Перебор с брендом или «поморский» гвоздь в гроб русской цивилизации?

На модерации Отложенный
Нарастание нестабильности в мире тянет следом процессы, которые у нас в России можно назвать Перестройка-2. Часть их - это провоцирование межэтнической напряжённости и сепаратистских настроений в различных регионах России. Активизируются внешние и внутренние ее враги. Таким примером для нашей области является «поморизация» общественного сознания.

 

Местными масс-медиа усиленно продвигаются бренд «Поморье» и мифы о поморах, а понятие "Русский Север" практически выведено из употребления, похоже, за ненадобностью.

 

 

Главный миф или миф №1 - наличие коренного малочисленного народа поморы. Так кто же они, этнические поморы? Откуда появились? Раньше нам говорили, что на Русском Севере незапамятных времен жили русские люди, потомки новгородцев - черносошные, монастырские и дворцовые крестьяне, купцы, промышленники, посадские люди.

Поморьем называли земли вдоль берегов Белого моря, жители которых ходили «по морю», занимались рыбным промыслом и добычей морского зверя. И звались они поморами (по названию Поморского берега). Помним фильм 1954 г. «Море студеное» о русских робинзонах - четырех мореходах, несколько лет проживших на одном из необитаемых островов Белого моря.

Историками, этнографами и антропологами разного времени (исключения, главным образом, из сторонников концепции В.Булатова, оформленной в 2005 г.) поморы рассматривались как специфическая этнографическая группа русских (севернорусских, великорусов). Именно на Севере в условиях отдаленности от остальной территории России сохранились в чистоте признаки русского народа, который меньше, чем где-либо, имел контакты с другими этносами.

Одним из таких свидетельств являются социологические исследования поморских поселений Белого моря 1990-х гг. Ю. М. Плюснина, которыми какой-либо иной, отличной от русской, идентичности у местного населения не выявили (Плюснин Ю.М. Поморы. Население побережий Белого моря в годы кризиса, 1995-2001 гг. Новосибирск, 2003).

Татьяна Александровна Бернштам, зав. отделом этнографии Музея антропологии и этнографии РАН, доктор исторических наук, на счету которой целая череда этнографических экспедиций на Русский Север, в 2006 г. заявила: "Считаю выделение поморов в особый народ не только нецелесообразным, но и абсолютно ничем не обоснованным. Противные мнения расцениваю как ненаучные спекуляции, хотя бы и подписанные людьми с учеными степенями.

Почему бы, следуя их логике, не объявить М.В.Ломоносова первым нерусским ученым России? «Противным мнением», видимо, она как раз имела в виду постсоветских «этностроителей», когда встал «поморский вопрос» и получил ожесточенные споры в научной среде. Так расхождение ученых выразилось в «Поморской энциклопедии» в тексте статьи «Поморы», где даны два взаимоисключающих определения поморам редактора В.Н.Булатова и проф.А.А.Куратова, составителя статьи.

Допустим, здесь еще сильно влияние советской («неправильной») школы этнологов. Но возьмем Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.Эфрона (1890-1907 гг.): "Поморы — местный термин, ныне ставший всеобщим для промышленников Архангельского, Мезенского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Архангельской губ., занимающихся рыбным (преимущественно тресковым), палтусиным, отчасти акульим и нерпичьим промыслами на Мурмане (см. Кольский полуостров) и в северной части Норвегии, в дозволенных нашим промышленникам местах.

Слово "П." произошло от Поморья (см. Поморский берег), а от П. перешло и на их суда, на которых они доставляют продукты своего лова в Архангельск и Петербург ("поморские суда", "поморские шкуны")» (КЦ). Речь идет о тех, кто ведет промыслы, никакого намека на народ или этнос".

И не просто разгораются споры вокруг самоопределения поморов, но за каких-то 5 лет с 2007 года прошло четыре (!) съезда поморов. По мнению Ю.Шабаева и А. Подоплекина, почва для раздоров – в устаревшей практике реализации этнонациональной политики. А в Советском Союзе не было такой практики? Была. И не вызывала у русских странного вопроса, русские ли они. Записывались по родителям, наследовали русскую культуру и традиции.

Не надо быть аналитиком, чтобы не увидеть здесь связи с «кипящими» 90-ми, когда наряду с другими зародилось движение «Поморское возрождение», возникли идеи «Поморской республики», «Уральской республики» и др. Да и лидеры «возрождения» - те же самые люди. К нам наезжали в те годы разные эмиссары из Америки и Европы, на их семинарах учили нас демократии.

Неформалами издавалось немало литературы - народу «открывали глаза» на нашу историю, исключительно с антисоветских позиций. Все было замечательно и интересно. Потом развалился Советский Союз.

Еще в 1995 году Бил Клинтон заявил, что «... за последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение (!) одной из самых сильных держав мира, а также сильнейшего военного блока...

Мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы, правда, с одним существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство, которое нелегко было бы создавать» (из книги И.Я. Фроянова «Погружение в бездну: Россия на исходе XX века»).

Таков итог нашей «дружбы» с Западом на заре Перестройки-1. Это было неведомое нам тогда оргоружие. Сейчас к нему добавлены и информационные технологий.

Идем дальше. Оказывается, мы вступаем «в эпоху регионов», и снова «открывается» неизвестная нам история. История «колонизации» Севера нехорошими русскими, но вековой «дружбы» поморов с Западом и Норвегией в частности.

Вот цитата одного из адептов «поморской» идеи: Настала пора «деколонизации» регионов России. Оказывается, «национальные государства не являются чем-то вечным и неизменным». И дальше: «Перефразируя Маркса, можно сказать: призрак бродит по Европе — призрак регионализма» (КЦ). Вот оно что! «Поморам» Россия как национально-суверенное государство больше не нужна.

А еще нас, патриотов, защитников территориальной целостности страны, в первую очередь - русских, здесь в Архангельске, обвиняют в защите транснациональных компаний, интересов нефте-газовых и алмазодобывающих корпораций! Что транснациональные компании исключительно русские? Назовите такую.

Далее наш автор пишет: «Региональная идентичность идёт рука об руку и все теснее переплетается с этнической». Если же оглянуться на 90-е годы, то становится ясно, для чего «переплели» поморов как топоним с этнонимом поморы. Историческая подоплека этого переплетения хорошо прослежена историком Д. Семушиным (ИА REGNUM «Фальсификация под видом "науки": на чём "поморы" основывают свои политические и материальные претензии» и в ряде других статей).

Не будем здесь приводить все его доказательства исторических фальсификаций с поморами. Достаточно сказать, что адекватного ответа на статьи автора нет ни от историков Архангельска, еще живущих и причастных к ней, ни от активистов «поморской идеи». И вот что по поводу этой "поморской истерии" отметил норвежский профессор истории Университета Тромсё Эйнар Ниеми: "Понятие это возникло из небытия по обе стороны границы.

На побережье Белого моря появились "поморский хор", "поморский университет", "поморские музеи" и т. п. В северной Норвегии возникли "поморские" рестораны, "поморские" торговые компании, "дни поморов" (КЦ). Из небытия!

Так в чем же вопрос, если это «не игра в индейцев»? Зачем, спрашивается, прижимистые западные протестанты финансируют издание книжек на поморском языке для «народа», у кого-то со старообрядческой, а у других (есиповцев) и с языческой религией? Для обоснования отличия самосознания поморов от русских, обе эти религии наши лжепоморы приписывают исключительно поморам.

Целый год в нашей области – 2011 г. - посвящен «особой» поморской культуре, на это были выделены также деньги областного бюджета, проводились мероприятия, изданы книги о поморах, словари, сказки.

Сообщая про IV межрегиональный съезд поморов, один из таких «поморов», действительный член Русского географического общества, радостно признался, что на съезде они не слышали слов «духовность» и «православие», от которых его (видимо, как помора) «режет по ушам» (Поморский съезд обошелся без духовности и православия).

Теперь мы десятки раз на дню слышим по местному радио, ТВ и видим в печати слово «помор» в различных вариациях. Никого не режет по ушам? А то, что Север - оплот старообрядчества (старого православия дониконианского толка)? Это как? Не русское, не православное явление? Культура - тоже исключительно «поморская»! А почему не древнерусская, сохраненная на Севере подлинная культура? Где грань?

Давайте уж либо говорить о корнях, либо выдавать симулякр, новодел в псевдофольклорном стиле.

Распространение православия на северные племена известный с 90-х годов неформал и пропагандист «Поморской республики» сравнивает с «русской православной конкистой» по аналогии с процессом освоения Латинской Америки португальцами и испанцами. Побойтесь Бога!

Конкистадоров Испании, Португалии, разграбивших Центральную Америку и ввергнувших ее в католичество в период его наибольшего человеконенавистничества, вы сравнили с административной экспансией новгородцев, представителей передовой и сильной культуры, с мирной ассимиляцией более диких отсталых соседей.

Если индейцам Америки испанские конкистадоры вместо культуры занесли жуткий сифилис, то русские монастыри передавали культуру, язык и православную веру местному населению, не завоевывая и не истребляя его. Наверное, по этой причине и были благополучно «забыты» и собственный фольклор, и свой язык, и культура.

Ни материальной, ни духовной культуры не осталось, ничего кроме отдельных названий в топонимике. На что могут опереться наши «возрожденцы» кроме фантазии?

Цель наших мифотворцев прозрачна, да они ее и не скрывают, добиваясь любыми средствами - получение поморами статуса коренного малочисленного народа Севера. Их жалоба на закрытие областной Общины Поморов находится в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Мы не имеем ничего против культурных обменов между Россией и Норвегией, организаций выставок, совместного издания книг, выступлений творческих коллективов, школьных обменов. А также - коммерческих связей, организации туризма.

Но вот что можно видеть в уличной и прочей рекламе, местных масс-медиа и то, что «поморов», видимо, «по ушам не режет»: от Архангельск – столица Поморья, АГТРК - "Поморье", журнал "Поморская столица", архангельский бизнес-центр "Столица Поморья", туристская компания - "Помор-Тур", магазины "Поморский сувенир", «Помор», "Поморского институт коренных народов Севера" и поморские ученые-исследователи, энциклопедия – Поморская, маршрут Поморской экспедиции - по Онежскому Поморью, словарь поморского языка - " Поморьска Говоря ", азбука поморская, телефонный справочник - "Помор", год – Поморской культуры, праздник Поморский Новый год, Поморская филармония, ансамбль – Поморский, "Сузёмье" - театр поморского фольклора, ярмарка "Поморская", межнациональный центр – Поморский, улица – -"Поморская», мука пшеничная – -"Поморская», масло -"Поморская трапеза", водка - "Поморская, бальзам - "Поморье", семга поморская и, наконец, (можно сократить) до …, совместные норвежско-поморские учения - "Помор 2012". Бренд повсюду, ничего без бренда.

А где Русский Север? Он перестал быть русским?

Ответ в том, что за всей поморской шумихой хорошо и безо всякой конспирологии просматривается чужой интерес. На наших глазах происходит превращение поморского бренда в международный в ущерб известному бренду «Русский Север».

Сооружение этнических перегородок между русскими – это расчленение ядра русской культурной матрицы, расчленение самого русского народа. И проводится оно не без прицела на расчленение территории, чтобы от первого же удара по России произошло ее разрушение. Так, в 1990-е годы национальные движения республик стали инструментом разрушения Советского государства. В этом именно и сознается Бил Клинтон.

                                                                       *** 

Идею создания Поморской Республики ("Бьярмии" - территории Мурманской, Архангельской областей и части Карелии) поддерживают с территории Финляндии северо-кавказские террористы и сепаратисты интернет-ресурса kavkazcenter.com. В статье "Бьярмия. Русские оккупанты разжигают ненависть к этническим норвежцам (!) поморам, чтобы их потом зверски добить" они пишут: "По сообщению находящегося на нероссийском хостинге сайта "Права народов" из порабощенной русскими захватчиками этнически норвежской Бьярмии (Поморской Республики), Национально-культурная автономия саамов г. Архангельска обеспокоена оскорбительными высказываниями чисто чекистского русского ИА "Регнум", периодически звучащими от разного рода "русских экспертов" и "русских ученых" в адрес коренных малочисленных народов Севера и дружественной саамам и поморам Норвегии". (Интернет-ресурс террористов и сепаратистов поддержал "поморское возрождение" против ИА REGNUM.

И возобновление официальной деятельности общины "поморов" в январе 2012 г. в Архангельске свидетельствует о продолжении усилий этносепаратистов в том же направлении.

Покупка ренты "за природопользование" через статус "коренного и малочисленного" есть плата за измену своему народу, рента в тридцать серебренников Иуды. И не факт, что она им достанется.

В связи с эти нельзя не вспомнить, что в свое время американский политик Збигнев Бжезинский предложил оригинальную стратегию разрушения России. По этому плану Российская Федерация нарезается на сектора - регионы, с каждым из которых начинает взаимодействовать конкретная держава Запада.

Межрегиональное сотрудничество, по мысли З.Бжезинского, им надо вести таким образом, чтобы российские регионы начинали смотреть не вовнутрь на свой центр - Москву, а вовне на своего западного партнера. Развитие этого процесса через какое-то время автоматически и приведет к разрушению враждебной для американцев Российской государственности.

Стоит обратить внимание, что активисты «поморского возрождения» в Архангельске те же самые, с 90-х, чьи сепаратистские призывы «Мы – за Поморскую республику» были в местной печати в 1991 г.

Тогда же, во время мятежа Д.Дудаева против России, давшего начало первой чеченской войне, эти лица помогали Дудаеву призывами «выступить единым фронтом против имперской политики правительства Ельцина», к поддержке Чечено-Ингушетии (Приложение к газете «Важская провинция». «Вне системы» №2, 18 ноября 1991г.).

Мотив понятен: отделяется Ичкерия, а там на очереди и Поморская республика.

А то, как был создан при САФУ в 2011 г. "Поморский институт коренных малочисленных народов Севера", где директором был назначен вопреки мнению специалистов НТС «специалист» с дипломом медика – это отдельная история (Правда Северо-Запада, №20. 23 мая 2012).

Все происходящее, начиная с создания в 1993 г. историческим соседом России в Баренцевом море и Арктике и актуальным конкурентом России в борьбе Арктику - Норвегией - "Баренц-региона", у нас же – поддержка в САФУ Поморской исторической концепции и то, о чем сказано выше, демонстрирует всем нам, что американская стратегия З.Бжезинского работает.

Так бурное «поморское возрождение» оборачивается борьбой за арктический шельф и российские ресурсы Арктики, Русского Севера. Вот для чего надо подкладывать этническую мину под русский объединяющий и скрепляющий государство народ. И статус коренного малочисленного народа Севера и поморский "бренд" нужны политикам как аргументы в спорах за обладание ресурсами Арктики.

Все это может иметь последствия такого же мирового геополитического масштаба, как и распад СССР.

Ю. Шабаев, А. Подоплекин РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Съезд поморов

Митюшов М.А. специально для «ЭС»