Куда Анатолий Сердюков дел свои миллионы?

На модерации Отложенный

«Дачи Сердюкова» на берегу Азовского моря. Элитные квартиры его сестры в центре Москвы. Бизнес-империя его зятя в Питере. История уже бывшего министра обороны наглядно показывает, как можно обогатиться на госслужбе.

Санаторий для друзей

Сразу после отставки министра в Темрюкский район Кубани нагрянули следователи. Дело «Оборонсервиса» привело их к 3 га земли на берегу Тамани, возле поселка Пересыпь. В бытность Анатолия Сердюкова министром этот участок из федерального стал частным – сначала местные чиновники передали его в пользование Минобороны, а в 2010-м земля была по дешевке продана некоему ООО, которое теперь в Росимуществе называют «отмывочной конторой».

За эти годы здесь построили элитный объект: по бумагам – пансионат «Эллада», но местные зовут его не иначе как «дача Сердюкова». В прошлом октябре сюда в компании министра приезжал отдыхать президент Медведев. Сам Сердюков бывал тут по несколько раз в год.

– Он лично контролировал строительные работы, – рассказывает местный житель Николай Еськов. – Строили гастарбайтеры – таджики, узбеки, в последнее время они как раз заканчивали вертолетную площадку. В остальном все было уже готово – база отдыха на 24 номера. И еще отдельный вип-домик, где отдыхал Медведев. Там бассейн прямо внутри, есть сауна, кинозал, на крыше – терраса с видом на море.

За 3-метровым забором таких подробностей не различить, но Николай Федорович был на закрытой территории – сам сиживал с Сердюковым на лавочке за деловым разговором. Дело в том, что Еськов возглавляет рыбхоз, заведующий большим лиманом по соседству с участком.

– И когда Сердюков приехал, обсуждали: заключим контракты, мы будем свою рыбу им продавать, – рассказывает мне Еськов. – Я спросил, для кого этот объект. Он: «Друзья мои будут отдыхать». То есть люди с деньгами.

Но через месяц, продолжает Еськов, что-то «перемкнуло», и вместо сотрудничества лиман у него решили просто отнять.

– Ко мне стали наезжать военные, вызывали в администрацию, Росрыболовство, мол, отдай лиман, – говорит Николай Федорович. – Потом начали прессовать штрафами – за полгода на 500 тысяч навыписывали. Я говорю: ну а как вы это провернете? Лиман у меня в пользовании, а вообще это федеральные воды, их в частные руки отдать нельзя. Но видно было: согласись я – и они всё готовы перекрутить.

Как это уже происходило с землей – не только в Пересыпи, но и по всему краю.

В родном краю

Самой громкой из таких историй стала передача Минобороны 93 соток Утришского заповедника в 2009-м.

– Еще раньше участком интересовались товарищи из администрации края, – рассказывает бывший директор заповедника Станислав Ермолаев. – Они там первыми вырубили реликтовые леса, проложили дорогу. Но экологи взбунтовались, пошли проверки, и «товарищи» решили, что проще отказаться от намерений.

А военные экологов не побоялись.

– И решением горсовета депутатов Анапы участок был передан, – продолжает Ермолаев. – Решение принимали забавно. Сначала все были «против», а несколько часов спустя провели переголосование – и все стали «за».

Участок обнесли забором, и началась стройка. Якобы радиолокационной станции под нужды Черноморского флота.

– Мы там были год назад, на РЛС не похоже, это просто роскошный дворец, – рассказал нам лидер «Яблока» Сергей Митрохин. – На приколе в бухте стоят яхты, по слухам, одна из них – Грефа, другая – Сердюкова. Говорят, высшие чины любили в этих местах отдыхать, вот и понадобились им апартаменты.

И это не всё. По неподтвержденным данным, Сердюков имеет отношение к еще одному пансионату – «Южная Пальмира», тоже в Темрюкском районе. К элитной турбазе за хутором Садки Приморско-Ахтарского района, куда министр обороны, говорят, наведывался с губернатором Ткачевым.

– А недалеко от базы, в северной части Приморско-Ахтарска, два года назад был незаконно продан участок земли, – рассказал мне депутат района Александр Бирюков.

– Выкупила его якобы соседняя турбаза «Лотос», причем за бесценок – 24 млн руб. при рыночной стоимости 1,2 млрд. Я тогда начал писать в прокуратуру, но мне в местной администрации сказали: не дергайся, за сделкой стоит Сердюков.

В Абинском районе, в станице Холмской, где министр родился, за последние годы тоже вырос дворец. К родному дому министра на ул. Таманской, 14 присоединили две соседние избушки и выстроили родовое поместье. На огородах выкопали бассейн и декоративный пруд.

– Это самая окраина станицы, но дорогу здесь заасфальтировали, подвели газ, поставили фонари через каждые полметра, – рассказывает эколог Дмитрий Шевченко. – Жители улицы довольны: Сердюков там бывает нечасто, зато им перепали блага, которые вообще в станице мало у кого есть.

Семейные сделки

Проверки имущества идут не только на малой родине экс-министра, но и в Москве. Многострадальный дом в Молочном переулке – оказалось, здесь имелись апартаменты не только у Сердюкова и его подчиненной Васильевой. Сестра экс-министра Галина Пузикова владеет тут тремя 4-комнатными квартирами, двумя гаражами и нежилым помещением – по оценкам экспертов, все вместе тянет на 700 млн рублей. В апартаментах прошли обыски.

По налоговой декларации, Пузикова также владеет тремя элитными квартирами в Питере (где Галина и живет), участками и коттеджами в Московской и Ленинградской областях. И это притом что за 2011-й Пузикова обозначила доход в 240 тыс. рублей. Маловато – и для покупки элитного жилья, и для размаха ее бизнеса. Она, например, числится учредителем ООО «Клинлайн». Контора по «чистке и уборке помещений» получала заказы, в том числе от Минобороны и питерской налоговой, которую ранее возглавлял Сердюков. По экспертным оценкам, за 2006–2010 годы «Клинлайн» заработал на госконтрактах около 13 млн $.

Главе семьи Пузиковых родство с министром тоже пошло на пользу. После перевода Сердюкова в Москву Валерий Пузиков был назначен главой ФГУП «Инженерно-технический центр Минобороны». Контора получала выгодные контракты от структур МО и ФНС. Правда, в 2010-м Пузиков ушел с должности в ИТЦ.

До 2007-го зять Сердюкова владел также 1/3 доли девелоперской фирмы «АвтоКомБалт», чья деятельность по сносу исторического здания «Литературного дома» на Невском год назад вызвала общественный скандал.

– Снос был абсолютно незаконным, там собирались строить комплекс элитных съемных квартир, – рассказывает активист организации «Живой город» Дмитрий Литвинов. – Без административного ресурса ни одному застройщику такие операции были бы не под силу. По слухам, эта компания действовала при поддержке Сердюкова.

Владельцами «АвтоКомБалта» на тот момент числились люди, в разное время выступавшие компаньонами по бизнесу Пузикова и самого Сердюкова.

Валерий Пузиков до сих пор владелец и соучредитель многих фирм. Его доход за 2011-й – 81,3 млн рублей. В собственности у бизнесмена – 10 квартир в Москве, Питере, Краснодарском крае, 12 участков, 4 дома, 18 авто, катер и пр. По слухам, ему же принадлежит один из коттеджей в 800 кв. м, строящихся на территории «дачи Сердюкова» в Утришском заповеднике. По некоторым данным, этот объект теперь тоже проверяют.

Ведь, как рассказывают экоактивисты Кубани, следователи признавались им, что получили отмашку «мочить до конца».

Кстати

Бизнес Сердюковых – Пузиковых в Питере, как шутят местные, занимает целую улицу. В переулке Челиева зарегистрированы «Автосервис-ММ» и ООО «Мебиус» Галины Пузиковой. Тут же находятся некоторые конторы ее супруга – ООО «Гамма-Сервис», ООО «СПиК», ООО «Альянс», «Автоцентр-Союз 021». Валерий Пузиков также соучредитель ООО «Аксель-групп», строящего «автомобильную деревню» в ЛО.

В Петербурге также ведут дела и обе жены экс-министра. Первая, Татьяна Сердюкова, владеет ООО «Мебель-маркет-магазин №11». Нынешняя, дочь Виктора Зубкова Юлия, заведует фитнес-клубом и спа в доме на Робеспьера, 4. Всего по этому адресу зарегистрированы 3 фирмы, связанные со второй супругой Сердюкова.