Две семьи-два дома Федора Шаляпина.

1896 год. Молоденькая балерина Иоле Торнаги, которая уже имела успех в знаменитом Миланском театре, подписала на зимний сезон хороший контракт с Лионским театром. И вдруг – неожиданное приглашение в Россию! Савва Иванович Мамонтов - известный русский меценат, предложил выступления в Нижнем Новгороде итальянской балетной труппе. Условия были более чем выгодные. Но Россия – такая холодная и далёкая страна.
Встречали итальянских артистов у недостроенного к тому времени Николаевского театра. Среди встречающих выделялся худой высокий мужчина с серо-зелеными глазами и светлыми волосами, молодой бас, который тоже был приглашен на летний сезон Саввой Мамонтовым.
Видимо хрупкая Иоле и ее подруга Антоньетта сразу понравились русскому певцу-великану.

Едва познакомившись с ними, он сразу предложил свою помощь с устройством на частной квартире. Девушкам приходилось даже прятаться от слишком назойливого поклонника. Итальянки относились к русскому певцу слегка насмешливо до тех пор, пока не увидели его на сцене в роли “Мельника ” – старика – безумца, с всклокоченной бородой и в лохмотьях, из “Русалки”.
Подруги поняли, что этот молодой человек обладает огромным талантом. И с этого времени, Иоле стала внимательнее приглядываться к молодому талантливому великану, уже определенно питавшему нежные чувства к ней. И однажды, когда проходила генеральная репетиция «Евгения Онегина», Шаляпин начал выразительно петь знаменитую арию «Любви все возрасты покорны».
И Иоле друг показалось, что прозвучала её фамилия. Она решила, что это какое-то созвучное русское слово. Но почему-то все присутствующие начали смеяться и посмотрели в её сторону. А, присутствующий Савва Иванович казал ей:
– Поздравляю вас, Иолочка! Феденька только что объяснился вам в любви!
Позже, когда Иоле уже владела русским языком, смогла оценить в полной мере озорную и смелую выходку Фёдора Ивановича, который оказывается осмелился украсить известную арию такой отсебятиной: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги...

Закончился сезон, и артисты начали разъезжаться. Иоле не хотелось уезжать: ей нравились русские люди, а ещё ей совсем не хотелось расставаться с Фёдором Ивановичем Шаляпиным.За лето 1898 года подопечные Мамонтова тесно сдружились и проводили время вместе в дачном поселке. Там же и обвенчались Федор Шаляпин и Иоле Торнаге в маленькой сельской церкви.

Иоле, теперь почтительно называемая Йолой Игнатьевной, через год родила сына Игоря. Она навсегда покинула сцену и посвятила всю себя семье. Она подарила своему любимому великану «Иль-бассо» шестерых детей и была верной помощницей во всех его творческих делах. Детей Федор Иванович очень любил и стремился создать им содержательную и безбедную жизнь.
Дети Шаляпина были талантливы, каждый по-своему. Особенно был талантлив первенец Игорь, поражающий с первых лет жизни всех окружающих умом, артистизмом и музыкальностью. Он его очень любил и буквально боготворил, и поэтому перенести страшный удар ему было очень тяжело. Младший сын Игорь умер от аппендицита. Горе отца было велико.

Шаляпин очень любил и второго ребёнка – дочь Ирину, радовался, когда родилась дочка Лидия, но боль утраты смогло приглушить лишь рождение сына Бориса. А через год жена родила близнецов Татьяну и Фёдора. Семья росла и требовалось более просторное жильё, появлялись новые расходы. И ставший к тому времени знаменитым Шаляпин работал не жалея себя в работе.

И в 1910 году он смог осуществить мечту – купил на Новинском бульваре особняк для жены и детей. Но новоселье омрачало то обстоятельство, что сам Федор Иванович постоянно жить в нём не собирался.
Обязательно хочется отметить его огромнейший талант.
Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис годунов, Мефистофель,Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, он выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом, рисовал и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.
Иоле, как и любая женщина, не могла не переживать, когда муж уезжал надолго. Шаляпин был знаменит и красив, поклонницы не давали ему покоя. Но, как оказалось, судьба-разлучница, поджидала рядом…

Шаляпин познакомился в Москве с Марией Петцольд, вдовой и владелицей пивных заводов Эдуарда Петцольда. Мария Валентиновна приехала в Москву погостить к сестре и как оказалось, ещё и для того, чтобы сразить знаменитого певца наповал. Младшим близнецам Фёдора Ивановича в это время не было и года.
Обо всем Иоле узнала задолго до того, как произошло мучительное объяснение с мужем. Она переносила страдания молча и старалась, чтобы никто не смог заподозрить случившегося, в первую очередь дети. Когда все же пришло время решать, как жить дальше, супруги решили не посвящать в свои проблемы детей до поры. Шаляпин и прежде часто бывал в долгих разъездах.
Он фактически завел вторую семью, но первую, где росли два сына и три дочери, бросать не собирался.

Но трудный разговор всё же состоялся спустя четыре года. Иоле взяла на себя всю вину за разрыв, чтобы поддержать авторитет Фёдора Ивановича. Для того чтобы отношения детей с отцом не пострадали, она попыталась сама всё объяснить детям.
В Петербурге Фёдор Иванович Шаляпин вскоре стал отцом ещё пятерых детей. У них с Марией Валентиновной родились три дочери – Марфа, Марина и Дассия и ещё двое детей были у Марии Валентиновны от предыдущего брака.
Фёдор Иванович сразу поставил условие, что первая семья является ему столь же дорогой. Певцу приходилось разрываться между Петербургом и Москвой. Он считал, что у него одна большая семья, разделённая на две части. Но в глазах дорогих для него женщин эта ситуация представлялась совсем не такой. Дело в том, что первый брак с Иоле, не был расторгнут, а второй брак не был зарегистрирован, и считался недействительным. Положении Марии Валентиновны, было даже более двусмысленным, чем Иолы Игнатьевны.
Дети Марии Валентиновны и Фёдора Ивановича считались незаконорожденными и Шаляпин не мог дать им свою фамилию. Фёдор Иванович Шаляпин узаконил с ней свои отношения только в 1927 году в Париже.
Иоле смогла достойно перенести удар судьбы и сумела сохранить обстановку уюта и благополучия в доме, атмосферу уважения к его хозяину – Шаляпину Фёдору Ивановичу, но и реализовала свой артистический талант. Она давала уроки актерского мастерства и танца своим детям, ставила домашние спектакли, готовила благотворительные концерты в которых принимал участие и сам Фёдор Иванович.

В Париже, в эмиграции до последнего вздоха рядом с великим певцом была женщина, которая не смогла принять изменившуюся Родину, а в Москве очень долгое время жила иностранка, которая ради него покинула солнечную Италию. Иола Игнатьевна покинула Москву только в конце 50-х годов и переехала в Рим по приглашению сына Фёдора.
Весной 1937года у Шаляпина обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены.Ему было 65лет. Похоронили его на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин младший добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.

Обе жены Шаляпина прожили долгие жизни: Иола - 91 год, Мария - 82 года, обе похоронены в Риме.
источники
http://www.dddkursk.ru/number/756/planet/001367/
http://sovettebe.ru/istorii-lubvi/fedor-ivanovich-shalyapin-dve-semi-i-dva-doma/
http://www.vashdosug.ru/spb/exhibition/article/69870/
http://az.lib.ru/s/shaljapin_f_i/text_0020.shtml
Комментарии
Талант огромный! И - неповторимый!
Бывают же подарки от Природы!
Не лишь семье. Истории. И самому Народу.
А Счастье и Потери - у его любимых...
у тех - обеих женщин, да и у его детей...
такие же - по глубине и силе....
(Я не хотела рифмовать.
Не хочется и шлифовать.
Так выплеснулось...).
о "самом главном".
Самое главное, что ОН, гений русского народа,
был и остался в мировой культуре
доподлинным подарком всем нам - от Природы!
Комментарий удален модератором
Сам он говорил, что для него существует одна большая семья, разделенная на две части. К сожалению, совсем не так представала ситуация в глазах обеих женщин. Ведь положение Марии Валентиновны было еще более двусмысленным, чем Иолы Игнатьевны: только в конце 1920-х годов они с Федором Ивановичем смогли узаконить свои отношения, а главное. Шаляпин сразу поставил ей условие: первая семья ему всегда будет так же дорога, как прежде.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В 1922 году Шаляпин со своей новой семьей уехал из России. Но предварительно позаботился о том. чтобы оставшаяся в Москве Иола с детьми из-за его эмиграции не пострадала. «Если из первой моей поездки за границу я вернулся в Петербург с некоторой надеждой как-нибудь вырваться на волю. - писал Шаляпин в мемуарах. - то из второй я вернулся домой с твердым намерением осуществить эту мечту. Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вспомним его голос
Или вот эта
Вы правы ! :)
******************
Ещё была история что уже в зените славы Шаляпин вернул Николаю то ли портсигар подаренный, то ли кольцо. Заявил, что для него это слишком дешёвый подарок))
По отношению к царю- смелый и безрассудный поступок.А как Николай среагировал?
Если бы он вообще на что-то реагировал кроме истерик Алисы, мы бы сейчас жили в совсем другой стране(((
А с Горьким их роднил успех и пролетарское происхождение. Хотя, талант Горького как писателя не сопоставим с талантом Шаляпина как певца...
Но его можно понять.Вот как говорят о его популярности.
"Для России начала прошлого века Шаляпин был гораздо больше, чем просто популярный артист. Он был народным кумиром. Голубоглазый, светловолосый, с душой нараспашку, он словно олицетворял русский народ. «Жить по-шаляпински» - безудержно, щедро, широко - и значило «жить по-русски». О его любовницах, скандалах, ночных кутежах, причудах и баснословных гонорарах судачили на всех углах."Не святым был.Слава портит людей.
" Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака — Лидия, Борис, Федор, Татьяна — и дети от второго брака — Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…».
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!
Комментарий удален модератором
«Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь, что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню „Во сне я горько плакал“ Шумана — одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, — а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос — и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца… Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя, но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой дисциплине ума и сердца — в ритме всех своих проявлений — человек обретает власть и над страстями и над страданиями»
Комментарий удален модератором
«После свадьбы мы устроили смешной, какой-то турецкий пир на коврах. -писал в воспоминаниях Шаляпин. - и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина...
«Шаляпин!» «Удивительный мальчишка, и я его просто боготворю. - признавался Федор Иванович. - Игрушка моя - это мое наутру. часов в шесть, у окна раздался адский шум - толпа друзей с Мамонтовым во главе исполняли концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на ведрах и каких-то поразительных свистульках.
- Какого черта вы дрыхнете? - кричал Мамонтов. - В деревню приезжают не для того, чтобы спать! Вставайте, идем в лес за грибами.
И снова колотили в заслонки, свистели, орали. А дирижировал этим кавардаком Рахманинов, шафер невесты во время вчерашнего венчания».
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
«Если из первой моей поездки за границу я вернулся в Петербург с некоторой надеждой как-нибудь вырваться на волю. - писал Шаляпин в мемуарах. - то из второй я вернулся домой с твердым намерением осуществить эту мечту. Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
«Наверное, когда придет это письмо, мать будет уже в Москве. - писал он Ирине 3 января 1923 года из Америки. - Насчет Татьяны ты ей скажи. Я не понимаю, почему все мои дети должны учиться драматическому искусству. Почему? Ведь на сцену нужно идти людям с талантом, а не просто так себе. А по-моему, всех вас надо было обучать домашнему хозяйству и. в особенности, искусству быть хорошей женой и доброй матерью».
". Умея быть строгим, подчас гневливый. Федор Иванович старался дать семье, детям все, чего самому недоставало в детстве: родительскую ласку, нежность, материальный достаток, хорошее образование, высокое искусство... Всего четыре года было Ирине, когда ее первый раз повели в императорский Большой театр на «Онегина». Девочка не сразу узнала отца в бравом генерале Ремине. Но лишь он запел, радостно закричала на весь зал: «Папа!». Сконфуженная Иола Игнатьевна уводила из ложи недоумевающую дочку: «Голос папин, а лицо чужое!»
" После мучительного разговора с Федором решили детей как можно дольше в происшедшее не посвящать: они привыкли к тому, что отец часто и подолгу бывал в разъездах. Тем более что, фактически заведя новую семью, он не собирался бросать первую, где подрастали три дочери и два сына. А когда четыре года спустя пришлось все-таки с детьми объясниться. Иола Игнатьевна и здесь повела себя с удивительной мудростью и достоинством: ни в чем не упрекнула мужа. Она ведь всегда была рядом с детьми, а авторитет постоянно отсутствующего отца нуждался в оправдании и поддержке. К тому же у него в петербургской семье тоже скоро стало пятеро детей: к дочери и сыну Марии Валентиновны прибавились три их общие с Федором Ивановичем дочери: Марфа, Мария и Дассия."
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Не лучше сложилась судьба Марии, которую в восемнадцать лет выдали за сына владельца знаменитых в России пивных заводов Эдуарда Петцольда. Через два года она осталась вдовой с двумя маленькими детьми - Стеллой и Эдуардом. Жила в Петербурге. В Москву приехала к сестре погостить и оправиться от постигшего удара. Тогда и познакомилась с Шаляпиным... Это было, когда младшим Шаляпиным не исполнилось еще и года - в 1906-м."
Вот ,так это произошло.
Комментарий удален модератором
Старшая дочь Ирина вспоминала, как в особняке на Новинском бульваре к Новому году готовили благотворительную постановку детской оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» композитора Миттельштетта. Маленькие артисты радостно примеряли красочные самодельные костюмы скоморохов. Месяца, Солнца, злой Царицы, доброй Царевны и печального Королевича Елисея... Отец не уставал давать дельные советы по вокалу и гриму, а мама была и главный режиссер, и балетмейстер, и педагог по сценическому движению, и художник, и костюмер, и концертмейстер... Все возбуждены и счастливы - еще бы, в эти новогодние праздники они все были вместе, как в недавние времена. Ирина с удовольствием отмечала, как, забыв обо всем, радостно смотрела на отца мама, пока шло представление.
Не только дети – все, кто знал Иолу Игнатьевну, говорили о ней как о человеке тактичном, добром, редкого обаяния и душевной щедрости. Свой нереализованный артистический талант она отдала детям, сохранив в доме уют и атмосферу уважения к отцу.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором