Судьба человека-волка

Тбилиси, 18 ноября. В Грузии живет ученый Ясон Бадридзе, который прославился после того, как ради науки несколько лет прожил в волчьей стае. С человеком-волком встретилась корреспондент МТРК «Мир» Оксана Джопуа.

Ясон Бадридзе давно нашел общий язык с волками. Ученый прожил бок о бок с ними в дикой природе около двух лет и написал об этом целую книгу. Его работа стала бестселлером в мировой науке. Бадридзе разрушил много стереотипов, оказавшись в волчьей шкуре.

«Когда я первый раз попал в Канаду, решил спровоцировать местных волков на вой, и начал выть по-грузински! Но чихать они на меня хотели!», - вспоминает ученый-этолог.

За два года он прожил с шестью разными стаями. Первую свою помнит особенно. Для него они стали семьей. «Волки завалили оленя, наелись и стали на меня странно посматривать, вилять хвостом. Так они мне разрешали съесть остатки оленины», - говорит Ясон Бадридзе.

Ученый на равных участвовал в охоте. Пробегал вместе с волками по 30 километров. В его задачу входило перекрывать жертве дорогу для отступления. В двуногом новичке волков устраивало все, кроме запаха. Матерый не знал, какой перед ним важный представитель человечества и по-простому решил эту задачу. «Матерый волк встал надо мной, задрал одну ногу и начал метить. Потом я понял, почему - сырая бурка очень неприятно пахнет, и вносит диссонанс в запаховую систему», - поясняет Бадридзе.

Однажды четвероногие спасли жизнь Бадридзе. Во время охоты он буквально нос к носу встретился с медведем. Волки не бросили теперь уже своего в беде, хоть силы и не были равны. «Видно, волки среагировали на мой крик, и не задумываясь, атаковали медведя», - рассказывает ученый.

С этих пор спасение волка как вида стало целью жизни ученого-этолога. Ею он буквально заражал своих коллег. В их числе оказался и директор Ярославского зоопарка Теймураз Бараташвили.

«Он понял, каким образом надо воспитывать животное в неволе, чтобы зверь не испытывал трудностей, оказавшись на воле, чтобы он не попал бы под ружье фермера», - отмечает Бараташвили.

Ясон Бадридзе в своей области единственный и неповторимый, поэтому его вот уже четвертый год ждет вакансия в Ярославле.

Бадридзе и рад бы вернуться к волкам, но обстоятельства не позволяют. Его жизнь разделил 2008 год. До него он работал в России, после границу для ученого, как и для многих грузин, закрыли.

«Российское посольство визы не давало, только ближайшим родственникам. Надо переждать, пока настанет период спокойствия», - рассуждает специалист.

Пока ждал - слег без любимой работы. Теперь покидать пределы Грузии еще и опасно для его здоровья. А на родине ученого давно уже никому нет дела до волков. «Я перестал заниматься волками, потому что экспериментальная работа с ними - это невероятно дорого», - пояснил Бадридзе. Теперь ученый видит своих любимцев либо в зоопарке, либо по телевизору. И все время вспоминает, как это было.

«В двухкомнатной квартире одновременно находились 5-6, иногда 8 крупных зверей. Это не очень приятно, правда, дети были в восторге, устраивали с волками кучу малу», - улыбается Ясон Бадридзе.

На стенах в квартире Бадридзе фотографии двух его семейств: волчьего и человеческого. На снимках волчата, которых он вырастил по своей методике и выпустил на волю, и дети, которые живут теперь со своими семьями в Англии и Америке.

Как отмечает ученый, такую ораву человеческих и нечеловеческих детенышей порой было трудно прокормить, особенно, когда на научную деятельность резко сократили расходы. Приходилось хитрить и устраивать публичные эксперименты.

«Заключали пари, что мой волк испугается овцы. Если я проиграл, то плачу за 10 овец деньгами, если они проиграли, то 10 овец отходят мне», - рассказывает Бадридзе.

Теперь профессор Бадридзе рассказывает о волках студентам. Сейчас он работает в университете и вернулся в ту лабораторию, где начинал свой путь в науку.

Пока в разгаре ремонт, ученый с мировым именем собственноручно собирает домики для подопытных кошек. В нынешней теме для исследования тоже не обошлось без волков. «Оказалось, что существует естественный механизм, купирующий ген чрезмерной агрессивности. Надо провести эксперимент», - поясняет Бадридзе.

Верная спутница ученого - собака Авочка, которую тот привез из последней командировки на Валдай. Она не только друг, но еще и личный врач. Авочка знает, что хозяина беспокоит больше всего, почему болят и сердце, и голова: они заняты одним - как научить человека и волка мирно сосуществовать.