Рассуждения о науке и труде
На модерации
Отложенный
Зная, как привольно, свободно и радостно
живется в научной области,
невольно желаешь, чтобы в нее вошли многие.
Д.И. Менделеев «Основы химии»
Это высказывание Менделеева написано на стене нашей кафедры, и я прохожу мимо него несколько раз в день. С него я и хочу начать свои рассуждения о труде, отдыхе и свободном времени.
У нас в РХТУ постоянно идет вялотекущее сокращение преподавателей (это такая стратегия медленного убийства образования), и вот недавно черед упал на мои коллегу и подругу. Где-то в течение месяца было положение, что она доработает этот календарный год, и всё. Сказать, что это был ужас – значит, ничего не сказать. Теперь путем писем, прошений и увещеваний решение пересмотрено, ее оставляют на полставки. Т.е. ей милостиво разрешили продолжить работать в том же объеме за половину денег. А зарплата у нее 5000 (пять тысяч рублей), значит, будет 2,5 тысячи. На радостях она устроила праздник с вином и тортом.
Вам что-то кажется не логичным?
На мой взгляд, всё как раз очень понятно. В стране осталось так мало творческого труда, что те, кто попробовал его, готовы практически на все, что бы остаться. Ученые – не сумасшедшие альтруисты, а, наоборот, эгоисты каких поискать, просто удовольствие от творческого труда так же трудно измерить деньгами, как любовь.
Спросите ученых, что бы они делали, если бы были полностью финансово обеспеченными, и больше половины ответят, что делали бы то же самое, что и сейчас, а остальные, что посвящали бы больше времени науке, ибо отпала бы необходимость подрабатывать. Случаи ухода из науки в «зарабатывание денег» описываются в терминах большого горя, личной трагедии, жертвы ради семьи…
Однако, осознавая это явление, ученые (что очень странно) совершенно не отрефлексировали его в терминах творческого труда, свободного времени, принуждения, отчуждения, коммунизма, наконец.
Пока в обществе не будет понята идея творческого труда, коммунистические отношения будут выглядеть либо фантастикой, либо пародией. Идея труда, как потребности здорового человека, труда без любого принуждения (экономического, насильственного, морального) вообще не так легко усваивается людьми, которые радость творческого руда не постигли.
К вопросу о труде прямо примыкает вопрос об отдыхе.
С одной стороны, свободное время – и есть богатство человека, а с другой лучший отдых – смена деятельности.
В головах «левачков» эти фразы существуют не пересекаясь. Вопрос о свободном времени ставится безотносительно содержания этого времени у массы пролетариев, т.е. ставится не по-маркситски, а по-либеральному – время «свободное», значит не занятое ничем. А между тем, свободное время становится двигателем развития личности только после достижения определенного культурного уровня человеком и/или при мощном волевом акте со стороны самого человека. В лучшем случае – обоих факторов, но и каждый в отдельности может быть ведущим и компенсировать недостаток второго фактора. Так, едва научившиеся читать рабочие садились за серьезные книги. А человек с приличным образованием обычно имеет привычку к самообразованию, или хотя бы культурный «бэкграунд» препятствующий быстрой деградации.
Таким образом, идеальным отдыхом становится (само)образование в смежных областях знания и приложение этих знаний. И это не утопия, в моем окружении много людей, живущих именно так.
Однако, характер отдыха является подчиненным к характеру труда. Пока есть принудительный труд на грани физических и психических сил будет востребован и «ленивый» пассивный отдых, обеспечивающий восстановление сил или снятие напряжения. Думаю, он совсем не отомрет даже при коммунизме, поскольку останутся задачи, решение которых потребует крайне напряженной работы людей в некоторые периоды.
Наличие свободного времени у пролетария в условиях его малокультурия, отсутствия свободного доступа к материальным объектам культуры, задавленности воли к самообразованию самой рыночной системой «образования» – может привести в массе не к развитию личности человека, а к деградации – алкоголизации, игромании и отупению. Ту же картину наблюдаем с безработными, причем наиболее явственно в странах Запада, где на пособие можно «прожить». Наличие сводного времени является необходимым, но не достаточным условием развития. И в этом смысле бытовая формулировка, описывающая причины деградации, алкоголизма, извращенчества, «это от нечего делать», вполне имеет право на существование. Действительно, если человек не занят творческим трудом, в свободное время не занят самообразованием (в широком смысле этого слова), то в это свободное время ему нечем заняться… кроме как деградировать, тем или иным способом.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Конечно, интеллектуальную работу и оценивать можно и регламентировать финансирование научных учреждений все можно. Но надо знать, что Вы делаете для чего и кто велел это сделать.
Если руководство это одно. Если история это другое. Если это личная инициатива то вас побьют.
Каким образом это следует сделать? Да Вы любую продукцию поставьте на прилавок, а я уже сложу систему правил регламентации этого продукта. Я же профи.
Да все просто для экономиста, специалиста в области нормирования труда. Вначале следует определить критерий, затем товарность и затем уже функцию этих товарностей продукта труда в общей схеме хозяйственной системы.
Оценку нужно в первую очередь построить с экономических позиций, потому что основа работы этих фабрик по производству научного потенциала страны и прочих уровней мирового хозяйства строится на основе их финансирования. А вот технология их производственного процесса, его регламентацию пусть строят сами. Наше дело деньги, а их технология производства.
На самом же деле, и это хорошо выразил Маяковский - между ними стоит "и" - "Землю попашет, попишет стихи.."
Умение пахать, пахать и на других, но прежде всего - на себе самом - это оччень важное в науке умение.
Отнюдь не всегда можно получать удовольствие от науки..
А вот естественное удовольствие от пахоты - оно всегда с гомоспиенсом. ..Праздник, который всегда с собой..
И только некоторые гомосапиенсы через него выходят к чувству, характерному для Полудня 21 века - чувству счастья от получения нового результата, в противоречии с бритвой Оккама..
Сильно подозреваю, что монах этот понимал, что он прав далеко не всегда..
Бритва его - инструмент не универсальный.. Универсальных инструментов не бывает..
Комментарий удален модератором