Политик или мессия, ждём-с...
На модерации
Отложенный
Отечественная история – хороший иллюстратор многих наших пристрастий и привычек. Например, к неизбывному стремлению периодически наступать на одни и те же грабли. Можно даже сказать, что это занятие стало своеобразной национальной игрой, в которой мы, кажется, добились выдающихся результатов.
В данном случае мы имеем в виду наше стереотипное восприятие власти, точнее, каждого нового правителя в момент его прихода к власти. Правила, хотя и с исключениями, распространяется как на правителей далекого прошлого, венчанных и невенчанных (типа Петра III) государей, так и на советское и даже постсоветское время. Если это восприятие выразить графически, то в большинстве случаев кривые здесь удивительным образом совпадут: в начале правления – трепетное ожидание, иногда даже восторг (кривая резко вверх), в конце, а то и раньше – глубокое разочарование (кривая вниз).
Строго говоря, в таком восприятии нет ничего удивительного. Политологи подтвердят, что оно типично для большинства стран. Ожидания сменяются разочарованием, ибо что есть реальная политика, как, в лучшем случае, не частичное исполнение обещанного, в худшем – заурядное надувательство? Но наш случай патологический. Ибо ожидания у нас традиционно завышенные. До уровня ожидания чуда, способного в момент изменить жизнь к лучшему. Несомненно, подобные стереотипы обыденного сознания восходят к древнейшим архетипам, патриархальному и патрональному восприятию властителя, этого заглавного актера в пьесе про справедливого Судию, Защитника и Отца Родного.
Идея мессианства, начав свое путешествие по российской истории с теории «Москва – Третий Рим», в XVIII–XIX веках приобрела имперскую окраску, а в XX веке трансформировалась в коммунистический призыв строительства нового общества, дорогу к которому для всего человечества прокладывал уже не «народ-богоносец», а «советский народ-первопроходец».
«В наших делах господствует неимоверный беспорядок. Грабят со всех сторон; все части управляются дурно, порядок изгнан отовсюду…», – жаловался своему другу В.П. Кочубею за десять месяцев до кончины императрицы- Екатерины ее любимый внук, будущий император Александр I.
Неудивительно, что многие поневоле смотрели в сторону Гатчины, где ждал своего часа озлобившийся Павел. Смотрели с такой близорукой надеждой, что насаждаемую здесь муштру принимали за дисциплину и порядок, павловское самодурство – за целеустремленность, ведущую к «царству справедливости».
Он хочет счаcтья миллионов,
Полезных обществу законов…
Эталон справедливости удивительно скоро обратился в образец тирана, «чаемое царство Разума» – в торжество дикости и произвола. Зато как заблистала «пожилая дама нерусского происхождения», как легко были прощены все ее пороки! Даже уже и не пороки – простительные слабости, неизменные спутники доброго и доверчивого сердца. Екатерина очистила самодержавие от «примесей тиранства» и обеспечила успехами образования и науки «спокойствие сердец», – восклицает теперь Карамзин.
В эйфории первых месяцев александровского престоловладения ощутим еще одно проявление типично российского отношения к власти. Если последней по самой ее исторической роли уготовано мессианство, то неизбежно появится и Мессия. Собственно, это то, о чем уже шла речь выше: восприятие нового правителя не просто восторженное, а прямо-таки религиозное.
Сердца дышать Тобой готовы:
Надеждой дух наш оживлен…
Это – снова Н. Карамзин. И опять – «Ода» на восшествие на престол. Только уже не в честь убиенного Павла, а в честь соучастника убиения, сына Александра…
Так милое весны явленье
С собой приносит нам забвенье
Всех мрачных ужасов зимы.
Формально мы уже давно живем в светском обществе, где господствует рациональное сознание. Но в действительности это рациональное сознание нередко есть не что иное, как очередное проявление традиционного мифологизированного сознания. И роль истории в поддержке подобных стереотипов по-прежнему высока, особенно если эти стереотипы, в полном соответствии с цивилизационным кодом, рядятся в патриотические одежды. Жажда «чуда» по-прежнему неистребима, как и потребность «чудодействовать».
Необходима «перекодировка» обыденного сознания, отказ от привычных стереотипов и форм поведения, настрой на иной характер сотрудничества власти и общества. «Граблеведение» слишком скорбная тема, чтобы пополнять ее новыми примерами бесплодных ожиданий и горьких разочарований.
И. Андреев.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Кто Павла маразматиком определил.
А Катьку в гении произвел?
Тоже люди, аль людишки?
Поглядите-ка, каждый/каждая пятая/пятый хочет жить там... и как там... А почему не как у нас? а кто знает-то как оно - "у нас"?
...
вот то-то и оно.... копать глубже нужно, а Вы всё на бережку, да по поверхности, а по пляжику наровите многие пройтись.
...
А ВАС ТАМ ЖДУТ ЧТО ЛИ? - Вы в уме??? [всему своя цена, но чужое - всегда ДОРОЖЕ] запомнить у ж пора бы всем!!!
— Везде хорошо, где нас нет!
— Значит, в Америке с каждым годом всё хуже и хуже?!
Дело в основном не в них, а в "одурманивании мозгов" тут.
До того дожили, когда единственным выходом чтобы жить лучше видим - миграцию от родной земли.
***
а и за океаном всё не сахар, там давно гос-ва "застряли в долгах" и тянут всех туда же((.
И чудес не ждёт тот, кто работает. У кого руки не связаны. Кто ощущает себя владельцем части, пусть небольшой, государства.
И мифы возникают от незнания. Просвещённый ум в них не нуждается.
Вот давайте посчитаем.
Если положить 10 млн. руб. в банк под 10% - будешь получать 1 млн. в год или 83 тыс. руб. в месяц.
Т.е., в нормальной экономике владение деньгами и знаниями и умениями должны давать сравнимые результаты.
Ну, а государство должно обеспечивать честность приобретения и честность приложения ума и знаний.
И ещё неизвестно, кто первый задумает о виселице.
Комментарий удален модератором