Очень интересная работа. Для тех, кто интересуется, конечно
"...ни я не буду владеть вами, ни сын мой не будет владеть вами, Господь да владеет вами..." (Суд. 8:23)
Большинство древневосточных государств возникло в долинах больших рек, где роль государственной власти определялась необходимостью объединения и координации усилий многочисленных общин, а формой этих государств, как правило, было абсолютная монархия.
Государство являлось гарантом существования общества, а царь «считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов» [2]. Неограниченная власть царя признавалась населением как часть извечного и справедливого порядка вещей. При этом она базировалась на законе, в котором основной нормой было признание незыблемости абсолютной власти монарха.
Таким образом в большинстве государств древнего Востока возникла специфическая форма монархии, которую называют древневосточной деспотией. Ее важной особенностью являлось особое положение главы государства, обожествление его личности.
Другой особенностью древневосточной деспотии было активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны, наличие многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу, деление на ранги, субординация.
В разных странах древнего Востока степень деспотизма была различной: от наиболее полной, как в древнем Египте, до ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Иногда монархическую форму государственного правления в Древнем Израиле тоже сводят к древневосточной деспотии, хотя и не похожей на другие страны древнего Востока. Но такое представление не верно.
Религиозная традиция, исторические обстоятельства и связанные с ними причины возникновения монархии в Израиле существенно отличались от других стран.
Попробуем рассмотреть особенностей возникновения и развития государственного устройства в древнем Израиле в сравнении с другими древневосточными странами.
Книга Судей и 1-я Книга Царств дают достаточное представление об общественном устройстве и политической жизни израильского общества эпохи Судей (XII - XI вв. до н.э.). В это время каждое из колен Израиля возглавлялось старейшинами, а в период войн избирались особые харизматические вожди - судьи, которые могли бы защитить народ от врага. «И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их.» (Суд. 2:16). «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их." (Суд. 2:18).
Й. Вейнберг в работе «Введение в Танах» высказывает идею, что уже в то время в древнеизраильском обществе существовала тенденции к введению царской власти. Первый, кому израильтяне предложили стать царем после победы над мадианитянами, был Гедеон, который в ответ сказал: "...ни я не буду владеть вами, ни сын мой не будет владеть вами, Господь да владеет вами..." (Суд. 8:23). Но в дальнейшем сын Гедеона, Авимелех, все же попытался установить свое единовластие над коленами.
По мере возрастания угрозы со стороны филистимлян в израильском обществе произошло движение в поддержку централизованной власти царя. Старейшины Израиля просили Самуила: «...вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». (1 Цар. 8:5).
Самуил в ответ указал на то, что власть не обходится даром и назвал права царя: "...сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; ... И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; ... И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; ...От мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; ... И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда"» (1 Цар. 8:11-18).
Таким образом платой оказывались не только налоги и повинности, но и отказ от отношений с Богом, характерных для теократического общества. Однако Самуил был вынужден уступить и помазать Саула из колена Вениаминова, которого указал Всевышний.
Следует отметить, что обстоятельства избрания Саула царем Израиля принципиально не соответствовали господствующим в то время на Востоке представлением, что царственность есть ниспосланная богами сакральная сила приобщения к сфере божественного, которая, "объяв" человека, превращает его в царя. А в описании введения царственности в Израиле инициатива принадлежала людям, а не божеству.
Эти обстоятельства во многом повлияли на особенности концепции царской власти в Израиле, а также отражение ее норм в законе.
В странах древнего Востока господствовало представление о непосредственной связи между Богом и царем: его власть над подданными рассматривалась как Богом данная и воспринималась, как выражение Божьего благоволения к людям. В древнем Египте царство считалось одним из основополагающих элементов мироздания.
Израильтяне же никогда не считали царскую власть частью вечного порядка мироздания, поскольку она возникла на более позднем этапе национальной истории. В начальный период истории израильского народа, период скитаний по пустыне и завоевания Ханаана, сложилось такое общественное теократическое устройство, при котором народом правил Бог через своих избранных вождей – Моисея и Иисуса Навина.
К тому же политическая власть на чисто земной основе, не имеющая сакральной, Божественной природы, рассматривалась, как нарушение предписанного Богом порядка, как
Одна из главных характеристик царя в Израиле - способность вершить справедливый суд (3 Цар. 3:9). Израильтяне знали, что закон устанавливает не царь, а Бог, и Закон, данный Моисею на горе Синай, был обязателен и для царей.
В группе заповедей Второзакония (Втор.17:14-20) подтверждаются и ограничиваются обязанности царя.. Когда «он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона..., и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17:18–19). Царь должен исполнять все слова закона, «чтобы не надмевалось сердце его перед братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, чтобы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля» (Втор. 17:20).
«Постановления о царе» - древнейшее свидетельство попытки ограничения царской власти в Израиле, смысл которого в том, чтобы предусмотреть возможные злоупотребления единоличной властью. Обязанность иметь при себе книгу закона и постоянно с нею сверяться дает ему право и возможность выполнять судейскую деятельность.
Значение правосудия в среде народа Израиля было гораздо выше, чем принцип единовластия, который появился позднее. Это уникально для государств древнего Востока.
Основным источником права большинства древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые оставались главным источником права даже тогда, когда появились письменные судебники.
Система Моисея являлась религиозной по своему происхождению, как Божественное откровение, полученное от Всевышнего. В силу этого кодекс Моисея:
- не мог быть изменяем никем и никогда, являлся своего рода "конституционным", в то время как цари других государств могли изменять свои законы;
- распространялся на всех без исключения, а другие кодексы в основном относились к конкретным людям и обстоятельствам;
- подразумевал абсолютное равенство всех перед Законом;
- подразумевал ответственность народа не перед царем, а перед лицом Всевышнего, с неизбежностью наказания, которую ни один суд гарантировать не может.
Именно нравственность системы законов древнего Израиля, а также наличие нравственной ответственности, в том числе в отношении норм царской власти, делали ее отличными от всех других законодательных систем древневосточных государств.
Основы государственного строительства в Древнем Израиле были заложены в период царствования Давида и Соломона. Давид реорганизовал вооруженные силы, создав постоянное наемное войско и став его предводителем. Был создан государственный аппарат в Иерусалиме, включавший чиновников царского сектора экономики и советников царя.
Популярность Давида в глазах народа была такая, что позволила ему привлечь на свою сторону не только южные израильские кланы, но и северные. По мнению Тантлевского И.Р. именно в царствование Давида в «Израиле появляется новая идеология, согласно которой царь в определенной мере оказывается наделенным элементами святости» [4].
Однако сам Давид никогда не сомневался в ценности своего опыта общения с Богом, превосходящей ценность полученной им от Бога власти. Он мог согрешить, как любой человек, но его вера и доверие к живому Богу делали его раскаяние искренним.
При Соломоне Израиль стал государством в полном смысле слова. Соломон ввёл в Израиле регулярное налогообложение, что требовало создания аппарата управления из профессиональных чиновников на местах, как в других древневосточных государствах. При Соломоне шло большое строительство в столице и в других городах. Главными объектами строительства были Храм и царский дворец.
Но период религиозного энтузиазма, характерного для эпохи Давида, заканчивался. В условиях открытого общества с развитой торговлей и дипломатическими отношениями стало возможным проникновение в израильскую среду языческих культов, в частности, египетских и финикийских богов.
Роскошный двор Соломона, многочисленное чиновничество и наемное войско свидетельствовали об изменении норм жизни израильского общества. Склад жизни царя с неумеренностью, многоженством, языческими культами был нарушением Божьего постановления о царе «...чтобы не умножал себе жен, чтобы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор. 17:17).
За то, что Соломон не сохранил этого завета, Господь отнял царство у его сына : "...за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему. Но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его" (3 Цар. 11:11-12).
После смерти Соломона произошли события, положившие конец объединенной монархии в Израиле и разделившие государство на два небольших - южное, Иудейское, и северное, Израильское.
Необходимо отметить, что на протяжении всей истории израильского государства важную роль в общественной и политической жизни играли пророки, выступая с обличениями и давая советы царям.
В Писании есть много примеров влияния пророков на общественную и политическую жизнь. Так, Самуил избрал Саула, а затем Давида царями Израиля. Натан обличал Давида за его действия по отношению к Вирсавии и ее мужу Урии, а позднее побудил царя признать Соломона престолонаследником.
Пророчество было распространено и в других древних государствах на Ближнем Востоке. В клинописных архивах государства Мари упоминаются харизматические личности, изрекавшие послания от имени того или иного бога. Но пророки в Мари не выступали с общественными или этическими требованиями, а их пророчество не стало устойчивой традицией, направленной на воспитание народа и моральное руководство им.
В Израиле же о пророчестве можно говорить как о своеобразном институте и непрерывной традиции, не прекратившейся на протяжении всего времени, пока существовал Первый Храм, в годы Вавилонского изгнания и позднее, в период возвращения из плена.
Сравнение особенностей монархического устройства в древнем Израиле с другими древневосточными цивилизациями позволяет сделать следующие выводы.
Институт монархии был чуждым по отношению к традиционной ментальности древних израильтян. Правильным устройством общества ими считалась теократия, как Богом установленная система правления.
Потребность израильского общества во власти монарха определялась, в основном, внешними военно-политическими факторами, такими как: необходимостью сплочения и согласования военных действий, влиянием соседних государств.
Внутренним фактором, противодейстующим появлению института монархии, была религиозная традиция теократического общественного устройства, выразителями которой были пророки.
Сходства государственной системы управления в древнем Израиле с другими древневосточными странами определялись, в основном, тем фактом, что сама идея светской власти была воспринята израильтянами у соседних народов.
Сходные черты, как и причины возникновения монархии, носили военно-политический и экономический характер: власть одного правителя, наличие регулярной армии; преобладание территориально-административной организации государства над родоплеменной; основание единой столицы с культовым центром; оформление центрального бюрократического аппарата; создание налоговой системы; отделение царского сектора экономики.
Принципиальное отличие царской власти в Израиле состояло в том, что она никогда не рассматривалась, как часть вечного порядка мироздания, так как возникла не на начальном этапе национальной истории. Власть царя считалась скорее противоречащей идее прямого Божественного правления избранным народом, была попыткой расчета на собственные силы в вопросах национального выживания израильского народа и сохранения своей религии.
Правосудие в Израиле играло первичную роль по отношению к царской власти. Свод заповедей, переданных через Моисея, обязывал царя наравне со всеми придерживаться Закона и не вводить свои собственные установления, противоречащие заповедям.
Такие особенности монархии в древнем Израиле обусловили ее принципиальное отличие от распространенной формы древневосточной деспотии.
Наконец, пророки Израиля являлись уникальной, не знавшей подобных в истории стран и народов, формой проявления демократии в обществе. Они сыграли немалую роль в том, чтобы привить правителям и народу Израиля представления об устройстве государства, которые не позволили монархии в Израиле превратиться в восточную деспотию.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические, в рус. пер. с парал. местами. United Bible Societies, 1997.
2. История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В.И.. 3-е издание. М.: Высшая школа, 2003.
3. Вейнберг Й. Введение в Танах. М.: Мосты культуры, 2002.
4. Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. 2-е изд. СПб.: Изд-ие СПб. университета, 2007.
Карева Светлана (Москва, СФИ)
Комментарии
Законы, писанные людьми, непостоянны. И люди могут заблуждаться. И "чем больше законов, тем больше преступлений" Лао цзы. В России ГД плодит законы тысячами, а порядка нет и нет.
Я мыслю, как Чапаев. Учту все мнения и синтезирую в одиночестве без гвалта своё - лучшее.