JN1: о врагах и союзниках Государства Израиль

На прошлой неделе делегаты Генассамблеи ООН проголосовали за предоставление Палестинской автономии статуса государства-наблюдателя, не являющегося членом ООН. JN1 пообщался с послом Израиля в ООН Роном Просором и узнал его мнение о результатах голосования. 

JN1: Давайте поговорим о голосовании. О чем свидетельствуют его результаты? 

Рон Просор: В первую очередь хотелось бы отметить, что в политической плоскости результаты голосования не повлекут за собой никаких глобальных изменений. 

В Палестинской автономии также ничего не изменится, и именно это мы и хотели донести до всех. Еврейское государство всегда стремилось восстановить переговоры о мирном урегулировании конфликта в регионе. Мы вели переговоры с официальными лицами Египта и Иордании. 

Желание восстановить мирный процесс исходило не извне, оно не было навязано нам. И это служит хорошим примером для палестинской стороны. Им не стоило, не посоветовавшись с израильтянами, обращаться к мировой общественности и выступать на международных форумах, делая это в обход всех двухсторонних договоренностей. 

JN1: Свидетельствуют ли результаты недавнего голосования о существовании предвзятого отношения к Израилю в ООН? 

Рон Просор: К сожалению, даже внутри такой уважаемой организации, как ООН существует предвзятое отношение к Израилю. Его можно было наблюдать и на Генассамблее. В ООН все решает баланс сил. К примеру, в организации представлены 22 страны из Лиги арабских государств, 56 стран из Организации Исламского сотрудничества и 120 стран- членов Движения неприсоединения. Эта статистика указывает на то, что Израилю в этой организации не так просто отстаивать свои интересы. 

JN1: Но Франция также проголосовала "за". Разве она не поддерживает мирное решение конфликта?

Рон Просор: По моему мнению, многие страны проголосовали "за", считая, что это будет способствовать мирному процессу. Они хотели усилить влияние палестинских лидеров, но к чему это на самом деле привело? Израиль подписывал официальные соглашения с палестинской стороной, в которых были прописаны условия взаимоотношений двух сторон. Взамен на подписание этих договоренностей, они получили достаточно ощутимую финансовую поддержку. 

JN1: Нельзя ли назвать голосование в ООН началом изоляции Израиля от мирового сообщества? 

Рон Просор: К сожалению, Израилю уже приходилось переживать периоды политической изоляции. Еще раз хотелось бы отметить, что принципиальной позицией Израиля в этом вопросе является то, что очень сложно сделать так, чтобы обе стороны вновь сели за стол переговоров. В резолюции ООН не говорится ничего о Государстве Израиль и о праве еврейского народа на самоопределение. Решение ООН не учитывает и двухсторонних договоренностей, подписанных нами с палестинской стороной. 

В резолюции интересы Израиля не были учтены. Абу Мазену мне бы хотелось сказать, что лучше бы он вместо того, чтобы 10 часов лететь в Нью-Йорк потратил бы это время на то, чтобы съездить в Рамаллу, или Иерусалим. Это бы принесло больше пользы. 

JN1: В своей речи на Генассамблее Вы неоднократно подчеркивали, что Израиль стремится к восстановлению мирных переговоров.

Но всего через несколько часов после того, как стали известны результаты голосования, Еврейское государство объявило о планах строительства новых единиц жилья в секторе Е1. Не зашел ли Израиль слишком далеко, по Вашему мнению? 

Рон Просор: Я убежден, что Израиль имеет право отстаивать свои государственные интересы, особенно в вопросах касающихся безопасности страны. Поэтому очевидно, что если палестинская сторона хочет действовать в обход наших договоренностей, власти Еврейского государства не будут смотреть на это сквозь пальцы и сидеть, сложа руки. 

Посмотрите на эту проблему с точки зрения властей Израиля. Мировая общественность поддержала предоставление Палестинской автономии статуса государства-наблюдателя. Но кто же является главой этого так называемого государства? Абу Мазен? Он ведь не является главой ХАМАС, его не поддерживают, по меньшей мере, 40% жителей автономии. И с кем теперь Израилю вести переговоры – с ним или с представителями ХАМАС? 

JN1: Что должен сделать ХАМАС для начала мирных переговоров? 

Рон Просор: ХАМАС не признает существование Государства Израиль. Каким же образом мы можем вести с ними какие-либо мирные переговоры? Ведь их цель – убийство как можно большего количества мирных жителей, и они не собираются останавливаться ни перед чем на пути к ее достижению. 

JN1: Во время недавнего конфликта в секторе Газа египетская сторона активно способствовала проведению мирных переговоров и заключению соглашения о прекращении огня. И в свете этого конфликта все стали меньше говорить о ситуации в Сирии. В такие сложные времена, что, по-Вашему, должны сделать власти Израиля, чтобы найти себе сильных союзников в регионе? 

Рон Просор: Для начала хотелось бы напомнить зрителям такой вопрос – как часто раньше палестино-израильский конфликт становился топ-темой в СМИ. В ответе на этот вопрос и кроется ключ к решению многих проблем в регионе. Возьмем, к примеру, Сирию, Египет, Бахрейн, Йемен – новости из этих стран не сходят с первых полос газет и постоянно фигурируют в сводках новостей. А вот о ситуации в Израиле сообщается очень мало. Наши проблемы нам нужно решать собственными силами. А ведь в последнее время в регионе участились столкновения между шиитами и суннитами. 

Я уже и не говорю о ситуации в Иране. Ближний Восток сейчас как никогда подобен пороховой бочке. А это значит, что риски безопасности Израиля как никогда высоки. Властям еврейского государства нужно быть очень осторожными выбирая себе союзников. 

И главное в этом вопросе помнить, что приоритетным заданием как внешней, так и внутренней политики остается обеспечение безопасности мирных жителей. Этим принципом и стоит руководствоваться в принятии любых решений.