Кошелёк.

Идя на работу рано утром (это было в середине 80-х годов), я вдруг заметил на тротуаре старый, затасканый кошелёк, внешний вид которого сейчас уже можно рассматривать как одну из эмблем советских времён. Помните такие кошельки, напоминающие приличный вареник, створки которого были металлическими, а защёлка на них представляла собой два металлических шарика на тонких и коротких прутиках? Они были разных размеров и цветов. Надеюсь, мои ровесники поняли о чём идёт речь.

Этот кошелёк был настолько неопрятен, что его мерзко было брать в руки. Но меня заставило поднять его то обстоятельство, что я разглядел в нём наличие очков. В данном случае не нужно было быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться, что его потеряла пожилая женщина. В чём я и убедился, когда его открыл. В кошельке лежали старые-престарые очки в роговой оправе, скреплённой синей изолентой, три металлических советских рубля, пригоршня мелочи, какие то справки и пенсионное удостоверение. Вот эти то очки и удостоверение заставили меня его взять с собой. Это сейчас можно свободно и в любое время заказать себе очки, а тогда это была проблема, и я решил пожалеть старого человека. Да и времени для получения нового пенсионного документа пришлось бы потратить прилично. Завернув кошелёк в бумагу, я вытер руки носовым платком, который после этой процедуры сразу же выбросил. Нет, я не брезгливый человек, но всему есть предел…

Возвращаясь с работы и подойдя к месту моей утренней находки, я уже с третьей попытки выяснил, где найти эту женщину. В том, что я её найду у меня и сомнений не было – район был застроен двухэтажными сталинками на четыре, шесть или восемь квартир в каждом доме, которые ещё построили пленные немцы. Поэтому почти все друг друга знали, особенно пенсионеры.

Бабушка, по внешнему виду ещё та мегера, молча взяла кошелёк у меня из рук и тут же его открыла:

- А где мои деньги?

– зло спросила она у меня.

Я в недоумении развёл руками – такого поворота в данном деле не ожидал:

- Когда я его нашёл, в нём больше ничего не было.

- Ты мне сказки не рассказывай! У меня в кошельке было 80 рублей! Отдавай мои деньги!

Это был уже перебор. Но что можно было взять со старого человека? Да и вообще, была ли она адекватна в своих поступках? Поэтому я развернулся и молча ушёл. А мне вслед неслось:

- Ах ты ворюга! Честного из себя захотел показать? Держите вора!..

Дома, в сердцах, пожаловался жене - просто необходимо было перед кем-нибудь выговориться. Согласитесь, что неприятно, когда твой нормальный, человеческий поступок облекли в воровскую одежду. Жена вполне ожидаемо назвала меня «дураком». А что можно возразить на это? Действительно, дурак! Жена меня продолжала ругать, а я и не обижался. Мне, наоборот даже легче было от её нравоучений. Несмотря на то, что она мне говорила, я был уверен, что на моём месте она поступила бы таким же образом. Мы же с нею оба «дураки». Куда нам прикажите деваться от этого проклятого советского воспитания? Воспитали нас так с детства и никуда теперь не денешься от него! В крови оно у нас…

После этого случая я стал объектом для нападок для этой бабульки. Если она меня видела, когда я проходил мимо её дома, то всегда показывала рукой в мою сторону и, по всей видимости, рассказывала стоявшим рядом людям, что мол, смотрите, вон идёт ворюга, который её обокрал.

Я же, при виде этой бабульки, всегда начинал про себя повторять слова известной песенки: - «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя!» И при этом всегда добавлял: - «Так тебе дураку и надо!»