Блокада - это очень страшно!

Свой довоенный адрес - город Ленинград, улица Тамбовская, д.39 кв.12 - я не забуду до конца жизни, хотя и не живу там уже более 63 лет.

До войны я закончила десятилетку и 10-е педагогическое училище. 23 июня нам должны были вручать дипломы, а 22-го мы с девчатами отдыхали на Елагиных озерах. Там и узнали горькую весть о нападении на нашу страну германской армии. Мы тогда не верили, что война будет долгой, я даже поступила в педагогический институт имени Герцена: мечтала учить детей. Но когда нас - студентов отправили рыть противотанковые рвы под Генгиссепом, стало ясно, что враг очень силен.

А потом нас стали бомбить. Особенно жестоким был налет 8 сентября, когда  небо казалось черным от самолетов. В тот день случилась большая беда: сгорели городские Бадаевские склады и ленинградцы стали голодать, да еще и ежедневные артналеты начались. Мой отец, Иван Андреевич работал электромонтером на  заводе «Союз» имени Красина. Он от голода совсем ослаб, а 7 января 1942 года умер. На заводе отца очень ценили и даже сделали для него гроб, что в ту пору было очень  большой редкостью Покойников везли обычно на саночках, укутанных в старые одеяла или простыни.

  Когда мы пришли на кладбище, я поразилась огромному количеству мертвецов, которые лежали вповалку между могилами, а некоторые даже...сидели.

К апрелю 1942 года мы с мамой, Марией Владимировной, совсем ослабли. И тогда нас в числе  других ленинградцев, измученных голодом, повезли через Ладогу на «большую землю». По дороге несколько машин провалились, а нашу вытащил трактор. В эвакопункте нас стали кормить, но некоторые не выдержали сытной жизни и умерли - теперь уже от переедания.

В июле 1942 года нас эвакуировали с Северного Кавказа в Казань. Я работала на 22-м заводе клепальщицей, а потом написала письмо Михаилу Калинину с просьбой перевести меня по специальности и моя просьба была выполнена. 31 год я проработала учителем начальных классов в школах  № 100 и №  54. А в своем родном Ленинграде я была в 1951 году. Меня знакомые уговаривали вернутся, но я отказалась. Казань стала моей второй родиной.

 Александра ОБХОДИМОВА.