Вечно ли будет разить меч?

На модерации Отложенный

Статья опубликована на израильском портале Ynet

* «Вечно ли будет разить меч?»

Пророки, Шмуэль (Самуил), II, 2:26

Авинадав Бегин


Это тот же конфликт, который повторяется вновь и вновь на протяжении всей человеческой истории. Это та же «песня», та же сцена и те же актеры. Но только мы слепы…

«Баланс сдерживания», «политическая инициатива вместе с наземной операцией», «ни один человек в здравом уме не желает войны», «лес рубят – щепки летят», «с врагами надо говорить», «вернуть их в средневековье», «только политическое решение», «покажите мне альтернативу»…

Вечно ли будет разить меч? Сказано: «Лучше погибнуть с мечом, чем от меча». Однако мечи уже ушли из мира, а мы – люди рассудительные и больше не живем в средневековье. Наши армии вооружены таким арсеналом, который еще сто лет назад показался бы научной фантастикой: ракетами, способными поразить дом в Нетивоте или в Ашдоде, ракетами, способными убить человека в машине, едущей по людной улице, или бомбами, способными обвалить дом на его обитателей. У нас есть армии, выросшие до невиданных масштабов, а у них есть средства разрушения, способные до основания уничтожить всё, что мы с таким усердием создали за тысячелетия существования цивилизации.

Если кто-то полагает, что нынешний конфликт является местным и тактическим, ему стоит перепроверить себя. Ведь перед нами – глубокий конфликт идентичности, конфликт политический, культурный, религиозный. Однако, по сути своей, он не отличается от всех прочих конфликтов в мире. Это тот же самый конфликт, который повторяется вновь и вновь на протяжении всей человеческой истории. Это та же «песня», та же сцена и те же актеры. В слепоте своей мы думаем, что в Риме, в Вавилоне, в Ассирии или в Афинах жили другие люди, более слепые, менее правые. Однако это те же люди, те же идентичности, те же войны. И мечи отказываются от перековки в орала.

Вечно ли будет разить меч? Как близоруко наше понимание вечности – как будто мы сможем еще целое тысячелетие прятаться под «железными куполами» и ждать – в Иерусалиме или в Лондоне, в Москве или в Тегеране, в Вашингтоне или в Пекине.

Одно человечество – ложные идентичности

Сейчас у нас имеются десятки тысяч ядерных боеголовок – у США, России, Китая, Англии, Франции, Индии, Северной Кореи, Пакистана, Израиля, а вскоре и у Ирана. Поэтому можно абстрагироваться от текущего витка военных действий. Это не конфронтация между израильским правительством и правительством Хамаса. Конфликт этот берет начало не в отступлении Израиля из Газы, не в создании организации Хамас и не в весне арабских народов. Он зародился не в 67-м и не в 48-м, не у истоков сионизма, не у истоков ислама и не у корней иудаизма.

Этот конфликт встроен в человеческое сознание. Мы можем и дальше притворяться на всех языках мира, будто есть хорошие и плохие, будто мы хотим лишь защитить наших детей и реализовать свое право, – но всё это суета. Только абсолютная слепота не позволяет нам увидеть, что настоящее – есть не более чем производная. И производную эту следует понять при помощи средств, совершенно не похожих на те политические, государственные и интеллектуальные средства, которые имеются в нашем распоряжении. Только абсолютная слепота заставляет нас полагать, что младенцы рождаются палестинцами или израильтянами, а не сынами человеческими.

Мы не задаемся вопросом о том, можно ли иначе, – потому что наш разум запрограммирован, тщательно натаскан на реакции, обусловленные социальными императивами, насчитывающими века и тысячелетия и выстроенными на фундаменте биологических шаблонов, заложенных десятки тысяч лет назад. Всё общество – мужчины и женщины, стар и млад – глядя в телевизор, дает летящим объектам с убивающими боеголовками разные имена: «касамы», или «питоны», или «фаджеры», или «скады», или «йерихо»... Этот базовый рефлекс позволяет нам отождествлять себя с языком, на котором мы говорим.

Здравомыслие, которым все мы кичимся, – есть не что иное как абсолютное искажение понимания реальности. Мы можем быть выдающимися учеными, физиками, врачами, химиками, однако даже самый проницательный интеллект по-прежнему отождествляет себя с теми идеями, которые были внедрены в людей еще на заре истории: язык, религия, нация. Ложные идентичности, итог которых всегда один – столкновение.

«Еврей», «мусульманин», «израильтянин», «палестинец» – это условности, созидаемые идентичности, выстраивающие определенные форматы. А искусственные форматы никогда не смогут уживаться между собой, один подле другого. Ведь это не части общей мозаики, которые ждут лишь подходящего политического сочетания, чтобы водворить мир. Нет, это зловонные, извращенные плоды, выросшие в сознании, которое прошло через промывание мозгов на протяжении многих поколений. Разговоры о морали и о святости жизни, наряду со страхом неведомого и смерти, в итоге многолетнего процесса превращают заложенное в нас насилие в оружие не просто массового, а абсолютного уничтожения.

Мы не разрешаем кризисы, возникающие в мире, а ведем их – от одной военной операции к другой, от войны к войне, от границы к границе. Вечно ли будет разить меч? Как наивно наше понимание вечности – как будто мы сможем еще тысячу лет прятаться под «железными куполами» в ожидании решительного часа.

Не поможет перемирие, не поможет затишье, не помогут беседы, компромиссы, переговоры или осада и еще сто тонн взрывчатки. Невозможно привести ястребов к компромиссу и заключить мир между храбрыми.

Ведь здесь нет разных сторон, а есть одно человечество, одно безмерно глубокое сознание. И наш долг – углубиться в это сознание, потому что любая другая, внешняя, условная схема приведет нас к последней битве в этом кровавом спектакле.

http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4308635,00.html