Проблема в том, что более компетентных людей во власти не осталось
Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов сделал очередное скандальное заявление. На этот раз он во всеуслышание объявил, что в низких зарплатах преподавателей виноваты… сами преподаватели и вузы. Первые, потому что являются преподавателями «невысокого уровня», а вторые, потому что неправильно распределяют деньги.
Заявление это производит впечатление либо откровенной шизофрении, либо откровенной лжи, потому что вузы выплачивают преподавателям те деньги, которые им выделяет министерство образования, и именно в таком порядке, в каком оно предписывает это делать. То есть от государства на доцента выделяется в пределах 11 тысяч рублей, а на профессора – в пределах 19 тысяч рублей. Таким образом, вуз может распределить лишь то, что выделяет тот же Ливанов, который либо этого не знает, либо делает вид, что не знает. То есть он либо не соответствует занимаемой должности, либо просто лжет.
Но дело действительно даже и не в Ливанове. Он просто особо ярок. Но он не единственен. В Думе его несообразности критиковали не только левые, и даже не только Жириновский (который никогда не прочь покритиковать кого-либо, если дело не касается поддержки власти по существу), но и «Единая Россия». Это, конечно, нужно было постараться - так всех допечь своими нелепостями. Но, между прочим, «Единая Россия» не возражала против его назначения министром. И никогда не требовала отставки его предшественника Фурсенко, который был немногим лучше.
Еще перед обсуждением негативно о работе Ливанова отозвался Григорий Балыхин, являвшийся одним из руководителей министерства образования с 1999 по 2007 год, а потом четыре года возглавлявший, как депутат от ЕР, парламентский комитет по образованию. Балыхин, конечно, не Ливанов. Начал с работы в правительстве Примакова. С высшим образованием связан многие годы. Никто прежде под сомнение его компетенцию не ставил. И, в общем, воспринимался он раньше, как человек приличный. Если, кончено, не считать того, что с определенного времени стал делать вид, что не узнает людей, с которыми был хорошо знаком порядка двадцати лет назад, когда вместе с ними входил в руководящие органы некой другой правящей партии. Тоже показатель.
Но, комментируя вызвавшие предыдущий скандал «критерии эффективности вузов» и признав их абсолютную неадекватность, Балыхин предложил взамен другие: «Главным критерием эффективности вуза должна стать востребованность его выпускников, а также количество студентов, обучающихся на платной основе». Такая шакала оценки, конечно, кому-то может показаться более вменяемой, чем «критерии Ливанова», но очень не намного.
Хотя бы потому, что даже первый предложенный критерий – востребованность выпускников – хотя и выглядит вполне резонным, на деле в сегодняшних условиях оказывается весьма спорным. И не только в сегодняшних. Например, в 20-е годы в США востребованность выпускников физических факультетов была более чем низкой. И туда в первую очередь шли люди, романтически увлеченные идеей научного поиска. А исследованиями атомного ядра занимались исключительно энтузиасты. Только благодаря тому, что такие энтузиасты были, чуть позже, в 40-е годы, нашлось кому заниматься Манхэттенским проектом.
Вуз, наловчившийся готовить в 90-е годы пиарщиков и менеджеров, сегодня не нужен. Хотя по инерции в него будут подавать массу заявлений. Вуз готовит специалиста пять лет. Судить о востребованности его выпускников сегодня неверно просто потому, что востребованными они станут через пять, а то и десять лет. А развивать его нужно сегодня, и обеспечивать приток в него молодых преподавателей нужно тоже сегодня.
Востребованность выпускников – это вопрос о том, какая часть из них работает в успешных фирмах. Но это зависит не столько от качества преподавания, сколько от элитных и деловых связей вуза. Есть семейные связи в правительстве у иного ректора – выпускники его «университета» будут прекрасно трудоустроены. Хотя в случае их перехода (по тем или иным причинам) в другой вуз преподаватели будут удивляться низкому уровню их подготовки.
Более того, во многих случаях, если не в большинстве, работодатель, чья деятельность направлена лишь на извлечение прибыли, заинтересован не в глубокой образованности и теоретических навыках выпускника, а в его натасканности на выполнение наиболее ходовых операций. «Нам не надобны умные. Надобны… дрессированные».
Вуз же, по определению, учит другому. Его задача – учить думать и создавать новое. Но ведущей успешный бизнес фирме это не нужно. Пока она не столкнется с трудностями, творческие стремления сотрудника будут ей, скорее, мешать. Но если вузы будут ориентироваться на этот запрос, то, не говоря уже о том, что они перестанут быть собственно вузами, они начнут выпускать тех, кто удобен сегодня, но не нужен завтра. И когда трудности наступят, некому будет придумывать новое, чтобы с ними справиться.
И уже абсолютно несостоятельна оценка вуза по числу обучающихся в нем на платной основе. Во-первых, потому, что доля обучающихся за деньги по определению будет выше в негосударственных вузах. Фактически в них она будет близка к 100 %, чего никогда не будет в государственных вузах. А это значит, что по такой логике нужно будет признавать, что любой коммерческий вуз эффективнее некоммерческого.
Во-вторых, потому что на платное обучение идут даже не столько те, кто имеет больше денег. Обучение в государственном вузе на бюджетном отделении престижно даже для тех, кто без труда способен заплатить за обучение, потому что это показатель значимости и влияния. Если твой ребенок учится платно, это лишь говорит о том, что у тебя есть деньги, хоть с торговли арбузами. Если же он учится на бесплатном отделении, то это показатель и образованности семьи, и ее элитарности, и имеющихся связей.
Так вот, в платные вузы идут в первую очередь те (за определенным исключением, если речь идет не о том или ином эксклюзивном университете), кто сомневается в возможности поступления в обычный. Тем более на платное отделение в госвуз идут неуверенные в поступлении на бесплатное. Но еще на платные отделения идут для получения отсрочки от армии, для своего рода «клубной жизни», для того, чтобы обеспечить себе боле низкий уровень требований во время учебы.
То есть, если под «эффективностью вуза» иметь в виду эффективность преподавания и возможность получения качественного образования, то такой критерий к ней вообще никакого отношения не имеет.
Но дело в том, что оба эти критерия в качестве оценочных предлагает ввести не Ливанов и даже не Фурсенко. Их предлагает Балыхин, который, в общем-то, всегда считался вполне профессиональным и компетентным человеком. И в таком случае это уже показатель того, насколько люди, от которых зависит система образования страны, не представляют себе реальной картины, происходящего в этой сфере.
Может быть, это как раз результат того, что они престали общаться с теми, с кем общались тогда, когда о жизни имели реальное представление. Может быть, напротив, они не общаются, чтобы не дискредитировать себя своей оторванностью от жизни в глазах тех, кто их раньше уважал.
Наверное, если бы Ливанова все же заменили на посту министра образования на того же Балыхина, то это был бы шаг вперед с профессиональной точки зрения, но с точки зрения лично-человеческой вряд ли, потому что человек, отказывающийся узнавать старых знакомых, уже создает впечатление не вполне надежного человека.
Комментарии
Комментарий удален модератором
- а ну, иди сюда!
- а ну ка дай!
- а ну иди отсюдова!
Мыло нужно делать из качественного сырья.
И так одно дерьмо кругом. А если еще и умываться.....
Любой специалист, мало-мальски знающий ситуацию, без колебаний укажет вам на самого влиятельного образовательного политика России. Это ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Человек до сего дня не занимающий никаких чиновничьих позиций и умело остающийся в тени высокопоставленных визави и критических стрел».
В конце 90-х годов, когда в современной России встал вопрос, куда двигаться отечественному образованию, именно ВШЭ было поручено разрабатывать подходы по изменению системы, напоминает политолог. Возглавил эту работу лично Ярослав Кузьминов. «Практически все линии модернизации, которые сегодня реализуются в системе образования Российской Федерации, были в той или иной мере либо предложены им самим, либо разрабатывались при непосредственном участии и руководстве ректора «Вышки».
Стоит отметить, что идея ЕГЭ как независимого электронного тестирования выпускников школ разрабатывалась в недрах ВШЭ в течение нескольких лет, пока в 2003 году не началась экспериментальная апробация этой формы аттестации школьников по всей стране, а затем в 2009 ЕГЭ не заработал в штатном режиме. «Вводился ЕГЭ на фоне абсолютного непонимания обществом его целей и задач, - пишет Тульский. - И, как следствие, сопровождалось все это непрекращающейся острейшей дискуссией о его целесообразности». Кузьминову же принадлежит идея финансового поощрения отличившихся выпускников или ГИФО.
Скандал с образовательными стандартами оказался одним из самых громких: тут даже самые бестолковые родители сообразили, что бесплатно их детей в школе будут учить подтягиваться на турнике и любить Родину.
Все та же «Вышка» была инициатором разработчиком всего механизма перехода к Болонской системе – стоит при этом отметить, что для ВШЭ это особенно важно, так как она стремится войти в глобальный список привилегированных вузов мира. ВШЭ же приложило руку и к новым образовательным стандартам в старшей
Формально «Вышка» - подрядчик, получивший государственный контракт (причем, не один). В действительности же происходит диктат в самом русском смысле этого слова. Диктат, за которым стоят силы более сильные, умы более умные. И тонкие, если судить о той невидимой защите, которую они для себя сотворили, - пишет политолог. - Посудите сами: в силу масштабности всех придуманных «Вышкой» новаций они всякий раз вызывали бурю дискуссий - и в обществе, и среди экспертов, - но все же странным образом реализовывались, имея в запасе серьезную государственную поддержку. Напомним, что жена Кузьминова Эльвира Набиулина работала в Правительстве министром экономического развития - то есть руководила органом, генерирующим стратегию развития страны во всех её сферах.
Зарплаты высшим чиновникам нужно заметно повысить, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: “Иначе государство не может рассчитывать на абсолютную лояльность работника”. Не оплачивая адекватно труд бюрократов, государство толкает их к поиску побочных заработков, добавляет Кузьминов. Он считает, что министрам следовало бы платить $15 000-25 000.
Задекларированный доход Эльвиры Набиуллиной за 2008 г. составил 3 млн. 163 тыс. руб., за 2009 г. – почти 3 млн. руб., за 2010 г. – 3 млн. 666 тыс. руб. Имеет в собственности Jaguar S-Type.
ВШЭ работает над рядом научно-исследовательских работ (НИР) для Минэкономразвития, также над НИРами для Правительства, часть которых проходит через бюджет Минэкономразвития. Так, в 2010 г. ВШЭ выиграло 16 из 58 конкурсов, проводившихся Минэкономразвития, на общую сумму более 197 млн. руб., что составляет примерно 33% от всей суммы, затраченной министерством на закупки.
Конечно, этих денег было недостаточно: ещё в 2004 году г-н Кузьминов объяснил корреспонденту «Коммерсанта», что один только ЕГЭ обходится государству порядка 800 млн рублей в год. (В 2006 году, как мы видим в бюллетенях СП, эта сумма составляет 1,4 млрд рублей – аппетиты выросли вдвое).
Поэтому с 2001 года Минобразования «пришлось», забыв о Федеральной программе развития образования, бросить все средства на проведение экспериментов (ЕГЭ, ГИФО, реструктуризации сельских школ и т. д.). При этом, как свидетельствуют материалы Счётной палаты, РАО от разработки основных направлений развития образования фактически отстраняется: «разработка научных проектов поручалась организациям… не имеющим необходимого для такого уровня разработок научного потенциала».
Главное понять: согласно материалам Счётной палаты, все указанные образовательные эксперименты проводились с многочисленными законодательными нарушениями – в нарушение Федеральных законов, Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса. Получается, обсуждение мер по модернизации российского образования из области общественных дискуссий должно было бы перейти в область соответствующих ведомств – например, Генеральной прокуратуры…
Именно от этого факта всё время пытаются отвести российские реформаторы: вся модернизация российского образования – это один большой рискованный и абсолютно незаконный эксперимент, за который никто, по сути, ответственности не несёт. Эксперимент, ведущий к понижению общего уровня обучения, его научных основ, фундаментальности; разрушению единства и общедоступности образовательного процесса; окончательному разруше
«В нарушение Федерального закона «Об утверждении Федеральной программы развития образования (ФПРО)» средства федерального бюджета в сумме 453,9 млн рублей отвлечены Правительством РФ от мероприятий ФПРО… и направлены на проведение эксперимента по внедрению ЕГЭ… Затраты на проведение ЕГЭ должны будут покрываться из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ… в 2006 году без учета инфляции это составит 1463 млн рублей (расчётно)».
«В нарушение ФЗ… Минобразование России проводило совершенно другое по социально-экономической сути мероприятие, а именно эксперимент по переходу на нормативно-подушевое финансирование высшего образования с использованием ГИФО…. Фактически установлен новый механизм получения бесплатного и частично-платного образования, который выходит за рамки ФПРО, но финансируется за счёт средств, предусмотренных на её реализацию».
«В ходе проверок установлено, что научную разработку проблем развития образования на селе осуществляют по поручению Минобразования России РАО и ГУ-ВШЭ
http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/2758
Это раньше можно было натаскивать на заранее известные вопросы. А ныне это невозможно. Ясно, что сами вы ни одного теста не видели, но и учителя-то жалуются лишь те, что кроме натаскивания ничего не умеют. У них, кстати, "натаскать" на ЕГЭ и не получается.
привела к появлению массы липовых «провинциальных талантов»,
Пока что скандалы связаны с Москвой, а не с провинцией. Припоминаю, что учителя олимпиадные задачи решают хуже, чем их лучшие ученики. Это всегда так. (К слову - о профессорах и 100 баллах). Вы хотя бы посмотрели сколько всего стобалльников по математике в стране? А как они по площади распределены?
пишет Тульский
это Тульский и его окружение мало что понимали.
Естественно. Ведь система предполагает независимость вузов. И считает, что научная работа ведётся в вузах, а не в академии наук.
по свое сути приближаясь, скорее, к образованию в техникуме, чем в вузе
Ничего подобного.
из российских детей хотят вырастить неучей
А пока готовят учёных. И наши дети легко могут после бакалавра в РФ пойти доучиваться на магистра в США.
P.S. Пусть научатся у себя в США хотя бы такие дома строить, чтобы их ураганами не сносило и землетрясениями не разваливало. Во время урагана в Москве в 1998 г. в Подмосковье снесло только дома, построенные по американским и канадским технологиям. Наши все выстояли.
Что-то я о столь замечательной школе в стране не слышал.
более 270 баллов
Из скольки?
с баллами ниже 200 из провинции, но целевики
Если целевики, то причём здесь ЕГЭ?
заключают контракт со своими детьми
Могли бы и просто платно отправить.
Любопытно посмотреть статистику поступления за 2012 год.
http://maxpark.com/community/1076/content/1486844
Здравоохранение.
средний балл на бюджет/минимальный на бюджет
(МГУ), г. Москва 94,5/76,3
(СПбГУ), г. Санкт-Петербург 88,2/68,3
(СПбГМУ), г. Санкт-Петербург 83/41,3
(КБГУ), г. Нальчик 82,9/67,7
(ВГУ), г. Воронеж 82,6/74
(РУДН), г. Москва 82,3/59,3
(НГУ), г. Новосибирск 82/74,7
Абсолютный лидер - МГУ. В любой иной московский или питерский медицинский вуз (медицинское направление) поступить проще, чем на периферии.
это немного
Наши строители строят не только в нашей стране. Кто сказал, что мы готовим не специалистов, а специалистов для своей страны?
Второго не нашел. А в первый берут кого попало при хорошем среднем. То есть, явно слишком много бюджетных мест вузу дано.
Всем, кто учится по профилю и закончил 1 курс, ИЯФ платит небольшую зарплату. Работать для её получения не нужно. Институт просто повышает свои шансы получить кого-то на выходе.
Плохих специалистов университет не выпускает, насколько я в курсе.
Направда. Есть прекрасные негосударственные вузы, в которых ни с кого денег не берут. И вообще, в РФ всё хорошее образование - бесплатно. И в США, похоже, так же дело обстоит.
на платные отделения идут для получения отсрочки от армии
Вот только девочек там гораздо больше, чем мальчиков. Так что, подумайте ещё раз!
1.Работать за копейки – зарплата в месяц преподавателя ВУЗа без степени – 5,300 на руки, качество учебного процесса декларировано.
2.1800 часовой годовой нагрузки – вместо 18 часовой нагрузки в неделю. Это прямая эксплуатация работника.
3.Научная работа при отсутствии средств на науку – профанация. Или хуже – отмыв денег, путем списывания средств на мертвые души. Молодежь идет в науку –только забеременеть и сидеть годы в аспирантуре-ординатуре,косить от армии.
4.Низкая зарплата – низкая мотивация к развитию. Поэтому у в стране автопром вызывает прилив матерщины, из космоса сыплются станции и ракеты, военная промышлен., тяжелое машин., как и легкая и др. в упадке.
Филиалы торгуют корочками,а не знаниями.
но ПРАВИТЕЛЬСТВУ на это ПЛЕВАТЬ!