Интервью с экс-советником президента США

Томас Грэм о «списке Магнитского» и политическом пробуждении России

Интервью с экс-советником президента США

 
 Алексей Пименов

Собственно, это Соединенные Штаты и пытаются сделать это сейчас. Хотя следует признать, что сегодня в США все-таки нет глубокого понимания природы тех сил, что действуют в регионе.

А.П.: А российская точка зрения…

Т.Г.: Россия пытается попросту остановить процесс. Думаю, что это – не политика. Следует все-таки разобраться в происходящих исторических переменах.

«Меня удивляет, что Кремль не попросил USAID свернуть свои программы раньше»

А.П.: Вернемся к американо-российским отношениям. В своем интервью российский министр иностранных дел коснулся вопроса об Американском агентстве по международному развитию (USAID), по требованию российских властей прекратившего свою деятельность в России. Хотя европейские организации продолжают свою работу…

Т.Г.: Лавров указал на различие между USAID, которое, как он справедливо отметил, является частью Госдепартамента США, и европейскими организациями – например, Британским советом (British Council) – официально не входящими в состав государственных структур, даже если государство полностью финансирует их деятельность. На мой взгляд, недовольство российского руководства было связано не столько с теми или иными гуманитарными или социально экономическими программами, претворявшимися в жизнь в течение двух десятилетий, сколько с той поддержкой, которая оказывалась политическим организациям или политическим деятелям, сегодня находящимся в оппозиции к российскому руководству. Для меня удивительно не то, что в этом году Кремль попросил USAID свернуть свои программы, а то, почему это не было сделано несколькими годами раньше… Россия может сама справиться со своими экономическими проблемами – деньги у нее есть. А с политической точки зрения, это дело самих русских – проблема, решить которую могут лишь они сами.

«Будущее России – за средним классом»

Т.Г.: Я бы добавил к этому, что уже в конце минувшего года мы стали свидетелями политического пробуждения в России. Средний класс, профессионалы – все они оказали немалое давление на политическую систему. Толкая ее в сторону большей открытости. Конечно, мы видим и попытки Кремля подавить оппозицию, сузить ее возможности… Но я полагаю, что, учитывая все происходящее, учитывая рост среднего класса, учитывая то политическое пробуждение, о котором я говорил, едва ли можно думать, что Кремль сможет делать это долго. Нет, ему придется приспособиться к происходящему, т.е. сделать политическую систему в стране более открытой. И в частности – потому, что за средним классом – будущее России. Без этих людей невозможно будет вернуть стране роль крупной мировой державы, да и попросту управлять экономикой. Поэтому в ближайшие годы президент Путин, Кремль, вся российская элита должны будут так или иначе учесть их требования.

А.П.: Сергей Лавров упомянул в своем интервью и о «Списке Магнитского». По словам главы российского внешнеполитического ведомства, он «становится символом для тех, кто желает, по сути, испортить российско-американские отношения». Ваш комментарий?

Т.Г.: Не думаю, что конгрессмены и сенаторы, поддерживающие этот законопроект, стремятся испортить отношения между Соединенными Штатами и Россией. Я полагаю, что в большинстве своем они искренне считают, что делают это, отстаивая права человека в России. У меня нет сомнений в том, что этот закон почти наверняка будет принят до конца года. Но несомненно и то, что на американо-российские отношения это окажет негативное воздействие – на официальном уровне. На протяжении последних нескольких месяцев российское руководство ясно давало это понять. И, возвращаясь к тому, что я уже говорил, я должен сказать: мое личное мнение состоит в том, что в принятии закона о «Списке Магнитского» нет никакой необходимости. Соединенные Штаты вмешиваются в политический процесс внутри России. Чего мы хотим? Чтобы российская система стала более открытой? Но реакция Кремля будет негативной. Последствия будут негативными. При этом я думаю и позитивных процессах, разворачивающихся в России сегодня. Это может показаться странным, но подлинные проблемы, которые решают сегодня Соединенные Штаты, – сходны с теми, с которыми имеет дело Кремль. Поэтому надо, чтобы у российского народа была возможность определить свое будущее и построить демократическое общество. Повторяю, мы видим признаки того, что это происходит. И мы не должны становится препятствием на пути создания демократической и плюралистической России. А закон о «Списке Магнитского», увы, может стать одним из таких препятствий.