Принцип любви

На модерации Отложенный


«Любящий другого исполнил закон» (Римлянам 13:8)

«Love is the answer» (Барбара Стрейзанд)

Если есть величайшая идея, за которую не жалко жить и умереть, если есть универсальный принцип мироздания, пронизывающий каждый атом вселенной и любых других миров, сколько бы их ни было, если есть один единственный закон, способный заменить и даже отменить все остальные, то это только любовь. Чем больше думаешь об этом универсальном принципе, тем больше понимаешь величие фразы Учителя о том, что в любви к Богу и ближнему – весь Закон и пророки (Мат. 22:37–40), и которой вторит апостол Павел в эпиграфе. В этой незамысловатой формуле – квинтэссенция всего этического, нравственного и социального опыта человека, вся суть любых религиозных и морально-этических систем. Это идеальный и в то же время бесконечно простой постулат: просто люби другое творение. Несмотря на свою простоту он полностью и достаточно описывает любые отношения и взаимодействия, какие только могут быть между людьми. Невозможно придумать ничего существенного, чтобы добавить к этому и не испортить. Любая попытка рационализировать принцип любви, превратить его в сложную систему законов и предписаний неизбежно обречена на провал. Рационализация любви без самой любви уродлива вдвойне.

Мне очень нравится афоризм Дени Дидро: «Религия и законы – пара костылей, которые не следует отнимать у слабых на ноги». Если абстрагироваться от камешка в огород религии (в традициях Просвещения это больше выпад против деспотизма церкви), то француз удивительно метко подмечает суть законов. Это костыли для общества, отучившегося любить ближнего. Это попытка рационализировать любовь, потерявшую дух, через букву.

Однажды один очень искренний и образованный представитель иудаизма доказывал мне, что несмотря на благость Творца и творения, законы и государство непременно необходимы обществу, поскольку привносят в него порядок, а без них наступит хаос. Но почему же? Если я знаю, что, отняв что-то у ближнего, я причиню ему огорчение, то зачем мне закон «не укради»? Если я знаю, что соседи за стеной пытаются уснуть, зачем мне официальный запрет шуметь после 11 часов вечера, и почему именно 11? Зачем нужны налоги, если люди могут оплачивать нужные им услуги самостоятельно и по доброй воле? Зачем нужна полиция, армия, налоговая полиция и любые другие государственные чиновники и само государство, если каждый человек искренне заботится о благе другого? Что это за хаос, который наступит только от того, что люди любят друг друга без указки сверху? Любовь в принципе делает ненужными законы и государство, и их непременно не было бы, не соверши наши прародители роковую ошибку в Эдемском саду.

Важнейший урок, который человечество должно вынести из истории грехопадения, – это последствия утраты любви к Творцу. Задумаемся на минутку о том, что по сути произошло в Эдеме. Иегова предупредил Адама и Еву, что нельзя есть плоды определенного дерева, иначе их постигнет смерть. Однако оппозиция в лице змеи заявила, что Бог – лжец и никакой смерти не будет. Проблема для Адама и Евы была в том, что утверждения обеих сторон были для них одинаково непроверяемы, поэтому им приходилось верить на слово либо Иегове, либо змее (истинная природа этой змеи тогда еще была неизвестна). Почему они поверили змее, а не своему творцу? Это кажется парадоксальным, ведь Иегова был для них любящим и заботливым отцом, с которым они общались много лет и с которым развили определенные отношения, а говорящую змею они видели впервые. Уже сам факт говорящей змеи наводил на мысль, что здесь что-то не так. Они сделали свой выбор только потому, что не любили своего отца настолько, чтобы верить ему на слово. Ими настолько овладел соблазн обретения божественного величия и запретного знания, что они допустили мысль, что их отец – лжец. Мысль, которую никакой действительно любящий ребенок никогда не допустит о своем родителе, во всяком случае без веских доказательств. А доказательств змея не предоставила.

После эдемского восстания кризис любви постоянно углубляется, и только этим можно объяснить постоянное усложнение социальных, экономических, юридических и государственных систем. Когда нет данных Богом ног, приходится изобретать костыли. Такими костылями становятся законы, грубая сила и прочие средства из арсенала принуждения одного человека другим. Конечно, принцип силы тоже имеет важную роль в мироздании, и Творец является высшим источником силы, однако без любви сила всегда бессмысленна и уродлива. Такая сила может лишь поддерживать минимальный порядок в обществе – в отсутствие добра обеспечивать наименьшее зло. Это лучше, чем абсолютная анархия, которая остановила бы Божий план спасения: например, всех христиан могли бы убить или посадить в тюрьму. Именно поэтому Павел называет вооруженного представителя власти Божьим слугой (Рим. 13:4). (На этом стихе нельзя обосновывать идею о том, что христиане должны брать в руки оружие. Из Библии видно, что Бог может использовать для осуществления своей воли даже грешников, и в этом смысле их можно назвать его слугами.) Но даже наименьшее зло продолжает оставаться злом. Мой еврейский собеседник был прав в том, что только силой можно поддерживать в обществе порядок, при условии, что общество лишено любви. Лишенное любви общество бесконечно далеко от первоначального замысла Творца. Грубая сила может удержать его от окончательной гибели, но бессильна исцелить. Так врач может без конца вводить неизлечимо больному пациенту обезболивающие, чтобы хоть немного облегчить его долю, но не может вылечить его от болезни. 

Кризис любви виден на всех уровнях организации общества. Зачем нужны паспорт и сонм других документов, сопровождающих нас всю нашу жизнь? Потому что никто никому не доверяет. Зачем нужны выборы? Потому что общество расколото на множество конфликтующих лагерей, не способных и особо не желающих прийти к согласию. Почему каждая страна считает необходимым иметь армию, хотя необязательно планирует на кого-то нападать? Потому что всегда подозревает своих соседей в готовности напасть первыми. Почему люди двух стран берутся за оружие и бросаются убивать друг друга непонятно за что? Потому что не считают жизнь других людей такой же важной ценностью, как расширение своей империи (если страна атакует) или политическая независимость (если обороняется). А что привело к появлению больших империй, таких как Россия? Только одно – жадность властителей, которым никогда не хватало той территории и той власти, которая у них уже была. Любое большое государство – это продукт жадности, зависти, корысти и всех худших пороков, которые заставляли правителей в течение веков снова и снова грабить и убивать ближних, отнимая у них города и территории, порабощая их народы.
После этого особенно удивляет, что такие государства объявляют себя христианскими или святыми.

Не стоит обманываться, думая, что в современных демократиях решены все проблемы. Разница между деспотизмом и демократией только в том, что первое – это диктатура одного над всеми, а второе – диктатура большинства над меньшинством. (Часто бывает и так, что мнение большинства искусственно формируется властью, и тогда разницы между демократией и деспотизмом нет вообще). Примеров абсолютно свободных стран не существует: даже в Швейцарии, скажем, запрещено строить минареты. Каждый гражданин обязан соблюдать массу законов и установлений, с которыми он может быть согласен, а может и нет – только потому, что оказался в том меньшинстве, которое за этот закон не голосовало. Например, я не верю в теорию пенсии и не хочу ее получать, но ни в одном государстве я не смогу отказаться от выплат в пенсионный фонд. На каком этическом основании большинство навязывает меньшинству свою волю? Почему бы не позволить каждому жить так, как он хочет, не помыкать им с рождения до могилы, не втискивать в нужные кому-то стереотипы и модели? Только по одной причине: государство понимает, что в этом случае отпадет необходимость во власти как таковой, а кто добровольно откажется от власти со всеми ее дивидендами? В любом государстве существует государственная идеология, насаждаемая либо силой, либо через пропаганду и образование. Любое государство собирает налоги, чтобы финансировать проекты, многие из которых неинтересны большинству налогоплательщиков, и перераспределять их в пользу тех групп, от которых зависят результаты следующих выборов. Любое государство откровенно покупает лояльность избирателей с помощью социальных пособий, пенсий и гарантий, чтобы купить их согласие на ту политику, которую они бы в противном случае не одобрили.

Государство – это по определению институт принуждения. Это искусственная конструкция, легитимизирующая насилие одних лиц и групп над другими. Даже древний Израиль не был исключением: не зря Бог огорчился, когда его народ потребовал себе царя (1 Царств, 8 гл.). После этого редко кто из израильских и иудейских царей не поддавался соблазну притеснять своих соплеменников. Возможно, сами граждане тоже боятся жить без навязчивой опеки государства, потому что видят в нем определенную защиту и стабильность. Но почему так происходит? Только потому, что люди больше не верят в любовь как главный и единственный принцип общежития. Потому что произошла нравственная и духовная деградация человека и человечества в целом.

С другой стороны, без Евангелия все могло быть и того хуже. Многие привычные нам вещи являются прямым следствием христианизации. Древний мир не знал бесплатной медицины и образования, службы спасения и пожарной охраны, интернатов для сирот и обездоленных, комитетов по правам потребителей, презумпции невиновности, теории дипломатического урегулирования конфликтов, телевизоров и холодильников в тюрьмах, приспособлений для инвалидов в общественных учреждениях и тысяч других норм и положений, направленных на защиту тысяч «прав и свобод». Как все это появилось в головах европейских варваров, которые еще недавно радостно разграбили Рим, авангард цивилизации того времени? Первые библиотеки, школы и больницы были созданы именно при церквях, и до сих пор мы называем медицинских сиделок «сестрами». Постепенная гуманизация и смягчение нравов в европейской цивилизации – это во многом следствие христианизации, а христианизация – это попытка вернуть общество к принципу любви, снова сделать любовь главной идеей общественного устройства. Если бы не Христос, очень возможно, мы бы по сей день лупили друг друга дубинками по любому поводу, а права и свободы были прямо пропорциональны размеру дубинки.

Все это радует и вселяет надежду. Это говорит о том, что любовь настолько неистребима в человеческой природе, что ее не победили даже тысячелетия деградации. Даже полтора векатеории эволюции не смогли убедить человека в том, что борьба за существование, выживание сильного за счет слабого – главный принцип жизни. Это ясно показывает, что Творец никогда не забывает о своем творении и всегда дает облегчение. Невозможно не усмотреть связь между тем, что Библия является самой распространенной и читаемой книгой в мире, и появлением таких документов, как Декларация прав человека, которые буквально излучают любовь в каждой строке. В языческом или последовательном атеистическом обществе появление таких документов было бы невозможным.

Любовь ясно прослеживается во всем творении вокруг нас и в нас самих. Почему наш глаз распознает столько цветов, что не имеет никакого практического значения? Почему в природе столько удивительных запахов и ощущений, способных наполнить легкие пьянящим экстрактом, не сравнимым ни с каким наркотиком? Зачем один из наших пальцев отстоит на 90 градусов от других, если не для того, чтобы нам было удобнее манипулировать предметами? Почему есть так много удивительных фруктов, когда можно дать человеку белки, углеводы и витамины в виде безвкусной коричневой массы? Почему дети и детеныши животных такие смешные? Почему все наше естество и весь окружающий мир созданы так, чтобы постоянно радоваться бытию? Любовь пронизывает все Творение от молекулы ДНК до человеческого мозга, и насколько же аморально приписывать ее слепому и равнодушному случаю. Любовь – это основа основ творения, как гласит одно из самых емких высказываний Библии: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8). Уже лишь поэтому невозможно поверить, что Земля погибнет в ядерном, астрономическом или ином катаклизме.

Не труд делает человека человеком, а только любовь. Только когда человек делает что-то для других, он реализует в своей жизни главный принцип Творения и уподобляется Творцу, наполняя свою жизнь смыслом. Когда он делает что-то для себя, он мало чем отличен от животных – замечательных, но абсолютно эгоистичных созданий. Она же делает христианина христианином. Если христианин не осознаёт, что в своей церкви он только потому, что любит Бога и ближних, и других причин нет – он не задержится в ней надолго. Только любовь к Творцу приводит к пониманию, что рядом с вечностью политика, национализм, патриотизм и многое из того, что движет умами миллионов – это суета, не стоящая ни секунды времени. Только любовь к Иисусу и сострадание его мукам, которые он пережил вместо нас (и которых мы заслужили куда больше), заставляет нас снова и снова идти по его стопам, невзирая на трудности. Только любовь к ближнему заставляет снова и снова говорить ему о спасении, не получая от него ничего взамен, а то и получая гонение и поношение.

Вряд ли мир спасет красота. Только любовь. Она приведет нас обратно в Эдем, потому что невозможно, чтобы любящий Творец забыл о своем творении. Даже если вокруг воцарится кромешный ад, останется Скала. Скала истины, справедливости, правосудия, но превыше всего – любви.