Любовь не из учебника. О ком молчал Пушкин
Вообще-то молчаливая сдержанность не принадлежала к числу достоинств Александра Сергеича.
Как и положено отчаянному повесе, порассказать о своих победах и поделиться откровенными деталями любовных баталий он никогда не забывал. Больше помалкивали его друзья: аккуратный Пущин, скрупулезно восстанавливающий поминутно свои встречи с Пушкиным, скромно отмечает: «Он ехал или от меня к ней, или от нее ко мне» и завершает намек безжалостным «далее — завеса».
Не знаю, были бы довольны великосветские баловницы и ветреницы, если бы знали, что их имена войдут в историю вместе с именем их великого любовника, что душка Аlexandre методично законспектирует их в своем «дон-жуанском» списке, прекрасно представляя, что этот исчерканный и изрисованный черновик скоро будет лежать на всероссийском обозрении в каком-нибудь большом музее — Пушкин отлично знал цену себе и своим черновикам. Ему хотелось побахвалиться и перед потомками — а может, изящно напомнить посредством списка, что великий гений был всего-навсего человеком.

Потомки список прочли. Кто восхитился, кто потупился, кто возмутился, а самые въедливые положили перед собой полное собрание сочинений и стали сверять лирических героинь стихов и поэм со списком. Нашли Оленину, нашли Анну Петровну Керн, нашли Смирнову-Россет и Лопухину, и Наталью Николавну тоже нашли…
И тут обнаружили: самой главной героини в списке нет!
И в черновиках — нет. И в письмах — нет. И в статьях — нет. Есть только ее образ в стихах и южных поэмах, есть обращение к ней в самых проникновенных строках, есть тень ее на всех страницах собрания сочинений от начала до конца, а имени — нет.
«Утаенная любовь Пушкина», как официально называется эта проблема пушкинистики, не будет названа никогда: можно разве что предполагать, но сказать наверняка, кто была единственная женщина, о которой Пушкин умолчал, не сможет никто. Никаких следов. Никаких упоминаний. Он любил ее — и все. Далее — завеса.
Тем не менее, кое-что за столетия изучения пушкинской биографии узнать удалось.
Например, то, что любовь эта началась еще в Лицее, когда пятнадцатилетний поэт пережил какое-то трагическое увлечение, не отпустившее его до самого лицейского выпуска. Известно, что образ той лицейской любви неотступно преследовал поэта в южной ссылке.
Что он встречал эту женщину в Петербурге, был вхож в ее дом. Есть подозрения, что татьянина отповедь Онегину («Но я другому отдана и буду век ему верна») — это зарифмованный ответ утаенной любви безнадежно влюбленному поэту.
Очевидно, он очень боялся открыть имя своей возлюбленной хоть кому-нибудь: она была безупречна и не модно нравственна, муж ее был другом Пушкина, и хотя в то время в делах сердечных мало кто обращал внимание на мужей и дружбу, тем не менее…
Есть единственный момент, о котором мы знаем. Секунда Вечности, в которую они все-таки встретились на свету. Миг, не объяснимый ничем иным, кроме как огромной любовью поэта к женщине, мучительной и безответной любовью, которую он пронес через всю свою жизнь — но не в ее романтическом возвышенном виде, а в самом что ни на есть реалистичном, кровавом, разрывавшем сердце и крутившем кости смысле…
Когда Пушкин умирал — три страшных дня беспрерывных мучений — он не впустил к себе даже Наталью Николаевну, она прорыдала эти дни у закрытой двери его кабинета. Он никого не звал попрощаться. Не устраивал сцен. Когда стало понятно, что от смерти уже не спастись, он спросил у Жуковского: «Где Карамзина?». Та приехала — пятидесятисемилетняя вдова первого русского историографа, государственного деятеля, писателя, поэта, реформатора русского языка, вдова великого пушкинского друга Николая Михайловича Карамзина, подошла к умирающему.

«Перекрестите меня», — попросил. Она перекрестила.
И все.
Может статься, вся их общая, на двоих, жизнь уложилась в малюсенький промежуток между этими двумя встречами: вот юный лицеист бежит через царскосельский парк к старшему товарищу по поэтическим забавам, к самому Карамзину, а там его невероятно красивая Екатерина, сероглазая, лебединорукая, теплая и светлая, как будущая жизнь, а вот спустя всего-то двадцать три года — она и он, все увидевшие и все пережившие в своих отдельных друг от друга жизнях…
О настоящей любви молчат. Так молчат, что даже скрупулезным потомкам, охочим до подробностей, не под силу вскрыть грудную клетку этой самой любви.
Настоящая любовь принадлежит только двоим. И еще — вечности.
Комментарии
Донжуанский список Пушкина
Туман любви и откровенные слова :
«Моей единственной» ! И сердце со стрелою !
Я обязательно куплю ! Десятка два.
;-)
Комментарий удален модератором
А.С.Пушкин, "Руслан и Людмила". Монолог Головы: Текст: Пока не вникнет РОССИЯНИН,
Что враг ему не царь, не барин,
Не вор и не аристократ,
Не зарубежный попечитель,
Не дымный град и не село.
Пока он это не осилит,
И на словах и на делах -
Томиться матери-России
В жидовских, вражьих кандалах
Комментарий удален модератором
Иногда так и хочется:
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь.
В самовластной красоте
Все сердца пленила эти
Те, те, те и те, те, те».
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
----
Кстати, статья выставленная очень спорная...
Комментарий удален модератором
Тогда следовало этого еврейского негра не пристрелить в яйца , как это справедливо и сделали, а четвертовать певца разврата в назидание продолжателям его марали.
Комментарий удален модератором
За твой поганый язык. Или отец пусть даст. Отец-то у тебя был????
Комментарий удален модератором
Бездари всегда завидуют и швыряют грязью....
Комментарий удален модератором
Уж если Господь перемудрил что-то в мужской природе, то....
А у еврейского чернокожего вся жизнь по разложению белого общества и он этого добился.
Его похоть превращала нормальных девушек и чьих то жён просто в шлюх.
Чем вы восхищаясь этим от них отличаетесь ?
Интересно спросить у дам , будь вы в то время , что бы сделал ваш муж c вами и с этим "гусским" поэтом найдя вас им обкончанную ?
Увидев вошедшего Пушкина, Катерина Андреевна зарделась от радости. И удивилась перемене в его облике: перед ней стоял опытный крепкий, много повидавший мужчина.
И Александр после долгой разлуки жадно вглядывался в Катерину Андреевну. Она почти не изменилась, была все так же красива. Он понял, что по-прежнему любит эту женщину.
Пушкин опустился на колени и, обняв, поцеловал через шелковую ткань платья ее ноги. Катерина Андреевна осторожно провела ладонью по его густым кудрявым волосам. Александр поднял голову и, Катерина Андреевна встретила его взгляд. Он смотрел на нее умоляюще, с неприкрытой страстью.
...Александр был в восторге. Ее тело было молодым и гибким, а поцелуи обжигали сердце...
Она приподнялась, опираясь на руку:
- Я ни о чем не жалею. Благодарю тебя за нежность и ласку. Но не подобает даме, дорожащей своей репутацией, иметь связь с неприлично молодым любовником. Что произошло между нами - не повторится.
Через два года Пушкин, вписывая в альбом Лизаньки Ушаковой имена любимых им женщин, зашифровал и Катерину Андреевну.
..........................................................................................
Ай да Пушкин! Ай да сукин сын !
Кто по-настоящему увлечен Пушкиным, много знает о его жизни.
...А я, повеса вечно-праздный,
Потомок негров безобразный,
Взрощенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний;
Почти всегда.... Поэтому первая Любовь всегда несчастлива....
А Пушкин, верно, не находил общего языка ни с отцом, ни с матерью - а это БЕДА!!!!!
Нас непрестанно Змий зовёт!,
...
Запретный плод нам подавай -
А без него нам рай - не рай!"
Комментарий удален модератором
Без социальных сетей )))))))
В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II.
Н. Ф. Арендт — лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина.
вот текст записки и действия императора...
…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…
Государь:
Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.
Распоряжение Государя:
1. Заплатить долги.
2. Заложенное имение отца очистить от долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1 500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.
5. Сочинения издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 000 рублей.
1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. По словам друзей Пушкина, он был в ярости: это звание давалось обыкновенно молодым людям. В дневнике 1 января 1834 года Пушкин сделал запись:
Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N. N. [Наталья Николаевна] танцовала в Аничков
Наталья, дочь Александры
Воспоминаний Александра Николаевна не оставила. Перед смертью она уничтожила большую часть личных бумаг, а позднее дочь по её просьбе сожгла оставшееся. Единственным свидетельством, исходящим от Александры Николаевны, является письмо Густава Фризенгофа, написанное, вероятно по её поручению в 1887 году. Письмо адресовано А. П. Араповой, собиравшей материал для своей книги и содержит рассказ о преддуэльных событиях.
Наталья Николаевна отдала свою руку и сердце человеку достойному, выбор ее был обдуманным и неспешным. Были у нее богатые претенденты – Голицын, Столыпин, Перовский, Гриффео – но препятствием были дети. Ланской полюбил пушкинских детей как родных, и они приняли его и до конца его жизни сохранили благодарность и уважение к отчиму. «С полным доверием поручила она честной, благородной душе участь своих детей, для которых ее избранник неизменно был опытным руководителем, любящим другом.
«Мой дорогой, добрый Пьер», «мой друг Пьер», «мой прекрасный муж», «душа моя» – так обращалась Наталья Николаевна в письмах к своему второму мужу, генералу Петру Петровичу Ланскому. Без малого двадцать лет длился их счастливый, спокойный и прочный брак. Полюбив всей душой Наталью Николаевну Пушкину, молодую вдову с четырьмя малютками на руках, Петр Петрович Ланской заменил им отца, и стал надежной опорой уставшей от одиночества и многочисленных трудностей женщине
полной преданности и любви не хватило бы, чтобы
их оплатить. В самом деле, когда я иногда подумаю,
о том тяжком беремени, что я принесла тебе в прида-
ное и что я никогда не слышала от тебя не только жа-
лобы,но что ты хочешь в этом найти еще и счастье, –
моя благодарность за такое самоотвержение еще боль-
ше возрастает, я могу только тобою восхищаться и
тебя благословлять.
Из письма Н. Н. Пушкиной-Ланской П. П. Ланскому;
Комментарий удален модератором
А он вам?????
Но. не соглашусь с Вами. Жена Пушкина была с им. когда он метался в муках.
Она кормила его морошкой .
– Морошки, морошки.
Наконец привезли морошку.
– Позовите жену, – сказал Пушкин, – пусть она меня кормит.
Он съел две-три ягодки, проглотил несколько ложечек соку морошки, сказал – довольно, и отослал жену.
Она была с ним,хотя он постоянно отсылал ее к детям.
Есть и другие воспоминания современников Пушкина о последних днях поэта, но и там присутствовала его жена.
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А.С.Пушкин, эпиграмма на М.С.Воронцова, 1823 год
С приездом Александра Сергеевича в Одессу губернатор любезно ввел поэта в интимный круг своих знакомых, представил его своей супруге, которой тот сразу пламенно увлёкся. О своей беззаботной жизни на юге России молодой изгнанник сам признавался в письме к брату.
Если я не ошибаюсь поэт был послан "на саранчу", столь прозаическое занятие не помешало Александру Сергеевичу увлечь жену графа до неприличия! Впервые об этом я прочитал в журнале "Новый мир" еще в 1976 году! Велик во всем! Пушкин естественно!
----О неверной жене, сударыня !
-----------------
И тем не менее, уколов прилюдно Елизавету Ксаверьевну Воронцову, Александр Сергеевич хранил ее письма , а кольцо, подаренное ею, долго было талисманом.
"... что делать нам в деревне?"
Источник не сообщите? Пожалуйста....)
Комментарий удален модератором
Ну это не совсем так.Для придания романтичности его отношений с Карамзиной,по литературной версии Тынянова ( Катерина 2 в списке,якобы Карамзина) может и не плохо,но жену перед самой смертью он видел.Ну не надо на Наталью Николаевну "наговаривать" даже в таких мелочах...не впустил к себе перед смертью...
В.И. ДАЛЬ
"Он открыл глаза и попросил моченой морошки. Когда ее принесли, то он сказал внятно: "Позовите жену, пускай она меня покормит". Она пришла, опустилась на колени у изголовья, поднесла ему ложечку-другую морошки, потом прижалась лицом к лицу его; Пушкин погладил ее по голове и сказал: "Ну, ну, ничего; слава Богу; все хорошо! поди". Спокойное выражение лица его и твердость голоса обманули бедную жену; она вышла как просиявшая от радости лицом. "Вот увидите, - сказала она доктору Спасскому, - он будет жив, он не умрет".
А в эту минуту уже начался последний процесс жизни."
Но, как обойтись у нас без сплетен????
Что за чушь? Она за несколько часов кормила его морошкой. Да и биографы давно знают о любви к Карамзиной. Тоже мне секрет.
Кто это писал?
- Я вас люблю, мадам, давно!
- Да вы пьяны!?
- Ваще в говно!
В 2016 году наступил 30-ти летний юбилей со времени первого издания этого шедевра.