как кубанские казаки спасли армян от истребления

На модерации Отложенный

на Закавказском фронте


Геноцид армян в воспоминаниях кубанских казаков.


 “Кубанский казачий вестник”. №45, изданный в Екатеринодаре в ноябре 1914 г. Обложка./Маштоц/ В годы Первой Мировой войны в составе регулярных частей российской армии, принимавших участие в боевых действиях, было немало представителей Кубанского казачьего войска, многие из которых оставили письменные воспоминания о тех трагических днях.
Некоторые из этих воспоминаний публиковались в еженедельном военно-общественном и литературном журнале «Кубанский казачий вестник», издававшийся ранее в городе Екатеринодаре (ныне - г. Краснодар).
Рассказывая о событиях на Закавказском фронте, казаки в своих письмах в подробностях описывали ужасы, творимые турками над мирным армянским населением – по сути это были первые письменные свидетельства очевидцев о Геноциде армянского народа в Турции.
Мы не будет давать характеристику и анализ этих воспоминаний, оставляя это право читателю, вниманию которого представляем некоторые материалы, опубликованные в «Кубанском казачьем вестнике».
Редакция благодарит атамана Кореновского отдела Кубанского Казачьего Войска Михаила ТИМЧЕНКО за предоставленные материалы.


Джавдад-бей
Назначение славящегося своей жестокостью хеккиарийского мутосарифа Джавдад-бея ванcким генералом-губернатором, после сравнительно мягкого управления Таксин бея, - весьма знаменательно.
Он получил от народа прозвище «кузнеца-каймакама”. 
Этой кличкой окрестили его армяне за изобретательность в области пыток. «Кавказское слово» рассказывает, что, замучив одного арестованного за хранение оружия армянина, он, не удовлетворившись смертью своей жертвы, арестовал сына замученного, 13-14-летнего подростка, и велел его подковать, что и было исполнено.
Пытки, применяемые Джавдад-беем для мучения задерживаемых им армян, превосходят самое пылкое воображение. Пo его приказанию сдирают кожу полосами с головы живых людей, сажают, голодных кошек в штаны арестованных для того, чтобы вынудить их к сознанию, вводят в кишки раскаленные вертела и проч.


  • На закавказском театре.


Военный корреспондент «Мшака» описывает те тяжелые условия, в которых приходится русскому войску воевать с турками. У подошвы Арарата, на высоте 7 000 футов, свирепствует снег и буря. Нет никаких дорог, кроме тропинок, извивающихся в горах, по которым могут прыгать лишь горные козлы и по которым приходится проходить теперь русским солдатам со всеми обозами и пушками. В одном месте не было возможности провести по тропинке обозы, Тогда офицер взял с обоза на свои плечи один из узлов; его примеру последовали солдаты и все поползли по тропинке. Солдаты тащат за собой пушки в гору, так как лошади крайне утомлены. Солдаты выказывают сверхчеловеческую выносливость и готовность. Дорог не нашли и на равнине Баязета, где также змейками извивались тропинки. Остановились в одном курдском селении. Но какое селение! Вокруг видны какие-то берлоги, вышиной в два с половиной аршина, с крышами из тростников, дающими течь и еле державшимися. Нет ни дверей, ни печей, кроме прохода, через который входят в нору и люди, и скот, и кошки и собаки. Здесь пришлось провести ночь. В Баязетe узкие улицы, залитые грязью, с такими же домами. Наши власти, - пишет корреспондент, - водворили в городе порядок. Все это я перенес лично, добавляет корреспондент, увидел собственными глазами и не могу воздержаться от восторга перед стойким и терпеливым русским солдатом.

Зверства турок.

В результате четырехдневных упорных боев на сарыкамышском фронте турки отступали в беспорядке.
Раненые передают полные захватывающего интереса эпизоды, лишний раз доказывающие изумительную стойкость русского солдата.
В первый день наступления Энвера выдвинутые вперед три роты (N-ского) полка были охвачены ночью со всех сторон авангардами турецкой армии. Бой длился 36 часов.
36 часов сдерживали русские бешеный натиск аскеров и лишь на вторые сутки медленно отошли на соединение с спешившими на выручку героям частями.
Образовавшийся отряд, в десять раз слабейший турок, продолжал драться четыре дня и четыре ночи. За все это время солдаты не имели ни корки хлеба и не спали.
Сильно пострадал один из армянских хумбов. Выдвинутая далеко вперед дружина наткнулась на многочисленный турецкий отряд. Тщетно бросались зинворы из стороны в сторону. Везде натыкались они на ощетинившиеся штыками густые колоны аскеров. Ночью глухими горными тропами, оставив своих убитых и раненых, пробились, наконец, зинворы.
Весь путь наступления турецкой армии освещен заревом пожаров сел и деревень, залит кровью поголовно вырезанных армян. Наших раненых турки раздевают до нага и бросают в снег.
Изливавшиеся в изъявлениях покорности России местные курды при первом появлении турок сбросили маску и стали в ряды аскеров.

***

Турки и курды, покидая армянские селения при приближении наших войск, мучают не только одних армян, но и русских солдат и казаков, попавших в их руки.
Об этом говорят письма участников войны на Кавказе.
«Казак Могильный, во время разведки, отбившись от своих товарищей, наткнулся на неприятеля; чтобы предупредить своих об опасности, Могильный спешился и открыл огонь. Лошадь у него вырвалась и ускакала. Турки взяли Могильного в плен. Через несколько дней его нашли в курдском селении живым, но с отрезанными руками».
Сотня казаков была отправлена на разведку и наткнулась на неприятеля. Казак Вольской станицы Мирон Ядрин был ранен; другой хотел увезти раненого, но турки усилили огонь. Ядрин и товарищи оказались вынужденными оставить его тело на поле сражения. На следующий день нашли труп Ядрина голым с отрезанными ушами и разбитым черепом.

Таких фактов множество. А вот пример того, что делают турки и курды с армянами.
Народ ограблен до последней нитки турецкими ордами. Молодые люди убиты, женщины уведены в плен, остались одни дети и старики, и те голодные, оборванные, босые. Турки при отступлении своем жарили армянских детей и женщин в тондырах (печи, где пекут хлеб), приговаривая: «вот шашлык для русских войск».
Много другого пишут офицеры и солдаты с Кавказа, но довольно и приведенных кошмаров, чтобы понять, какие ужасы творят турки и курды.
А между тем, в покоренных местах они немедленно «пробуют лестью и хитростью подкупить наших военачальников, заручиться их доверием и расположением. Впрочем, и это им нужно больше, для доносов и заявлений, направленных против армян, с целью дискредитировать их в глазах русских военных властей, так как они всячески способствуют поражению турецкой армии и оказывают нам ценные услуги.

//«Кубанский казачий вестник», 1915 г., №2, стр. 6-7


  • Армянские мученики.


Во время пребывания моего на турецком фронте, с января месяца сего года, во всех походах из Турции в Персию и обратно, мне несколько раз приходилось видеть ужасные картины мучений несчастных армян. Озлобленные турецкие войска своими частыми неудачами в боях с нашими войсками стараются вымещать свои неудачи на беззащитных армянах. И каким только истязаниям они не подвергают этих людей. В своих кознях против армян турки не останавливаются ни перед какими ужасными способами нанесения возможно больших медленных мучений. Не щадят они не только мужчин или женщин, но даже и детей.
Случайно оставшиеся в живых армянки рассказывают такие способы мучений армян: предназначенное к уничтожению семейство выводится за селение, гдe на глазах матери и отца отрезают части тела их детей и живых еще кидают в яр или кладут на костер и сжигают. Многие матери не могут переносить таких мучений своих детей и бросаются в огонь выхватывать невинные жертвы, обжигая себе руки и лицо; при чем таких матерей турки здесь же сжигают, а мужа подвергают медленным смертельным мучениям.
При проезде нашего N-го X-го полка по восточном берегу озера Ван, недалеко от озера, было найдено два костра, где мною насчитано 46 человеческих ног обгоревших до колен, а остальные части туловища обгорели до неузнаваемости, при чем трупы обожжены настолько, что черепа, черные как котелки, валяются отдельно от туловища.
На западной стороне Ванского озера найден огромный овраг наваленный голыми трупами армян. Из всей этой массы разложившихся трупов вопила о помощи одна израненая армянка, которая не могла освободиться, так как ноги ее были навалены другими трупами. А когда казаками она была освобождена, то первым долгом просила знаками утолить ее жажду и чрез переводчика пояснила, что в этом яру убито 800 армян. Многие казаки без слез не могли слушать рассказ армянки чрез переводчика при каких обстоятельствах убивались эти люди. Вся эта масса людей была согнана к яру, атакована вооруженными людьми и когда по одиночкe крючками железными стали брать и тащить к яру сперва мужчин, то поднялся душу раздирающий вопль атакованных. Женщины бросались к мужьям, ища защиты, отцы заживо прощались с детьми, видя ужасы казни многие умирали, не дождавшись очереди. Все это делалось на закате солнца. Рассказчица представляла вид покойницы.
В Ванском озерe очень часто волнами прибивает к берегу несколько трупов армян, а сколько их похоронено на дне озера - одному Богу известно. В степи ли, в деревне или оврагe, везде на каждой версте можно встретить десятки трупов армян и безусловно голых. Пои наступлении на ceление Енжалу, на берегу реки Чая, на дороге, найдена мертвой армянка, умершая, как нужно полагать, от быстрого и продолжительного бега с тяжелей ношей. На груди у нее мертвый грудной ребенок, а за спиной придавленный ею двухлетний со слабыми признаками жизни, и около трупа, с корзинкой в руках, с запухшими от слез глазами, 5-6 лет девочка. Труп матери уже начинал издавать дурной запах, а девочка все время будила мать.
Кровь леденят подобного рода картины. Волосы дыбом становятся при видe такой ужасной казни-расправы сильного человека над слабым-беззащитным, и невольно напрашивается вопрос: за что, и скоро ли праведная десница покарает зверей-извергов?
Старший уряд. 4 сот. №-го Х-го полка Иван С. Шамалов.

//«Кубанский казачий вестник», 1915 г., №40, стр. 6-7

Подробнее:
http://www.mashtots.ru/istoriya-armyan-kubani/genocid-armyan-v-vospominaniyax-kubanskix-kazakov

P.S.

Кто из казаков, наблюдавших в 1915 г. на Закавказском фронте геноцид в отношении армян, мог предположить, что после октябрьского переворота, в самой России будет проводится геноцид в отношении самих казаков?
Жестокий, беспощадный и практически искоренивший казачество на огромной территории, которую присоединили и казаки к России, поливая ее обильно собственной кровью в боях.




Раздували Гражданскую войну опытные садисты. 

Убить противника на глазах его родителей и детей-высший полет извращенного цинизма. 
Высший полет садистов и извращенцев.

 

Рейтинг
6