Бездонный пылесос для выкачивания денег, или Ненасытные пираньи
Сегодня тема Большого театра снова всплыла на поверхность, которую подняла в своём блоге Тина Канделаки, телеведущая, член Общественной Палаты, обращаясь с вопросами к генеральному директору Большого театра Анатолию Иксанову. Её удивили треснувшие и заросшие грибком стены.
«Вместо старинной лепнины нам подсовывают позолоченную пластмассу и папье-маше. А куда делось знаменитое сусальное золото? – интересуется Тина Канделаки. – Теперь вместо него пошленькая «золотая» краска, в некоторых местах криво нанесенная. А куда делись настоящие бронзовые ручки на дверях? Вместо них привинтили китайский ширпотреб».
«В 1975 г. к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако главные проблемы – неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра – решены не были. Наконец в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал, – читаем на сайте Большого театра. – Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено. 29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания, то есть новаторской, экспериментальной. В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом отдельная глава летописи Большого театра». На этом месте повествование обрывается и висит интригующее «Продолжение следует»...
«Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня, – читает далее. – Здание театра давно уже воспринимается как один из символов России. Поэтому его восстановление постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности. Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 2 июля 2005 года. Были предложены различные варианты его восстановления: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, архитекторами, деятелями культуры и т.д. Проект предусматривал проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальную реконструкцию части сценической с углублением подземного пространства. При этом должен был сохраниться исторический облик здания как памятника архитектуры». Обещать – не значит жениться.
В конце октября прошлого года накануне открытия после долгоиграющей и весьма затратной по бюджету реставрации Большого театра. Анастасия Волочкова, знаменитая балерина, написала в своём блоге: «Открытие Большого Театра преподносится как событие грандиозное, однако сегодня в Театре, славившимся некогда богатством зрительного зала, изыском, и антиквариатом, уже нет шикарных люстр, которые украшали ранее зрительный зал, тех бронзовых ручек, а роскошная лепнина из бронзы заменена на пластмассу, создавая впечатление, что приклеена она на клей ПВА. Не секрет, что это была не реконструкция, а просто разрушение Большого Театра. На данный момент создана коробка, которая лишь отдаленно напоминает этот стиль и вид. И демонтаж всех этих убранств был в 2005, в 2009 г театр достраивали другие люди. Спасибо им, что достроили, Большой Театр необходим России. Первый бюджет был настолько разворован, что уже выделили второй. После того, как драгоценный и дорогущий паркет был заменен на плитку, Большой Театр внутри стал похож на психиатрическую больницу. В раздевалке, рассчитанной на 14 человек, даже нет окна, в репетиционных залах такая высота потолков, что если при поддержке юноша поднимет девушку на высоту вытянутой руки, балерина, наверное, получит сотрясение мозга. Как такое можно было построить? И это далеко не все, что можно об этом рассказать».
«В театре после работ, в которые вложили 21 млрд рублей, не осталось исторических бронзовых канделябров – их сменили «железяки, подкрашенные золотой красочкой», исчезли бронзовые дверные ручки, а дубовый паркет в фойе заменили на венецианское покрытие, на котором скользко уже сейчас, до сезона дождей и снега, – бил тревогу народный артист России Николай Цискаридзе, после ремонта в театре он ожидал увидеть : «свежий обновленный вид», однако ситуация в действительности оказалась плачевной: «Вместо старинной лепнины – пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской». Не менее плачевно обстоят дела и в закулисной части Большого. Произведенные там перемены Николай Цискаридзе назвал «преступлением против музыкального театра». В частности, в коридорах вместо деревянных полов положили кафельные, лишив артистов возможности погреться; а в двух новых репетиционных залах «нельзя поднять балерину, потому что она будет биться головой о потолок».
«Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам.
И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов – в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера. Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи – маленькие гостиные, обставленные для приема изитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, – как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя. «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала – большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров – все это заслужило всеобщее одобрение», – рассказывал Альберт Кавос.
Интерьер Большого Петровского театра в 1825 году.
«В 2000 году я пришел в Большой уже в качестве министра культуры, – вспоминает Михаил Швыдкой, ныне заместитель председателя Попечительского совета Большого театра, давая в конце сентября 2012 года интервью журналистке Марии Семендяевой, – и понял, что здание театра находится в состоянии катастрофы. Следы невероятного запустения были повсюду – это было запустение еще 80-х годов, когда проводился только косметический ремонт. Помню вечер в театре, когда там никого не было, кроме гендиректора Анатолия Иксанова и моих сотрудников. Меня тогда посетило легкое чувство ужаса – я понял, что с театром надо срочно что-то делать. В физическом смысле». Минуло восемь лет...
«Проект реконструкции Большого театра требует дополнительных денег, – заявил Михаил Швыдкой, – сумма, выделенная на финансирование проекта реконструкции ГАБТ рассчитана в ценах 2004 года. С тех пор значительно подорожали строительные материалы, цемент – примерно на 60%, изменились цены на рынке труда» Он сообщил журналистам, что основные работу по укреплению исторического здания театра уже завершены. «Сегодня нет оснований тревожиться за сохранность здания. Угроз для него нет». И напомнил, что общие строительные работы в Большом театре завершаться в феврале 2009 года.
А что из этого получилось, рассказывать не вам.
Большой театр по праву считается главным музыкальным театром нашей страны, при этом не многие знают его полное официальное название: Государственный академический театр оперы и балета России. Во всем мире он известен просто как «Большой». Это название родилось в народе и со временем закрепилось, стало общеупотребительным и фактически основным. Без преувеличения можно сказать, что в истории Большого театра отразились основные этапы развития отечественной культуры и общественной жизни.
Казалось бы, главный оперный и балетный театр страны должен быть обласкан властями, избалован привилегиями и неограниченными художественными и материальными возможностями. Однако это не всегда было так. Летопись Большого театра хранит немало трагических страниц, он многократно перестраивался из-за пожаров, вместе со страной пережил несколько войн и революций, часто оказывался в эпицентре судьбоносных событий, но всегда с достоинством выходил из любых испытаний и продолжал исполнять свою высокую миссию – служить русской культуре и русскому народу.
P.S. Попечительский совет Большого театра был создан в 2001 г. при поддержке Министерства культуры и Правительства Москвы и по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова. В его состав вошли крупнейшие представители российских деловых кругов. Сопредседателями Совета стали мэр г. Москвы Юрий Лужков и Министр культуры России Михаил Швыдкой.
Комментарии