«Если бы Баку сбросил атомную бомбу на Степанакерт, то я сказал бы: «Правильно сделал!»

 

«Бакинские армяне никогда не простят ереванским того, что с ними произошло»

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с проживающим в Москве бывшим главным государственным инспектором по качеству Министерства заготовок Азербайджанской ССР,  известным среди старшего поколения бакинской интеллигенции, бакинским армянином Рудольфом Аванесовым.
- Рудольф Ашотович, Вы родились и выросли в Баку, но вот уже 22 года проживаете в Москве. Какие у Вас воспоминания о той, оставшейся в прошлом, жизни?
- Да, Вы правы, я родился в Баку 3 апреля 1936 года. Жил я на улице Малыгина, буквально в 100 метрах от моего дома располагается Бульвар. Учился я в школе N 8, занимался музыкой в Филармонии. Я играл во многих джазовых оркестрах, которые были в те годы хорошо известны всему Баку.
У нас была интернациональная улица, на которой жили и азербайджанцы, и армяне, и русские, и евреи, многие из которых на профессиональном уровне занимались музыкой. Представляете: утром открывались окна квартир, и со всех окон неслись звуки музыки! Как сейчас помню, как по утрам по нашей улице нянечки, в основном, пожилые немки, водили детишек через Парапет на Бульвар.
После школы была учеба в вузе, по специальности я - товаровед высшей квалификации. Устроился главным товароведом в Госкомитет по овощеводству и плодоводству, который затем был преобразован в Министерство заготовок Азербайджанской ССР, в котором проработал почти 28 лет, до 1990 года. В Министерстве я работал главным государственным инспектором по качеству.
Хочу сказать и без преувеличения, что у меня остались самые теплые и искренние воспоминания о Баку, об Азербайджане, о моих друзьях-азербайджанцах. Я вот сейчас с Вами говорю о Баку, а у самого слезы наворачиваются на глазах от нахлынувших на меня воспоминаний…
- Давайте, пока не будем говорить о грустном. Наверняка во время работы возникали и курьезные случаи…
- Не без них, конечно. Азербайджан всегда славился своими фруктами и овощами, которыми кормил весь тогдашний Союз. В начале 80-х годов прошлого века огромные партии азербайджанских фруктов и овощей элементарно разворовывались в Москве и Ленинграде. Сначала занижали качество посланных Азербайджаном фруктов и овощей, а потом под этим соусом элементарно разворовывали. В результате Азербайджан недополучал прибыль от продажи. В придачу к этому страдал имидж Азербайджана, так как в СМИ появлялись материалы о том, что азербайджанцы посылают в РСФСР некачественную продукцию. Когда терпение у Баку лопнуло, было принято решение отправить в Москву делегацию в составе четырех человек, которой было поручено разобраться в происходящем. Меня вызвал к себе заместитель председателя Совета министров Азербайджанской ССР Шамиль Алиевич Расизаде, который поставил передо мной задачу во всем разобраться и назначил меня старшим в делегации. И Вы не представляете себе, мы такое «нарыли» в Москве! Нам удалось вскрыть крупномасштабные хищения плодоовощной продукции, поступающей из Азербайджана.
Значит, разворовывали ее по следующей схеме: на базы приглашали инспекторов, те занижали качество продукции и в документации писали, что Азербайджан прислал нестандартную продукцию. Мы встретились с замминистра торговли РСФСР, тот начал выговаривать, что, мол, из Азербайджана регулярно приходят крупные партии овощей и фруктов ненадлежащего качества. Тогда я поинтересовался, куда в таком случае девается партия некачественной продукции. Мне ответили, что такую продукцию вывозят за пределы Москвы и зарывают в землю. Я потребовал показать мне путевые листы, по которым десятки грузовиков вывозили «некачественную» продукцию, а также места, в которых эта продукция закапывалась. Естественно, что мне ничего не смогли показать. Нам удалось доказать, что Азербайджан посылал в РСФСР самые лучшие фрукты и овощи, которые выращивались в районах республики, а уже в Москве и Ленинграде часть продукции расхищалась и перепродавалась на рынках, а другая часть консервировалась. Но в документах указывалось, что продукция некачественная и подлежит уничтожению. После того, как нам удалось вскрыть эти хищения, Азербайджан стал получать реальную прибыль от поставок фруктов и овощей в РСФСР. Это была моя работа, и я очень гордился тем, что работал во благо Азербайджана.
- Как Вы восприняли события в Нагорном Карабахе, инициированные сепаратистами? - Крайне негативно! Я с болью в сердце смотрел кадры по телевидению, на которых сборища негодяев в Степанакерте (ныне  Ханкенди - ред.) вскидывали вверх кулаки, топали ногами и кричали об отделении от Азербайджана. Если бы у Азербайджана была атомная бомба и он в тот момент сбросил бы ее на Степанакерт, то я сказал бы: правильно сделал! Не надо было армянам Карабаха выступать за отделение от Азербайджана, не надо было.
Зачем нужно было затевать этот конфликт? Ведь никто от этого не выиграл, наоборот, пострадала масса людей, и армяне, и азербайджанцы. Часть армян, переехавшая из Азербайджана в Россию, смогла устроиться, а другая часть до сих пор мыкается по съемным квартирам.
К сожалению, затем ситуация полностью вышла из-под контроля. В конце концов, в 1990 году я вынужден был покинуть Баку и переехать в Москву, где и живу вот уже 22 года. Да, у меня армянская фамилия. Но у меня мама была наполовину русской, а наполовину – грузинкой. Мой отец умер в 1961 году, с его родственниками я не общался. Я не знаю ни одного слова по-армянски. Но, тем не менее, мне пришлось уехать из моего любимого города, из моей любимой страны. 
- Насколько верна информация о том, что Вы и еще ряд бакинских армян, переехавших в Москву, выступили в российских СМИ с официальным протестом против действий карабахских сепаратистов?
- Это было в 1992 или 1993 году. Мы написали письмо в «Известия», в котором осудили Карабахский конфликт. Как сейчас помню, после этого мне в Москву позвонили из Администрации президента Азербайджана и поблагодарили за этот поступок. Мне открыто сказали, что иного от меня и не ожидали.
- Вам из-за этого не угрожало армянское лобби России?
- Нет! Я и сейчас могу написать или подписать любое письмо в любое СМИ или международную организацию, в котором еще раз выражу свою поддержку моей Родине – Азербайджану. Я считаю Карабахский конфликт омерзительным.
- Вы наверняка слышали заявление экс-президента Армении Роберта Кочаряна о том, что армяне и азербайджанцы этнически несовместимы и не смогут жить вместе. Вы согласны с этим?
- Категорически не согласен! В России дружба и сотрудничество между азербайджанцами и армянами сплошь и рядом. Большинство моих друзей – азербайджанцы. У меня жена была азербайджанкой по национальности. А такие слова мог сказать только дурак, недалекий человек. Националисты с обеих сторон не смогут жить вместе, а простые люди знают и помнят, как они жили в мире, дружбе и согласии. Мы, воспитанные в Азербайджане, никогда не думали и не будем думать так, как Роберт Кочарян. А потому, вполне допускаю, что бакинские армяне никогда не смогут жить с ереванскими армянами, которым не смогут простить то, что с ними произошло.  Карабахский конфликт можно решить исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана. Можно предоставить армянам Карабаха некоторые права и привилегии, и пусть они живут в составе Азербайджана, как раньше.  
- Чем Вы сейчас занимаетесь в Москве?
- После переезда из Баку я работал во Внешторге, в Международной топливно-энергетической ассоциации. А последние лет 15 я работаю в системе «Крокус», директором выставки «Карта вин». Идея организации выставки «Карта вин» принадлежит Аразу Агаларову, которого я знал еще ребенком, когда он приходил играть в футбол во двор за «Монолитом» в Баку. 
Выставка «Карта вин»  – это уникальный проект, ежегодно объединяющий экспертов, специалистов, рестораторов, производителей и поставщиков высококачественной винной продукции для обсуждения насущных вопросов современного винодельческого сообщества России. Последняя выставка состоялась 8-10 ноября в выставочном центре «Крокус Экспо», и с удовольствием хочу отметить, что в последние годы большим спросом стала пользоваться винодельческая продукция Азербайджана.
- После 1990 года Вам довелось побывать в Баку?
- Да, я посетил Баку в 2002 году с помощью моего близкого друга Рустама Ибрагимбекова. В Баку как раз проходил кинофестиваль «Восток-Запад». Расскажу такой эпизод, который имел место во время визита в Баку. Мы с друзьями в сопровождении охранника, приставленного ко мне то ли МВД, то ли Министерством национальной безопасности Азербайджана, прогуливались по Торговой. Мимо нас прошли три человека, которые как-то странно посмотрели на меня. Я обернулся и увидел, что они остановились чуть поодаль и смотрят мне вслед. Тут они нерешительно подошли ко мне. Оказалось, что они узнали меня. Мы обнялись и расцеловались. Столько неподдельной радости было на их лицах!  Столько встреч у меня было в Баку с моими друзьями, с теми, с кем я вместе рос и учился.  Я буквально ожил, когда вдохнул бакинский воздух, воздух моей Родины. Я много путешествовал по миру, я очень люблю море, но такого моря, как в Загульбе, Нардаране или в Новханы нет нигде! Я бы с великим удовольствием купил бы дачу где-нибудь в Нардаране или в Маштаги и жил бы там. Я очень страдаю и скучаю по своей Родине, которая была и будет мной горячо любима до последнего вздоха.
Бахрам Батыев