Голландия и Норвегия прекратили финансовую поддержку белорусским псевдобеженцам

Голландия и Норвегия прекратили финансовую поддержку белорусским псевдобеженцам
Белорусы сотнями ехали в богатые страны просить убежища, чтобы получить свои 3000 евро и... вернуться назад.

Число заявок белорусов на получение убежища в европейских странах особенно возросло именно в этом году и составило полторы тысячи человек. Более половины всех белорусских заявок были поданы в миграционные органы скандинавских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия) и Нидерландов. А во Францию в прошлом году уехало столько же белорусов, сколько в соседние Литву, Латвию и Польшу вместе взятые.

В определенной степени это объясняется тем, что находчивыебелорусы-авантюристы отыскали брешь в миграционном законодательстве щедрых европейских стран. Дело в том, что многие страны платят деньги беженцам, которым отказано в убежище и которые при этом готовы вернуться в свою страну добровольно.

Похоже, что белорусы, узнав о такой системе, рассказывали другим, и таким образом число псевдобеженцев, ехавших за легкими деньгами, непрерывно росло. Не исключено, что иногда такой информацией делились не просто так, а за деньги.

Сначала свои финансовые двери для белорусских псевдобеженцев захлопнули Нидерланды. Министерства внутренних и иностранных дел Нидерландов решили, что возвращенцам в Беларусь с 16 ноября 2011 г. «больше не предоставляется право на получение прожиточного минимума и гранта на реинтеграцию».

Цель реинтеграционного гранта (а по голландским нормам он составляет около 2000 евро) — помочь возвращенцам прижиться на своей родине после скитаний по западным странам в поисках убежища.

Тогда поток авантюристов перенаправился в Норвегию. Согласно норвежскому законодательству, гражданам стран бывшего Советского Союза, которым отказывают в убежище и которые решают добровольно вернуться на родину, платят 20 тысяч норвежских крон, или около 2700 евро.

Если за весь 2011 год всего 7 белорусов подали заявки на добровольное возвращение, то в течение первых 7 недель 2012 года попросили убежища уже 52 человека, рассказал Кнут Бернтсен, чиновник норвежского миграционного агентства: «Когда мы стали изучать заявки белорусов, то все их нашли безосновательными. Оказалось, что 75% заявителей происходили из Гродно, большинство из заявителей были холостыми мужчинами в возрасте от 20 до 30 лет, несколько незамужних женщин. Некоторые заявители согласились на добровольное возвращение даже до того, как с ними были проведены интервью насчет убежища».

Тогда норвежские специалисты приняли решение временно остановить предоставление грантов на реинтеграцию всем гражданам Беларуси. Всем заявителям из Беларуси сразу же сообщали, что реинтеграционный грант они не получат. Причем, говорит специалист, такое решение приняли еще до того, как узнали о прежнем подобном шаге Нидерландов. Правда, помощь в приобретении билетов на обратный путь оставалась, и исключения по реинтеграционному гранту также в нескольких случаях были сделаны.

Такое радикальное решение норвежское миграционное агентство приняло впервые, хотя раньше лицам из некоторых балканских стран отказывали в реинтеграционной поддержке на индивидуальной основе.

По словам Кнута Бернтсена, сразу же после решения не выдавать реинтеграционный грант количество заявителей из Беларуси резко уменьшилось. Действительно, если в январе—марте 95 белорусов подали заявки на получение убежища в Норвегии, то в апреле—мае — всего пятеро, свидетельствует статистика Норвежского директората по иммиграции