«Доктрины».

На модерации Отложенный

       По поводу классификации доктрин: наверное, имеет смысл определиться, что ставить ориентиром для такой классификации. Если ϑεός (то есть имеет ли содержание доктрины в центральном плане или хотя бы на вторых ролях понятие о Боге или боге, богах, предложенное с целью поклонения), тогда к религиозным следует относить доктрины (учения об отдельных аспектах верования) всех основных и второстепенных религиозных учений: учений сект, деноминаций 1) православного направления (ортодоксальная русская, зарубежные, автокефальная на Украине, старообрядческие, учение Марии ДЭВИ Христос, «Богородичный центр» и т. д.), 2) католического направления (греко-католиков, иезуитов, францисканцев, бернардинцев и т. д.), 3) протестантского («свидетелей Иеговы», лютеран, кальвинистов / реформаторов, англикан, «Христианских учёных», методистов, адвентистов седьмого дня, баптистов, «Детей Бога», пятидесятников, харизматов, «Alte Schule», сионистов, мандеев, монтанистов, ариан, несториан, катаров, «Церковь Авеля», мунистов, мормонов…), 4) иудаизма (включая раввинистическо-талмудический, караимский («людей Писания». Смесь Торы с учением Магомета; но у этнических крымских караимов нашли: культ священных дубов, страусиные яйца как талисман и другие языческие обряды), ессейский (однако в «Евангелии мира от ессеев» в уста Иисуса вложена проповедь о поклонении силам природы. А в числе их практик до Иешуа была и такая, как доведение себя до йогическо-отрешённого состояния и вхождение в пламя костра для сгорания. При том что принятие откровений Христа кумранитами во II и I вв. до н. э. может свидетельствовать о ессеях и как о протохристианской общинно-церковной группе). А мессианскийиудаизм в контексте современных разделений лучше позиционировать как христианство; почему-то хочется относить к исповедующим его и Моисея, Авраама, Иова, Еноха…), 5) ислама (суннитов, шиитов…), 6) буддизма (включая ламаизм), 7) кришнаизма, 8) индуизма, 9) джайнизма, 10) даосизма, 11) зороастризма, 12) синтоизма (в частности в Японии), 13) теософии (движения, идеологами которого являются Елена Блаватская, Анни Безан и Элис / Алиса Бейли), 14) нью эйдж / New Age(представляется в роли некой универсальной нехристианской религии, в которую могут входить любые другие религиозные и нерелигиозные – как буддистского толка «Аум Синрикё» / «Алеф», как центры Ошо и Шри Чинмоя,«Гринпис» и сайентологические – организации. Включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.В ходу:обезличивание бога, использование галлюциногенных грибов и ЛСД, спиритизм, доктрины веры викка – современной формы чёрной магии, связанной с пантеизмом, астрологией, психической энергетикой и поклонением «Матери Природе», и каббалы, философия и практика духовной йоги и астральных единоборств, а также тантрического секса, пацифизм.

Пожалуй, сюда же можно отнести ипоклонение природным силам по системе Порфирия Иванова), 15) жреческих религий (шаманизма, сатанизма, откровений Рамты, откровений «Высшего разума», вуду, ацтекской, инкской, майяской религий, солнцепоклоннических культов, дельфийских и прочих оракулов, контактёров, ченнеленгеров), 16) язычества (сюда можно отнести поклонение тем идолам, которые не вошли в другие разделы. В том числе зевсопоклонничество, герметизм, велесову религию, охристианизированный митраизм, поклонение болвану коляде, оргии, «родноверие», нехристоцентрические гностические учения, сайентологию), 17) атеизма (это система религиозных верований или догматов, адепты которой сознательно выступают против существования Бога. Неверующие же, просто не задумывающиеся о Боге и не выступающие активно против Его существования, собственно атеистами, пожалуй, не являются).

       А к нетеистическим следует отнести доктрины эволюционизма, космологических теорий («Большого взрыва», расширяющейся Вселенной, струн, гармонии сфер), биосинтеза, корпускулярно-волнового дуализма, социально-политических и иных нетеоцентричных философских учений (в том числе т. н. «атеистическое» учение Евгемера из Мессении. – См.: Эммануил Светлов [Александр Мень], «На пороге Нового завета». Брюссель, 1983. С. 95, 426, 463, 488), экономических и финансовых циклов и т. д. Гедонизм, кинизм, «сексуальная революция», движение хиппи, нерелигиозный феминизм, средневековый французский коммунизм и современный ультраправый национализм, социализм российский и шведский, капитализм Адама Смита, идеология постсоветской Беларуси и конфуцианство (хотя и то, и другое можно с равным успехом отнести и к учениям атеистическим) – всё это можно считать формами нетеистических учений. А эпикуреизм, к примеру, уже является теистическим (то есть в значительной мере религиозным) философским учением, место которому – в язычестве. 

       Собственно доктрины – как учения о реинкарнации (многократном переселении душ, их перевоплощениях) и троичности божества, искусно вплетаемые как в нехристианские, так и в т. н. христианские религии; учения о возложении рук с целью целительства (в христианстве это делается во имя Иисуса Христа и верой в Него. А в нехристианстве это называется рэйки и делается от имени сил природы и верой в биополе) и о посвящении (что у цыган и американских и прочих колдуний, что в агни-йоге и культах с использованием оракулов), о звёздопоклонничестве (астрология) и ритуальных рисунках (как в белорусском паспорте и на кожных покровах зэков, в пустыне Наска и на идолах в Тиауанако)… – они почти без изменений или немного видоизменённые одни и те же обнаруживаются во множестве религиозных учений, одни из которых мы называем дьявольскими, бесовскими, восточными. А другие толерантно именуем мировыми, в том числе и христианскими. Поэтому вопрос о разделении доктрин на три категории (религиозные, дьявольские и атеизма) я предложил бы пересмотреть.