжала я в командировку далеко от своей местности. Но открепление всё-таки получила: Вы правильно пишете, что в те времена не участвовать в выборах было не принято.
Вот приехала я в пункт назначения. Пошла отыскивать избирательный участок. И вдруг подумала, что иду голосовать за совершенно неизвестного мне человека. Постояла, постояла - и не пошла голосовать!
Так впервые я не участвовала во всеобщем празднике, на котором обязательно побеждал " блок коммунистов и беспартийных". И, надо сказать, меня моё отступничество довольно долго мучило...
;-)
Грёбаный экибастуз ! это же надо взять и непроголосовать !!!!!!!!
;-)
из фильма какого то присказка
сам не помню из какого
;-)
вспомнил
вот ить грёбаный экибастуз
;-)
А я вспомнила свои первые выборы . Мы жили тогда в районе, который активно застраивался. Наш избирательный участок находился неблизко, нужно было пройти через огромный пустырь, который в скором времени превратился в большую стройплощадку. А до этого, узкая петляющая тропинка, в межсезонье и зимой, становилась совершенно не проходимым путем. В то утро выборов тропка чудесным образом превратилась во вполне приличную дорогу, довольно ровную грунтовку. (Трактора поработали..(!)
Спасибо, мне понравилось.
Воспоминания с любовью.
Но я за свою советскую жизнь ходила на выборы всего лишь дважды, после получения паспорта. И никогда никаких внушений по этому поводу не слышала.
С одной стороны, репрессий не было. С другой - как набирался такой процент избирателей?
Моя мама, бывшая в 60-70-е годы бессменным членом избиркома, утверждала, что за приписки их бы сразу под суд отдали...
Помню, в детстве я ходила к ней на избирательный участок как на праздник. Буфет, киоск с книгами, оживленные веселые люди... Почти как в авторской забавной зарисовке...
Вообще-то Венера была Милосской, в отличие от Аполлона. :)
А вот коротюсенький мой Вам подарок в ответ:
захотелось мне когда-то в молодости приобрести пластинку с модным рок-н-роллом.
Такую пластинку можно было только купить на толчке.
У какого-то барыги я купил плиту с красивой наклейкой на английском языке и помчался домой скорее слушать.
Придя домой и даже не снимая пальто, я бросился к проигрывателю.
Включаю его и с нетерпением начинаю слушать.
А с пластинки раздается лишь шуршание иголки, но я расстроенный все жду рок и какие-то непрятные мурашки при этом бегают по спине.
И все же в конце я дождался, голос: вы хотели послушать рок, так сосите за это ... и дальше неприличное слово:))
А ведь так хорошо все начиналось...
Смеялась в голос тоже. И где-то в далеких уголках памяти всплыли и духи "Наташа", и избирательные участки в школах советского прошлого...
У вас настоящий талант расказчика - так здорово подобраться к кульминации...Баво!
А с коленкой что было?
А выводы....?
Голосуете только дома? В одежде без карманов?
что можно так существовать !!! Мы с этой УРНОЙ ездили на шикарной волге с напарником и спускались в такие подвалы ... видели людей одиноких , которые никому не нужных , однако они были рады ОЧЕНЬ и голосовали с превеликим достоинством (иногда руку с бюлетнем приходилось направлять в щель этой урны ). Эти люди обязательно пытались угостить , но напарник ,уже опытный , заставлял все угощеняья выбрасывать. Я так и делала , но мне было странно и стыдно , а потом , я присутствовала на празднике подсчета голосов ... это тоска еще ТА !
Пусть не все могли писать законы, как сегодня, зато когда законы писались, с людьми советовались. И когда человек голосовал за закон, он всегда в состоянии был понять, полезен он будет народу, или нет.
Если ты болел, то к тебе обязательно приедут с урной. Помню в 2005 году болел я, думаете про меня кто вспомнил?
Хочу в СССР!!!
И неужели мы до сих пор не поняли, что даёт нам эта так называемая демократия. Сейчас демократии нет ни в одной стране мира, а тем более в России! Вы пишете, что велись серьёзные дебаты, и можно сказать, в присутствии представителей народа. А раз гососовали - да, то, значит, были согласны.
Я же теперь всегда сравниваю, что было, и что стало. Естественно, и тогда были недостатки, не без этого.
Но это не значит, что надо было всё разрушать!
Я 32 года проработал программистом, наша профессия сродни профессии политика, мы знаем, что такое ошибки, и знаем как они появляются.
Сейчас вся жизнь страны представляет ОДНУ БОЛЬШУЮ СПЛОШНУЮ ОШИБКУ!