День Благодарения отмечают в годовщину убийства Кеннеди

На модерации Отложенный

В этом году в Соединенных Штатах празднуют День благодарения 22 ноября. Согласно Акту Конгресса, это происходит в четвертый четверг одиннадцатого месяца года.

 

Традиция Дня восходит к 1621 году, когда губернатор Плимута Вильям Брэдфорд пригласил живших по соседству индейцев присоединиться к пилигримам и отметить трехдневным фестивалем обильный урожай той осени. (Индейский геноцид еще не стоял в повестке дня новых хозяев Америки.)

В этом году День благодарения пришелся на 22 ноября. И эта же дата — очередная годовщина со дня убийства президента Кеннеди. Календарное совпадение, не более, но от него делается как-то неуютно на душе, как-то совестно. Вспоминается пир во время чумы. Не знаешь, за что и как благодарить Бога, и примет ли Он возносимое тобой благодарение? Бог иногда разборчив.

Тем не менее, сегодня в Америке весело. Одни благодарят Бога, другие — сатану. Но большинству некого благодарить, даже сатану и не за что. Одни режут индеек, другие — своих ближних. Первых подают с клюквенной подливкой, вторых находят в лужах собственной крови. Радио- и теледикторы, не переводя дыхания, в одну строку, лишь ради уважения к пунктуации разделенной запятой, сообщают, сколько в День благодарения было убито солдат в Афганистане и сколько тонн индюшатины было съедено. Веселящихся слегка подташнивает. Не от угрызения совести, от обилия сладкой пищи — клюквенная подливка, сладкий картофель, пироги. И еще проповеди, но уже на сахарине, пишет Мэлор Стуруа, «МК».

За что благодарят сегодня американцы Всевышнего? 23 млн. человек не имеют работы, 45 млн. — страховок на случай болезни. Растет число людей, единственное средство к существованию которых продовольственные боны. Многие лишились крова над головой. Некоторые в результате урагана «Сэнди», но большинство из-за неплатежей по ипотеке...

Из любопытства пересматриваю написанное мной о Днях благодарения почти полувековой давности. Совпадения с тем, что я сейчас пишу почти текстуальные. Вот только вместо Ирака и Афганистана — Вьетнам и Камбоджа, да и ураганы тогда имели другие названия. Когда сравниваешь написанное тогда и сейчас, больше всего пугает тенденция. Богатые становятся богаче, бедные — беднее. Этот год дал такие понятия, как «1%», «99%», «47%». За процентами – трагедия страны. Один процент сверхбогатых владеет большей частью общенациональных индейки и тыквенного пирога. Остатками — 99%. По признанию неудачливого республиканского кандидата в президенты Митта Ромни, 47% американцев являются иждивенцами государства.

Пятьдесят лет назад я писал в основном о пропасти между поколениями. Сейчас пропастей куда больше — между богатыми и бедными, белыми и цветными, мужчинами и женщинами, образованными и необразованными, имеющими работу и безработными, имеющими крышу над головой и бездомными. Сплошные пропасти в сплошь покрытой асфальтом Америке. На капитолийском утесе идут баталии вокруг того, как удержать страну, чтобы она не рухнула. Куда? Конечно, в еще одну пропасть — финансово-экономическую.

Это может произойти, если демократы и республиканцы не договорятся, уже в начале следующего года. Республиканцы выступают против какого-либо повышения налогов на богатых и это в условиях, когда долг государства подошел к отметке 817 триллионов долларов! Собственно вся политико-экономическая программа республиканской партии, скукожившаяся как шагреневая кожа, сводится лишь к этому: руки прочь от доходов 1 процента! И в Конгрессе, где партия «слона» обладает большинством, партийные моськи защищают слоновье богатство. Их девиз — «после нас хоть потоп». Вот почему эти господа отказываются верить в потепление климата планеты, в парниковый эффект и вообще в науку как таковую в особенности в дарвинизм.

219 конгрессменов и 39 сенаторов подписали «the Pledge», то есть обет, что они никогда не будут голосовать за повышение налогов на «1 процент». Автор «обета» Гроувер Норквист, консервативный лоббист и идеолог республиканизма. И вот «обет» мистера Норквиста становится благодарением, которое возносится не Богу, а к олигархам.

Много лет назад я был удостоен чести быть приглашенным в никсоновский Белый дом на День благодарения. В Восточной комнате Белого дома дочери президента Джули и Патриция дуэтом продекламировали стихотворение:

Благодарю за то, что земля так сладка,

Благодарю за пищу, которую мы едим,

Благодарю за птиц, которые поют,

Благодарю Тебя, о Боже, за всё.

С тех пор земля благословенной Америки стала горше. И птицы не поют так часто. Даже орел — национальная птица страны — занесен в «Красную книгу» особей, которым грозит вымирание…

Совпадение Дня благодарения с очередной годовщиной убийства президента весьма символично. Америка по-прежнему остается обществом насилия. Этот год был особенно «урожайным» по количеству серийных убийств. Вспомним хотя бы побоище в кинотеатре «Аврора». Чехов говорил, что если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем акте оно должно обязательно выстрелить. А если на стенах американцев висят триста миллионов ружей — полуавтоматических и автоматических? В ходе президентской кампании ни Обама, ни Ромни не проявили мужества, чтобы выступить против пролиферации огнестрельного оружия, его запрещения или хотя бы ограничения, ибо каждый владелец ружья является еще и владельцем голоса. Он не только потенциальный киллер, но и потенциальный избиратель.

Каждый раз, когда я прилетаю в Даллас и пересекаю площадь Дели-плаза, я инстинктивно втягиваю голову в плечи и неприятный холодок охватывает мой затылок, даже если в Далласе жарко и безветренно. Я боязливо озираюсь на мрачное здание школьного депозитария, из окна на шестом этаже которого Освальд стрелял в Кеннеди. Как положено, каждая годовщина убийства Кеннеди множит книжную и журнальную «Кеннедиану» и версии убийства Джона Кеннеди. Вопрос «Кто убил Кеннеди?» уже давно не вопрос. Это утверждение неверия народа в то, что ему говорят «сверху». Порвалась не только связь времен, но и доверительность между правителями и гражданами. (Вот вам еще одна пропасть!) Американцы стали поголовно Станиславскими, отвечая словами «не верю!» на всё, что доносится из Белого дома и Капитолия, с Уолл-стрита и Голливуда, из телевидения и иных медиа. Доверие к Конгрессу упало, согласно данным Института Гэллапа до 13 процентов, а к медиа — до 17 процентов.

После Дня благодарения наступает «черная пятница». Это не крах на Уолл-стрите, а день поголовной дешевой распродажи. Магазины, моллы, супермаркеты сбывают всё, что у них залежалось, чтобы наскрести наличные, необходимые для их бизнеса как воздух и вода. А граждане, превратившиеся в потребителей, хотят воспользоваться призрачной дешевизной и раскошеливаются.

Итак, всем сестрам по серьгам. Четверг — Богу, пятница — Мамоне…

Поздно ночью со вторника на среду в Вашингтон возвратился из азиатского турне Барак Обама. Вот ему есть, за что благодарить Господа. Ему удалось вырвать переизбрание из пасти миллиардеров, финансировавших Ромни. В среду он по традиции амнистировал гигантскую индюшку, преподнесенную Белому дому Ассоциацией американских фермеров-птицеводов. Сегодня он, как и все американцы, устроит в Белом доме семейный обед, на котором разрежет неамнистированную индюшку. Я не знаю, будут ли его дочери Саша и Малия скандировать стихи или петь песни дуэтом. Что-нибудь наверняка придумают.