Приходит пятое поколение китайского руководства

Плодотворная традиция

 

Приходит пятое поколение китайского руководства
Комментарий нашего обозревателя

К числу вечных русских вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?» можно смело приплюсовать и третий: «Если не он, то кто?». При этом большей частью вопросы остаются без ответа. Кто виноват – неизвестно, что делать – непонятно. А если не он – то никто. Куда ни кинь, всюду – на федеральном, региональном, партийном уровне – у нас сидят абсолютно незаменимые начальники, уход которых представляется катастрофой. Впрочем, если этот «никто» всё же появляется, то мигом вытесняет из сердец обывателей прежнего начальника и сладострастно старается втоптать своего предшественника в грязь по принципу «оказался наш отец не отцом, а сукою». Поэтому смена персональной власти и впрямь сплошь и рядом оборачивается катастрофой. Итоги следования такой «национальной традиции» известны – страна лежит в руинах.
В других, более цивилизованных странах проблема ротации и преемственности власти решается по-разному, но решается обязательно. Так, китайцы совершенно спокойно ответили на «русский» вопрос: если не Ху Цзиньтао, то Си Цзиньпин! На первом после XVIII съезда Компартии Китая пленуме ЦК КПК он избран его Генеральным секретарем и Председателем Центрального военного совета. Из девяти членов прежнего состава Постоянного комитета Политбюро в новый состав вошли только двое – сам Си Цзиньпин и вероятный будущий премьер Ли Кэцян. По установленной Дэн Сяопином традиции через полгода Си Цзиньпин должен быть избран новым Председателем КНР. Ху Цзиньтао окончательно отойдет от дел, и тем самым будет завершен процесс передачи власти от четвертого поколения руководителей пятому поколению.
Накануне съезда комментаторы и конспирологи всего мира предавались увлекательнейшему занятию – вычислению хода и итогов подковерной борьбы в китайском руководстве. Какая из группировок возьмет верх – «комсомольцы» (во главе с Ху Цзиньтао) или «принцы» в союзе с «шанхайцами» (во главе с Цзян Цзэминем)? «Шанхайцы» вроде бы сторонники скорейшей реставрации капитализма под эгидой партии, а «комсомольцы» – за возвращение к классическому социализму. Много писалось о том, что всё высшее руководство будто бы уединялось на каком-то закрытом курорте и вело там длительную разборку, что споры доходили чуть ли не до рукопашной. Допустим, что все так и было. Да, собирались. Да, были острые споры. Да, кое-кого из претендентов на власть пришлось арестовать и исключить из партии, как секретаря Чунцинского партийного комитета Бо Силая. Но разве это главное? Разобраться в закрытых от постороннего взгляда пружинах китайской внутренней политики все равно не получится. Так что лучше не гадать на кофейной гуще. Главное в том, что все эти гипотетические разборки шли по вопросу о смене руководства, но сам принцип ротации власти никем не подвергался сомнению.
Теперь комментаторы смакуют новость о том, что в состав Постоянного комитета Политбюро вошли пятеро «принцев-шанхайцев» и только двое «комсомольцев». Но главный интерес представляет совсем другое. Съезд внес в Устав КПК дополнение о том, что наряду с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и принципом «тройного представительства» Цзян Цзэминя партия в своей деятельности руководствуется еще и «концепцией научного развития» Ху Цзиньтао. Таким образом, каждый из верховных руководителей Китая оставляет свой официально закрепленный след в научно-теоретических основах политики партии. Отходя от непосредственных рычагов управления, он не уходит из политики, не теряет своего влияния.
На ком из сидящих в президиуме съезда чаще других останавливались телекамеры? Правильно, на товарище Цзян Цзэмине – главе третьего поколения китайского руководства, авторе принципа «тройного представительства», лице, официально приравненном к Марксу – Энгельсу – Ленину – Мао – Дэну.
Что такое «тройное представительство»? Китайская печать разъясняет. Это коренные требования всестороннего продвижения партийного строительства, неуклонного стимулирования теоретического, институционального и научно-технического новаторства, непрерывного завоевания новых побед в строительстве социализма с китайской спецификой в новом столетии. Во-первых, партия должна постоянно представлять требования развития передовых производительных сил Китая.
Во-вторых, партия должна представлять прогрессивное направление передовой китайской культуры. В-третьих, партия должна представлять коренные интересы самых широких слоев китайского народа.
Через десять лет мы наверняка увидим в президиуме очередного партийного съезда и товарища Ху Цзиньтао – автора «концепции научного развития», главу четвертого поколения руководителей. И на том же съезде глава пятого поколения товарищ Си уступит свое место представителю шестого поколения, а его (пока никак не названные) идеи будут занесены в партийный устав в качестве руководства к действию.
Что такое «концепция научного развития»? Китайская печать разъясняет и это. Научное развитие – это уважение и следование закономерностям развития общества, экономики и природы. Страна твердо делает акцент на экономическом строительстве, бросает все силы на строительство, уделяет развитию основное внимание и непрерывно высвобождает и развивает общественные производительные силы. Китай рассматривает концепцию научного развития в качестве главного руководящего курса в ходе социально-экономического развития, считает задачу развития первостепенной задачей руководящей партии в процессе управления страной и возрождения страны, проводит в жизнь концепцию «Человек превыше всего», всесторонне координирует все аспекты продолжительного развития и старается уделять внимание всем соответствующим областям.
Со стороны непросто понять, чем «тройное представительство» отличается от «научного развития». Остается лишь предположить, что такие идеологические шаги предпринимаются именно с целью закрепления авторитета руководителя и обеспечения преемственности курса. Для Востока это обычное дело. У вождя китайской буржуазно-демократической революции Сунь Ятсена было «три народных принципа», и даже в двух последовательных вариациях, у Ким Ир Сена – идеи чучхе и т.д.
Смейтесь, смейтесь, скептики как справа, так и слева. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. А повод для смеха будет следующий. Сегодня Китай активно переориентирует экономику с экспорта на свой гигантский внутренний рынок. В результате в ближайшие 5–10 лет Китай обойдет США по размерам ВВП и станет первой экономикой мира. А для защиты Китай обзаведется семью авианосцами. Вот тогда-то товарищ Си Цзиньпин с чувством исполненного долга передаст руководство представителю шестого поколения и займет почетное место в президиуме съезда. А съезд зафиксирует в партийном уставе его очередной вклад в теорию и практику социалистического строительства.
Общая же стратегическая линия и цель строительства обрисована в отчетном докладе Ху Цзиньтао: к 100-летию КНР (то есть к 2049 году) превратить Китай в «богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и гармоничное модернизированное социалистическое государство». А на текущем этапе необходимо «твердо продвигаться вперед по пути социализма с китайской спецификой и бороться за полное построение среднезажиточного общества».
На встрече с журналистами по итогам съезда новый Генеральный секретарь ЦК КПК сказал, что возложенные надежды всех товарищей по партии и чаяния всего народа страны вдохновляют на серьезное выполнение своих обязанностей, а также стали серьезной ответственностью для нас. Ответственность руководства заключается в том, чтобы продолжать борьбу за осуществление великого возрождения китайской нации, сплачивая ряды и ведя народ страны по пути социализма с китайской спецификой. Новому руководству необходимо стремиться к дальнейшему раскрепощению сознания, продолжению реформ и открытости, непрерывному освобождению и развитию производительных сил; следует прилагать усилия для разрешения социальных проблем; идти по пути всеобщей зажиточности, сплачиваясь и ведя за собой народ страны. Вся партия должна следить за работой центрального аппарата и осуществлять строгое внутрипартийное управление, серьезным образом разрешать накопившиеся проблемы, всемерно усиливать работу по исправлению партийного стиля, поддерживать тесные связи с массами, гарантировать, что партия всегда будет руководящим ядром в деле социализма с китайской спецификой.
Остается пожелать китайским коммунистам успехов в достижении поставленной цели. При принятой ими кадровой политике она им вполне по плечу.
 
Александр ФРОЛОВ