Об эволюции роли женщин в семье на примере нескольких поколений

Меня воспитывала бабушка. Мама сначала заканчивала институт (она родила меня, учась на третьем курсе), потом меня объявили “неясельным” ребенком, потом все как-то привыкли… Родители вспомнили обо мне, когда я перешла в 5 класс, а они получили, наконец-то, отдельную квартиру.

41-летняя, на момент моего появления на свет, бабушка (1917 года рождения, она не закончила институт, т.к. родила тоже на 3-ем курсе) ради меня (а скорее ради моей мамы) навсегда бросила работу, и даже когда я перебралась к родителям, каждый день приходила, чтобы завязывать мне банты, гладить фартук и галстук и т.п. Маме было не до этого – она всегда была занята. С тех пор, как я начала понимать разговоры взрослых, я всегда слышала, что моя мама ни за что не повторит судьбу собственной мамы, и не станет жертвовать своей работой (по-современному карьерой) ради ребенка или, тем более, ради внуков. Мою маму можно отнести к поколению 50-60-х.

Я уехала учиться за полторы тысячи километров от дома, когда мне едва исполнилось 17. И я твердо знала, что своих детей буду воспитывать только сама. Не потому, что родители не захотят мне помочь, а потому что я никому их не отдам.

Мой старший сын родился, когда я училась на 5-м курсе. Пока я училась на 6-м, он жил у моих родителей. К тому моменту мамочке исполнилось 43 и она уже дозрела :) Хотя работу и не оставляла.

Распределение после института мы с мужем выбирали по почти единственному критерию – чтобы с хорошим общежитием и перспективой быстрого получения квартиры. Однокомнатную квартиру нам дали через полтора года, трехкомнатную – еще через полтора. И всех своих детей я вырастила сама.

И я считаю, что взрослым детям нужно помогать.

И помогаю насколько могу. И очень удивляюсь своим ровесницам (к счастью, на мой взгляд, такие встречаются нечасто), которые твердят, что дети должны все сами… что они, мол, им ничего не обязаны. И мне всегда кажется, что в их семьях произошел какой-то временной сдвиг, и они относятся к поколению моей мамочки.

То есть к первому поколению женщин, получивших реальную возможность выбирать, и, приняв вызов, выбравших работу и карьеру. А потом маятник потихоньку откачнулся назад, и выросло моё поколение – тех, для кого приоритет работы уже не был вызовом или личным достижением. И мы считали, что прекрасно сумеем совместить и то, и другое. И в большинстве своем совмещали.

А теперь зададимся вопросом, откуда же взялась прослойка современных молодых женщин 20-30-ти лет, не желающих рожать и создавать семьи “пока не утвердятся, не сделают карьеру, не заработают денег, не создадут условий”. Они же не на кустах выросли? Не в чистом поле? Их воспитали мамы, пережившие обрыв и стресс 90-х. Годы смуты и неуверенности в завтрашнем дне. Мамы, желающие дочкам лучшей жизни, мечтающие соломку подстелить.

И не задумывающиеся о том, как тяжело создавать семью в 30, как утомительно рожать в 35. И какая пропасть в будущем разделит 50-летних родителей и 15-летнего подростка.

Я очень надеюсь, что нашу страну не ждут впереди новые потрясения. И подрастет поколение молодых женщин, которые будут выбирать между работой и семьей (или совмещать то и другое) не под давлением исторического маятника или бремени, свалившегося на плечи их мам, а исключительно по собственному влечению, по душевному призванию.