Ирина Мишина. Как я развалила СССР. Прекрасный пост очевидца.


Как я развалила СССР.

<dl class="vcard author">irena_mishina<abbr class="updated" title="2012-12-08T17:05:00+03:00">December 8th, 17:05</abbr></dl>

 


По графику, 8 декабря 1991 года я вела дневные Новости и выпуск  в 21.00 ( программу «Время»)  на Первом канале.

Когда пришла  в редакцию, первое, что бросилось в глаза – это пустота. Не было ни главного редактора Олега Добродеева ( и это печально: Олег был хорошим, грамотным руководителем). Ни генерального директора Бориса Непомнящего ( ну, это невелико горе: тот был туп, как Маугли). На хозяйстве остались я¸ да зам. Главного редактора Олег Борисовский.
В редакции царила тишина.

То, что   со страной что-то должно было произойти, было ясно по событиям предыдущих дней. И я поняла, что отсутствие руководства не случайно: эти люди не хотели брать на себя ответственность за непредсказуемые события. И прикрылись, как это водится мной.

 

Компьютеров тогда в редакции не было, мы ориентировались не ленту ИТАР-ТАСС. Но и она безмолвствовала. Позвонили в приемную Горбачева : никого. В приемную Ельцина: молчание.
Через какое-то время  на выпуск позвонили от Назарбаева, сказали, что он в Москве и не может ни до кого дозвониться. Стало понятно, что первые лица  куда-то съехали, предварительно  пригласив Назарбаева, но потом почему-то решили его бортануть.

Я знала, что Назарбаев – за сохранение Союза. Из всего этого можно было сделать вывод, что  исчезнувшее скопом руководство страны решило все-таки  страну  развалить… И мы сели с Олегом Борисовским продумывать сценарии того, что может произойти. На самом деле, вариантов было всего несколько : Евразийский Союз, Альянс Славянских государств ( Славянская ось), Конфедерация.  Мы уже начали склоняться к Славянской оси, судя по  кинутому Назарбаеву…

На самом деле, кому сказать, как решалась судьба государства… Руководство страны в полном составе  не понятно где, а ведущий главной программы страны сидит и гадает, что будет со страной и что в этой связи ему говорить в эфире…

 

ИТАР-ТАСС молчал.  Я вышла в 15 часов  с информационным выпуском, в котором на свой страх и риск озвучила все происходящее в тот момент. Через несколько минут лента  ИТАР-ТАСС отреагировала: «Как сообщила ведущая Новостей Первого канала Ирина Мишина…» . Я поняла, что меня  решили сделать крайней. С той минуты мне стало все равно…

 

…Примерно в 20.

50, минут за 10 до начала программы «Время», позвонили из ТАСС и сказали, что Договор об образовании  СССР от 1922 года сегодня был денонсирован, сообщение об этом будет к концу программы «Время»… Сказать вам, что это такое? Сверстанный выпуск, в котором все было просчитано  до секунды, летел в тар-тарары. И опять все замыкалось на мне. Я должна была делать в кадре  не понятно что, по ситуации.

 

…Выпуск уже подходил к концу,  заканчивался спортивный обзор,  и я уже думала, что пронесло. Собиралась  проститься в кадре, как в студии появилась выпускающий редактор Ольга Иванова с таким лицом, как будто у нее вся семья  погибла,  и с длинной , метра в три длиной, тассовской лентой. Я все поняла без слов.

«Текст не вычитан», - успела мне сказать Оля.

На всякий случай, если вы не знаете, что такое невычитанный текст ТАСС : это через каждое слово  «рпт», «зпт», «тире», повторы, иногда величиной в абзац… С листа, без предварительной вычитки, это воспроизвести очень сложно.

 

…  Перед тем, как зачитать  Акт о денонсации СССР, я успела сказать только одно. Эту фразу я помню до сих пор: «Сейчас я вынуждена сообщить вам,  что той страны, в которой все мы родились, выросли и жили, больше не существует».

 

…Где-то на середине чтения Акта я подумала: «Интересно, они  там сейчас видят,  как  я

седею  в кадре?» …

 

Пока я дочитывала этот Акт, в студию принесли еще одну «простыню ТАСС» : это было обращение   Ельцина к Президенту США Бушу».

 

К народу СССР, бывшего СССР, в тот вечер  из руководства страны не обратился никто.  

 

…Когда я сильно болею, вот уже  больше 20-и лет  мне снится  этот жуткий сон: я объявляю о распаде СССР.

П.С. Вы спросите, где то видео от 8 декабря 1992 года? Обратитесь к Эрнсту. На все  запросы был ответ, что купить видеозаписи можно по коммерческим расценкам. Кажется,  что-то порядка 3-х  тыс. долларов за минуту.