Сбросим Пушкина с корабля современности или оставим? Что об этом думает современная молодежь

Журнал «Большой город» провел опрос 600 старшеклассников и студентов (http://bg.ru/education/antirejting_klassikov-15862). Их спрашивали о том, каких авторов и какие произведения они бы исключили из школьной программы. Это был не совсем честный опрос, поскольку какими бы ни были ответы, реакция образованной общественности могла быть только одной – возмущенной. Никаких других результатов в современной России не бывает и быть не может, поскольку вокруг чего в обществе существует консенсус, так это вокруг полного бескультурья нашей школы и нашей молодежи. Нажми на эту кнопку, получишь ожидаемый результат, и никакого другого. Легко составить частотник употребляемых при этом выражений: дебилизация, бескультурье, деградация и пр. Какие бы материалы мы не получаем, мы видим только то, что хотим видеть. Вот и тут комментарии вполне ожидаемые: «Ну чему тут удивляться? Дебилизация населения идет полным ходом», «Ничего более удручающего за последнее время не видел», «Даже дочитывать не стала, что там дети отвечают, меня уже первые строки взбесили!» и пр. Что же такого ужасного сказали подростки о нашем всём – о русской классике? 81 чел. (13,5%) предложили убрать из программы «Войну и мир», 74 голоса «против» получил Достоевский с «Преступлением и наказанием» (12,3%), на третьем месте Солженицын, получивший 50 голосов (8,3%), а дальше и вовсе по мелочи. Причем некоторые цитаты из ответов ребят показывают, что и тут все не просто. Почему несколько человек против «Мастера и Маргариты»? Да вот почему: ««Хочу, чтобы исключили Булгакова, потому что он слишком гениален для того, чтобы его читали все подряд глупые школьники». А вот что пишет «противница» Лермонтова в школьной программе: «Я бы исключила Михаила Юрьевича Лермонтова. Потому что его никто не должен любить, кроме меня, он мой». А вот про Гоголя: «Учителя, покорные планам и стандартам обучения, — смерть для Гоголя. А он не для того помер, чтоб каждый раз повторяться». По-моему, прав старшеклассник. Все-таки такой опрос – это игра, которую некоторые дети поняли лучше, чем некоторые взрослые. Даже «наше всё» - Пушкина предложили убрать 33 чел. (5,5%). По разным причинам, но главная - в школе Пушкина представляют в качестве настолько сакральной ценности, просто запредельной, что это вызывает естественный протест: ««За 11 лет обучения Пушкин всех задолбал! Сократить его надо в три раза. После такого интенсивного изучения его книги даже в руки брать не хочется». В более культурном варианте то же самое звучит так: «Следовало бы исключить Пушкина — и исключительно из уважения к его творческому наследию, поскольку многолетнее бездумное вдалбливание и механическое заучивание ведет только к одному: его никто никогда не читает и не понимает, а единственное чувство, которое он вызывает, — это раздражение».

Если посмотреть на результаты этого опроса (не думаю, что репрезентативного) без излишних эмоций, непредвзято, то мы получаем очень любопытную картину. Лишь очень небольшая часть молодых людей, давших ответ на вопрос «Большого города» согласна на изменение школьной программы, на удаление из нее русской классики.

Представление о ее ценности для русской культуры, по-видимому, пока остается преобладающим. Лишь очень незначительная часть ребят решилась признаться в своей нелюбви к великой и могучей русской литературе. По-видимому, нужно быть очень уж нонкомформистки настроенным, чтобы эту отрицать эту ценность. Другое дело, что ценности и практики могут расходиться и расходятся очень сильно. Мало кто предлагает убрать из программы два главных произведения, изучаемых в 10 классе, но читают их полностью очень немногие, не говоря уже о понимании прочитанного. На родительских форумах в Интернете, в которых принимают участие высокообразованные мамы старшеклассников из Москвы и других крупнейших городов, довольно часто поднимается эта проблема, точнее две проблемы. Первая, что делать? Ребенок вообще мало читает, а уж тома «Войны и мира» не осилит точно. Как правило, автору предлагают показать сыну или дочке фильм Сергея Бондарчука, где действие происходит прямо по Толстому: один том – одна серия. Но многие видят и другую проблему: зачем включать в школьную программу произведения, абсолютно не доступные подросткам по глубине мысли, да и по языку тоже. А заставить читать не вовремя – это отбить интерес навсегда. Правда, если бы возникла идея заменить в программе «Войну и мир» чем-нибудь покороче и попроще, это обязательно вызвало бы возмущение во всем обществе. Причем к этому праведному возмущению присоединились бы и те мамы, которые в своем кругу честно признаются, что их дети эти книги читать не будут, а если бы вдруг прочли, то мало что поняли бы по малолетству.

Так что ценность русской классики пока еще очень высока, как среди взрослых, так и среди детей, хотя она уже перестала быть абсолютно бесспорной. Все-таки хотя бы на микроуровне эта ценность начала проблематизироваться - пока еще довольно робко. А в чем еще солидарны взрослые и дети, это в том, что школа отбивает у детей любовь к литературе. Взрослые участники форумов вспоминают свои школьные страдания из-за скуки и начетничества в преподавании, на это, как я показала выше, жалуются и современные ученики. Почти нормой стало представление, что в школе классику дают как лекарство – горькое, противное, но нужное – такое вот неприятное лекарство от бескультурья. Лечиться надо, но пить это лекарство нет сил. В этом современные школьники мало отличаются от своих родителей, которых в бескультурье и деградации не обвиняли, поскольку не было такого общего тренда. Мне показалось, что опрос «БГ» не продемонстрировал ни особой культурной деградации современной молодежи, ни ее неуважения к русской классической литературе. Наоборот, он подтвердил, что это ценность пока еще жива, хотя потихоньку снижается. В общем, это вполне нормально – вечных ценностей не существует. Не нормально то, что новых не появляется, наша гуманитаристика не продуцирует, но очень любит при этом ругать молодежь, за дело и без дела.  Все-таки как приятно чувствовать свое превосходство!