Культур-мультур по-самарски.

На модерации Отложенный

В последние годы я стал гораздо чаще бывать в городе моей юности Самаре и каждый раз стараюсь обратить внимание на происходящие в ней события и изменения. Они, понятно, бывают хорошие и разные, но меня всегда больше интересовали культурные, хотя бы и относительно. Расклеенные по городу яркие афиши обычно зазывают на концерты изрядно позабытых эстрадных суперстаров с Запада, халтурные антрепризы давно потухших отечественных кинозвезд, выступления накачанных бодибилдеров из групп мужского стриптиза, заезжих клубных диджеев-попсярщиков и новоявленных безголосых старлеток фабричной выделки составляют большую часть предлагаемого репертуара. Но они меня мало цепляют, однако бывают и приятные исключения, на которых стоит остановиться подробнее.

В Самаре хорошие и давние джазовые традиции. Регулярно проходят международные фестивали «Джаз-весна в Самаре». Еще в конце 70 х я лазил через кулисы и оркестровую яму ДК «Звезда» и Дома офицеров на концерты козловского «Арсенала», трио Ганелина, пианиста Леонида Чижика. Прошедший год подарил мне отличные джазовые концерты виртуозного гитариста Эл ди Меолы и прекрасного вокалиста Кевина Махогани в Филармонии, прошедшие, к моему большом удивлению,  с полными аншлагами, что существенно изменило к лучшему мои представления о музыкальных вкусах моих земляков. Они продемонстрировали выдающееся мастерство и артистизм и по праву заслужили свои финальные овации. Немало можно рассказать было бы и о регулярно проходящих концертах классической и народной музыки, но лучше о них рассказали уже наши коллеги по сообществу в предыдущих постах.

Не меньшей известностью пользуется до сих пор проходящий в июле на Мастрюковских озерах и Федоровских лугах вблизи Самары легендарный Грушинский фестиваль самодеятельной песни. Конечно, с тех пор, когда я в тех же 70х  впервые посетил его, он увеличился многократно по численности и площади, успел даже разделиться на два параллельно идущих смотра туристской песни, обрести статус всероссийского и даже международного, но излишняя популярность и связанная с этим неизбежно коммерциализация сыграли с ним дурную шутку, выхолостив во многом прежний вольный и бессребнический дух студенческого братства. Кроме него КСП «Самарские барды» и ТО «Пилигримы» проводят ежегодные фестивали «Шестиструнная гитара» и «Мир Бардов», весенние и осенние слеты-конкурсы «Бардовский круг», поэтические перфомансы в старом центре и концерты известных авторов-исполнителей.

Если представители заезжей голимой попсы кормятся по кабакам, ночным клубам, модным дискотекам и пафосным ресторанам, то рокеры, панки и металлисты предпочитают более камерные и укромные площадки. Одним из самых популярных и излюбленных местечек для них является клуб «Подвал» в моем бывшем доме на Некрасовской. Там почти каждый вечер проходят концерты пока еще малоизвестных групп и исполнителей самых разных жанров, вплоть до кельтских волынщиков и ска-растаманов. Выступления более знаменитых зарубежных и отечественных рок-групп проводятся в крупнейших спортивно-концертных залах города, собирая немалую молодежную аудиторию, но я, увы, уже к ней не отношусь и такие мероприятия посещаю очень редко, разве что в исключительных случаях.

В музеях и выставочных залах Самары регулярно проходят экспозиции лучших местных, российских и зарубежных художников и фотографов. Огромное впечатление на меня произвела посмертная выставка замечательного самарского живописца и графика Георгия Кикина, о которой я подробнее рассказывал весной в посте http://maxpark.com/community/5029/content/1289836. Недавно на ретроспективе в галерее Виктория я с огорчением узнал и о смерти моего старого институтского преподавателя Юрия Филиппова. На ней была выставлена большая часть его обширного творческого наследия, но полупустые залы, как и весной, неприятно удивили отсутствием почитателей собственных самарских талантов. Их картины были полны ярких ликующих красок, преклонения перед красотой родной природы и людьми, населяющими нашу огромную страну, но земляки не сочли нужным отдать им даже запоздалую дань уважения и признательности.

Приятно удивила в этом году активность городских властей по установке в городе новых камерных памятников, а не помпезных монументов, с куйбышевских лет уродующих улицы и площади родного города. Так, у желдорвокзала к 85-летию почетного гражданина Самары кинорежиссера Э.Рязанова появился каменный Деточкин из к/ф «Берегись автомобиля», а на горнабережной – знаменитый товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни». Слышал, к нему должны скоро присоединиться любезная Катерина Матвеевна с коромыслом и таможенник Верещагин (с пулеметом или …?). Так же совсем недавно в Пушкинском сквере за драмтеатром в пару к Александру нашему Сергеевичу, что б тому было не скучно, добавили барышню с зонтиком и зачем то ракеткой (якобы к 100-летию местного теннисного клуба). Искренне хочется верить, что столь существенные затраты на малые формы не были вызваны необходимостью срочно распиливать неосвоенный горбюджет по благоустройству в конце отчетного года.

 

Издавна гордилась Самара и своими театрами, но после ухода прославившего Академический Драмтеатр худрука П. Монастырского там гоняют в основном кассовые комедии-пустышки под завлекающими продвинутую молодежь названиями, вроде «Ladies` Night» или «SEX COMEDY в летнюю ночь».

Классика пока остается лишь  в планах. Театр «Самарская площадь» подтверждает эту тенденцию, ориентируясь в основном на развлечение аудитории. Однако забавная пантомима-клоунада «Играем Бидструпа» показалась мне весьма любопытной интерпретацией гротесковой и сатирической графики датского карикатуриста. Оперный, после реконструкции, наоборот, погряз в классике и экспериментальный рок-балет «Beatles forever!», вопреки названию, похоже, исчез из репертуара навсегда. Увы, атмосфера духовных и художественных исканий, так вдохновлявшая и будившая умы и чувства в 80-90х годах теперь прочно уступила нацеленности на верный финансовый результат.

Много лет я ездил на вокзал мимо так и недостроенного здания молодежного театра Самарт, собираясь заглянуть туда по доброй памяти о старом ТЮЗе,  надеясь увидеть его во всем блеске, но не дождался и, соблазнившись воспоминаниями о прекрасных песнях Ю. Кима, рискнул ознакомиться со сценической версией любимого кинофильма  «Бумбараш». Меня не смутил ни протянувшийся вдоль фасада неприглядный забор, ни скупость оформления фойе, ни скудость буфета, ни преобладающий в зале подростковый контингент. Спектакль был поставлен известным режиссером А.Шапиро еще в 1997 году и с тех пор не раз возобновлялся, став в 1998 г. лауреатом Национальной театральной Премии «Золотая маска». Долгие годы успешного существования спектакля на самарской сцене при постоянных аншлагах подразумевали отсутствие неприятных сюрпризов и достойный уровень постановки.

Лихо начавшаяся постановка ловко взялась за очумевшего юного зрителя фактически сходу. Таких творческих экспериментов я не видел даже у пресловутого порнографа К. Ганина. Цирк начался когда для взлета воздушного шара главному герою пришлось сначала скинуть портки, а потом и опорожниться на головы восторженной публики. Окропленные живительной влагой очень высокого искусства зрители уже весьма заинтересованно воспринимали и акробатическое летание на лонже, и хождение в хореографическом экстазе колесом по сцене, и убого плоскую буффонаду, и плохо замаскированные похабные шуточки-оговорки. Атмосферу детского утренника в школе для недоразвитых органично дополнило откровенное заигрывание с публикой вплоть до передачи школьниками косяка через зрительный зал.

Неумение отечественных актеров одновременно петь и танцевать в мюзиклах  стало давно уже общим местом, но когда исполнительница роли бандитки-шансонетки выдает хриплые рулады в худших традициях портовых кабаков, возникают вопросы к общему уровню труппы в целом. Сценография так же откровенно оказалась рассчитанной на малолетних дебилов. Для упрощения восприятия ими сложных перипетий гражданской войны и различения действующих на сцене противоборствующих сил был применен нехитрый, но эффективный прием. Все красноармейцы оказались облаченными во все красное, белогвардейцы - в почти медицинские халаты, а вот зеленые-бандиты, видимо, для того, что бы особо продвинутая молодежь не спутала их с Гринписом, в незалежно жовто-блакитные прикиды, что выглядело вполне логично в свете выбранной концепции. Так же примитивно плакатно прописаны и роли главных героев, пытающиеся средствами балаганной комедии рассказать молодым трагедию расколотого общества и народа, через которую прошла наша многострадальная страна уже почти 100 лет назад.

Крестообразный подиум в центре зала превратился в символ поруганной и растоптанной братоубийственной Гражданской войной Веры, а отвергнутый односельчанами и мечущийся среди перекрестного огня некстати вернувшийся герой в предвестника тех миллионов будущих солдат, которые отдавали свои жизни и здоровье за Отчизну во всех последующих войнах, но так и не обрели на родине ни почета, ни уважения, ни достойной старости. Во время просмотра у меня возникла крамольная мысль, а так ли уж не правы были столь противные по фильму бандюки, которые боролись как с тянущими в темное прошлое царизма белыми, так и ведущим в кровавое коммунистическое будущее большевиками? Дезертиры, не желавшие участвовать в этой кошмарной бойне и лишь защищавшие собственные дома и семьи, показались мне куда более здравомыслящими и человечными, чем опьяненные вседозволенностью комиссары в пыльных шлемах или обуреваемые местью и ненавистью высокомерные золотопогонники, одинаково не считавшие человеческие жизни ради своих целей.

Выйдя после спектакля из душного зрительного зала на улицу Л. Толстого, я задумался, а почему в моем городе до сих пор остаются места, несущие имена выродков, жестоко расправлявшихся со своим собственным народом – Тухачевского, Антонова-Овсеенко, Гая, Дыбенко, Венцека, Ленина, Урицкого, Дзержинского, чекистов и прочих политдеятелей ушедшей эпохи, вплоть до Шверника, но очень мало знаменитых писателей, артистов, композиторов, художников, ученых, врачей, учителей, инженеров, истинных героев и военачальников. Меня радует появившиеся в последние годы улицы Высоцкого и  Визбора, но зачем сохранять идиотские 22 Партсъезда, 40 лет Пионерии и, тем более, 3й год Пятилетки? Не слишком ли задержалась моя Самара на стыке эпох, так и не выбрав между решительным шагом вперед и блужданием в фантомах давно ушедшего прошлого? Кто, как не интеллектуалы, деятели науки, культуры и искусства должны повести ее за собой, не позволяя опуститься в пучины дурновкусия и пошлости?