Кто подрывает юг России

На модерации Отложенный

Трагедия заставила поближе присмотреться к стихийным процессам в Северокавказском федеральном округе, признавать которые не очень хочется. Взять хотя бы Ставропольский край. В Пятигорск и Минводы из Нальчика ходит маршрутка и электричка. Близко всё. И эта близость определяет скорость перемен. Похоже, местная власть ими не очень управляет. Чтобы проверить свои ощущения, "Вести недели" направили в Ставропольский край собственного корреспондента в Нью-Йорке Евгения Попова. В прошлый раз Женя в тех краях был в журналистской командировке девять лет назад. Для незамыленного глаза разница оказалась ошеломляющей. На свежесть восприятия нового и было рассчитано. Командировка телевизионного журналиста по маршруту: Нью-Йорк - Москва – Ставрополь – Нефтекумск - Кара-Тюбе – Нины – Зеленокумск – Пятигорск - Минводы.

"Страшно за детей. Просто страшно", - говорит вдова Валерия Шрайнера Оксана Шрайнер.

"Каждая пятая семья, славянская семья в Ставропольском крае сидит на чемоданах", - рассказывает доктор политических наук, профессор Сергей Передерий.

Рассчитывать на откровения перед телекамерой не приходится. Говорить вслух то, о чем все шепчутся, боится даже главный муфтий.

"Я один, как в поле воин, который простреливается со всех сторон", - говорит муфтий Ставропольского края Хаджи Рахимов.

На нервах местная власть, пытаясь погасить скандал, следит за которым даже не регион. Вся страна.

"Давайте уже решать", - говорит губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков.

В Кара-Тюбе Ставрополь не слышат. На занятия в хиджабе здесь пускают. Школа и новый директор сами решили. Можно. До первого января. Родители детей, что ходят в хиджабах, как будто испарились. Это еще один дом. Пробуем стучаться в который раз. Никого нет. Таких семей в селе пять. Последний адрес. На самой окраине. Повезло. Дома хозяин. Не в школе и девятилетняя дочь.

"Проспала", - говорит Зайнаб Гусарова.

"Ваши девочки без платка в школу не пойдут?" – спрашивает журналист.

"Мы будем вынуждены их забрать", - говорит Мухамед Гусаров.

Никаких интервью - отрезал Равиль Кайбалиев. Он в этой группе отцов - лидер.

Дети в хиджабах идут уже в три школы Ставрополья. Кара-Тюбе, Привольный, Нины. Видео десятидневной давности. Равиль Кайбалиев тогда - герой новостей. Милицейская справка появится позже. 2007-й год. Обыск, арест. Срок - три года лишения свободы. Изъято больше количество религиозной литературы, в том числе экстремистского содержания, пистолет-пулемет с боеприпасами и три тротиловых шашки. У Магомеда из поселка Нины русская жена. Елена.

"Года четыре я надеваю хиджаб", - говорит мать Таисии Елена Синяева.

В хиджабе и приемная дочь Гази-Магомедова Таисия. Эти кадры нам в руки попали случайно: Таисия с отчимом читает суры из Корана.

"Справа-слева: "продается". На участке в 150 метров мы с вами видели, что пять домов продаются", - показывает атаман кавказской казачьей линии Юрий Чуреков.

Это уже Пятигорск. Гремевшую на весь Союз здравницу коренные жители покидают.

"На уровень Воронежа уже выезжают. Воронеж и северней. Последние 23-25 лет это происходит", - рассказывает атаман кавказской казачьей линии Юрий Чуреков.

Верится с трудом. Проверяем. Данные переписи населения в Ставропольском крае. В 1958 году на Ставрополье 91,3 процента русского населения, в 1979 - 87,8, 2002 – 81,6 процента, 2010 год – 80,1 процентов русских.

"Может быть, русским, которые здесь живут, неприятна эта экспансия. Действительно, здесь дагестанцы, чеченцы, кабардинцы - все они едут сюда. И русские отсюда уезжают. Может быть, но в этом нет ничего странного. Им здесь неуютно, ну они уехали.

Нам здесь уютно. Мы приехали", - говорит местный житель.

Уютно в Пятигорске прихожанам первой в новейшей истории города мечети. Здание опечатано судебными приставами. Построена мечеть незаконно. Во дворе жилого дома.

"По пятницам я домой не могу приехать", - рассказывает житель Пятигорска Валерий Кельпас.

Эту проблему краевой муфтий на неделе с властями решил. На месте недостроенной мечети будет духовное управление. Но забот у Мухаммада-Хаджи Рахимова меньше не стало.

"А что это за ситуация с имамами которые возвращаются из-за границы?" – спрашивает журналист.

"Некоторые имамы позитивны, некоторые радикализированы", - говорит муфтий Ставропольского края Мухаммад-Хаджи Рахимов.

Экстремистская литература потоком идет на Ставрополье из Саудовской Аравии. На столе малая часть из того, что изъято у паломников, которые возвращались в Минеральные Воды после хаджа.

Дело едва ли только во вредных книгах. Вряд ли их читала Зауреш Боязова, осужденная на 200 часов исправительных работ за разжигание межнациональной розни.

Наверное, не книги заставили злодеев издеваться над юной дочерью этой женщины.

Что прочитали студенты - полицейские перед тем, как полночи отплясывать во дворе. А затем на входную дверь повесить подобный манифест. Один из соседей все же решился вызвать полицию. Остальные вероятно прослушали лекцию местного участкового. Он часто выступает в вузах и ПТУ.

В семье Шрайнер только перестали носить траур. 15 мая главу семьи русского немца Валерия зарезал сосед. Убийца - Магомедшапи Магомедов каждый день пригонял свой скот на чужие пастбища. Их хозяин Шрайнер пытался разрешить конфликт с Магомедовым миром. Почувствовать себя хозяевами на своей земле семье фермера не дают и сейчас. На их пастбище - чужой скот.

"Он пасет скот на вашей земле. Он у вас ворует?" – спрашивает журналист.

"Конечно", - отвечает тесть Валерия Шрайнера Леонид Расторгуев.

Брат убийцы Ахмет Магомедов. Виновным брата Ахмет не считает. Уверен: Магометшапи ножом оборонялся. Право Шрайнеров на их землю Магомедов не признает. На условно своей при этом скот держит без каких-либо документов. Пока в сельсовете разбираются, вдова фермера оформляет на себя ружья погибшего мужа.

"Теперь я ничего не боюсь. Я буду стрелять в упор", - предупреждает вдова Валерия Шрайнера Оксана Шрайнер.

Оксана твердо решила остаться на своей земле. В Ставрополье. Она пошла против статистики и тенденций, которые внимательно отслеживают не только в России. Около 1600 человек предположительно этнических русских покинули восточные районы Ставропольского края за первые девять месяцев 2011 года.

Специалисты по Кавказу в мире - на весь золота. Регион стратегический. Сергея Попова пробовали вербовать уже дважды. НАТО и некая "британская школа Бенингсена".

"Предложили написать доклад с названием "Как будут чувствовать себя жители Ставропольского края в случае отделения Дагестана от России", - рассказывает член Общественной палаты Ставропольского края Сергей Попов.

Ироничный ученый в ответ предложил британским агентам спрогнозировать последствия отделения Северной Ирландии от Королевства. Хотя, признается ученый, Ставрополью сейчас совсем не до иронии.

"Ваша статья называется "Российское Косово?". Вы как ответили на это вопрос? Российское ли это Косово или нет все-таки пока?" – спрашивает журналист.                                      
"Очень сильны тенденции. Статья так названа, чтобы задуматься", - отвечает доктор политических наук, профессор Сергей Передерий.