толкование на ШЕСТОДНЕВ

На модерации Отложенный

Книга Бытия, 1 (толкование)

1.1.В начале сотворил Бог небо и землю.

В начале Боги –Ellohim (множ.число) сотворил (из ничего) - bara (ед.число)   небо (ангельский мир) и землю (первоматерия). Бог как Творец – вне мира. Сотворение мира «из ничего» отрицает концепции дуализма и пантеизма. Дуализм это испытание злом. Пантеизм утверждает, Бог растворяется в материи.

1.2.Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носил­ся над водою.

Небо устроено это ангельский мир, а земля не устроена. Земля = тьма (материя) + вода. Дух Божий над землей, а земля над бездной. Бездна это движение от Бога. Дух Божий (ruahallohim) это Дух Святой.

1.3.И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Свет первого дня это невещественный свет, потому что Солнце создано в 4й день. Апостол Павел объясняет: «Бог сказал: Из тьмы [да] воссияет свет, который воссиял в сердцах наших» (см. 2 Кор. 4:6).

1.4.И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

Свет первого дня не отбрасывает тени и для него не нужно тьмы, т.е. обусловлен только своим источником. Свет и тьма первого дня не зависимы и отделимы друг от друга, ибо отделил Бог свет от тьмы. Благодатный свет первого дня нельзя мыслить по аналогии с физическим светом. Тьма это материя, это то, что будет физическим миром. Это хорошо для человека, потому что, как говорит Ап. Павел: «..ни..какая тварь не возможет нас отделить от любви Божией». Благодать безусловна. Она зависит только от своего источника.

1.5.И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Бог называет то, что не подлежит человеку ни его познанию, ни его власти. Бог отделил свет от тьмы, а потом назвал их так, что они стали не отделимы друг от друга, они имеют единый источник. Это Солнце. Солнца еще нет, поэтому день и ночь это символы того, что благодатный свет не отделим от материального мира. Благодать пребывает в мире пока стоит мир. Бог до конца присоединил к себе человека. «День один» -это не порядковое числительное. Все, что происходило в этот день существует вне времени. Самый сложный день.

1.6.   И сказал Бог: да будет твердь по­среди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

Твердь – «мембрана» между водами. Т.к. день и ночь по понятию не отделимы, то никакой «мембраны» между светом (ангельским миром) и тьмой (первоматерия) не полагалось. «Тьма» и «вода» это два символических имени для первичной материи. Вода аморфна во второй день. Отсчет дней начался со второго дня. В отношении ко второму дню он стал день первый. Тверь (аналог.- мембрана) по-еврейски «рокиа» это существительное слово от глагола «сбивать», т.е. нечто сплющенное, сбитое.

1.7.И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

Твердь это небо второго дня, т.к. небо первого дня это ангельский мир. Небо второго дня (твердь) отделяет одно живое от другого живого. Под твердью наш органический телесный физический материальный мир, а над твердью – там ангельские чины. Термин «твердь» (аналог. Мембрана) можно объяснить так, в древние времена купол шатра людям казался надежным укрытием. Вода под твердью – это будущий наш мир, в котором мы сейчас живем, который будет сформирован Богом. Язык Библии символический.

1.8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

В еврейском языке слово «небо» - «шамаим» это «там где вода», что по смыслу понятно- «оттуда дождик». Вода символизирует в потусторонней тверди ангельский мир. Жизнь во всем мире одна как вода. «Хвалите Его, небеса небес, и вода, что превыше небес» Пс. 148. Мы не можем приблизиться к тверди, двигаясь в пространстве. Если на броню танка давить пальцем, это не окажет на неё воздействие не больше, чем в размерности космоса полет человека со скоростью света во всю его жизнь. Твердь это не пространственная категория. Небо второго дня это духовный горизонт. Время нашей жизни приближает нас к тверди небесной. История человечества началась после грехопадения и наступит момент, на котором закончится существование тверди.небо скрылось, свившись как свиток" Откр.6:14. Общее у нас с ангелами небо, твердь небесная. Для человека небо это верх. Мы должны стремиться к небу, это направление нашей воли. Небо – это символ вечного различия между ангелами и людьми. Мы знаем, что ангельский разделен надвое. Для ангелов Божиих обитель над твердью. Небо для человека и ангелов является духовным ориентиром. Человек не просто свободен, человек обладает ангельской свободой. После грехопадения человек стал смертен. Второй день единственный из дней творения, о котором не сказано, что «это хорошо».

1.9. И сказал Бог: да соберет­ся вода, которая под небом, в одно место, и да явит­ся суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

Суша (от еврейского слова «раа» означает видеть, зреть) должна стать видимой, зримой. Водя впервые обрела свойствами текучести, по мнению св. Вас. Великого. Ранее вода была многозначным символом первоматерии для будущей воды и будущей суши, а вот теперь вода потекла. Собрание воды и суша это первые феномены, это то, что мы можем наблюдать при помощи чувств. Эти первые феномены стали родиной органической жизни. Когда вода собралась в собрания свои, водоемы, то суша явилась в неповторимых береговых линиях, а вода в системы вод. Эти первые феномены это мир ландшафтов, прибоев и ветров. Этот именно мир примет невообразимую для человека разнообразную жизнь. Экология вывела такой закон, устойчивость жизни зависит от разнообразия живых существ, т.е. все живые существа связаны между собой и имеют устойчивость. Бог создает избыточно богатый формами феноменальный мир. В каждом фрагменте явленное творение показывает неповторимость и щедрость Творца. Чем более многообразен мир, который примет в себя разнообразную жизнь, тем более устойчива будет жизнь.

1.10.И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

По гречески - «системы вод», а по русски – «объемы вод» или «водоемы». Бог называет системы вод и массивы суши, и кстати, это означает, что наша планетарная система не подвластна человеку. Человеку не дано небесное – Бог назвал твердь небом, человеку не даны ни суша и ни моря - Бог дал название земному. А человеку дана жизнь в своих границах.   Границы жизни нужно блюсти благоговейно с религиозным чувством.

1.11.И сказал Бог: да про­израстит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, при­носящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

Библия дает нам разделение растительного мира на две части Трава (эсэф) и дерево (эдс). Трава сеет семя, а древо плодит плод. Богом вложена в землю такова жизнь, что человеку беспокоиться не надо – жизнь сама себе воспроизводит в своих границах (по роду своему). Род по евр. «мин» - отдел, разновидность, отличие – это те границы, в которых возможна изменчивость биологического вида. Перехода из одного вида (мин) в другой вид (мин) не возможен, но внутри вида (мин) жизнь может меняться. Через землю проходит жизнь сама себя воспроизводящая. Поэтому в этом смысле, когда человек ест растения или плоды деревьев, он ест землю.

1.12.И про­извела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], при­носящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

Солнце будет в четвертый день, а растения произвела земля на третий. Как была крепка Богоданная жизнь, что она уже существовала до солнечного света! Солнца еще нет, а жизнь есть! Вот для нас смертных это первая проповедь Воскресения. Солнца не будет, а жизнь будет простая телесная органическая клеточная, ибо мы в теле восстанем.

1.13. И был вечер, и было утро: день третий.

Жизнь сотворена первичной по отношению к энергоносителям. И в словах Иисуса Христа “не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться” порицается служение мирским заботам. В день третий возникло первое ощутимое восприятие мира – земля, моря, растения с отчетливым смыслом для человека. Земля является нравственным спутником человека во все эпохи его бытия.

Итак, в день третий была сотворена первая растительная жизнь. Она существовала до солнца. В день третий зримой становимся суша-земля и вода в водоемах. По Слову Бога вода собиралась по своему естеству в собрания и явились ландшафты на всех высотах и моря на всех уровнях глубины, потекли мелкие ручьи и образовались горные вершины со льдом, определились климатические зоны.

1.14.И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освеще­ния земли и] для отделе­ния дня от ночи, и для знаме­ний, и времен, и дней, и годов;

Первое определение Рая – это растительное царство. Жизнь Бог нам дал до энергии физической – солнца. Вывод: жизнь до хлеба, как растения до солнца. Хлеб это символ энергии жизни человека. Хлеб человек должен добывать с таким усилием, что его лицо будет обращено к земле и будет в поту. Для западной идеологии на первом месте условия жизни – экономика, комфорт, медицина, права человека, страховка, мировой порядок, а не сама жизнь. Важнейший элемент нашей Православной веры (идеологии): Бог не в силе, а в правде. Мы содержим жизнь, а они на западе - условия жизни. Мы никогда экономику не поднимем, если не поймем себя. Нам с запада предлагают не товары и услуги, а потребности в них. Предлагают удобное, пестрое, увлекательное. Западную идеологию мы отвергаем с порога. «Ищите прежде Царства Божия и правды Его и это всё (что есть ,что пить, во что одеться) приложится вам …» Мтф.6:33-34.

Византия погибла не от турецкого завоевания, а от безумия своего. Это был отказ от своей собственной природы, утрата чистоты веры. Византийцы обменяли мифическую западную помощь на чистоту Православия. Ориентация на запад стала гибелью для Византии. Библия учит, что жизнь первичнее своих физических условий. Трудиться нужно, чтобы содержать жизнь, а не условия жизни.

1.15.и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

Четвертый день указывает на первый. Четвертый день это икона первого дня творения. В нем невидимые божественные сущности стали видимыми. Небо стало небом, земля теперь живая. Небо даровано Богом в укрепление веры, небо это наш педагог, наш учитель, если поднять лицо к небу, если наша воля обращена к небесному. Зримое небо это учебник для мыслителей, которые в сотворенном захотят постигнуть Создателя. Также на небе мы видим звезду, по-имени которой назван сатана «денница», «люцифер».

1.16.И создал Бог два светила великие: светило большее, для управле­ния днем, и светило меньшее, для управле­ния ночью, и звезды;

Светила Библия не называет по имени, потому что солнце и луна были именами языческих божеств. Светила сотворены до человека, для человека.

1.17. и по­ставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

Свет появился сверху, он теперь регулярно отделяется от тьмы, а тьма теперь просто темнота. День стал днем, а ночь стала ночью.

1.18.и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

В Книге Иова говорится: "...когда сбылись звезды, восхвалили Меня гласом великим все ангелы Мои.."

1.19.И был вечер, и было утро: день четвёртый.

Четвертый день это центральный из семи дней. Для древнего человека небо (шамаим) это вода над твердью, звезды – знаки ангельских сил, верных Богу и Его противников.

1.20.И сказал Бог: перевод с евр. – «да воскишит вода кишением души живой и летающее да полетит над землей по тверди небесной», перевод синод.- «да произведет вода пре­смыка­ю­щихся, душу живую; и птицы да по­летят над землею, по тверди небесной. [И стало так

Бог определил естество воды в отношении к первым животным, - «да воскишит ..кишением».

1.21.И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пре­смыка­ю­щихся, которых про­извела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

Вода дает обитель для первых одушевленных тварей. Вода ими воскишела. Душа по евр. «нефеш» - дыхание. В языческих верованиях народа Древнего Египта, откуда вывел свой народ Моисей, рыба была символом злосчастия и олицетворяла преступление, страх, домогательства, а птица – священна. Узнав, что на пятый день одновременно Бог сотворил рыб и птиц, символы рыбы и птицы стали добрыми для Моисея.

1.22.И благо­словил их Бог, говоря: плодитесь и раз­множайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да раз­множают­ся на земле.

Животные 5-го дня ползучие и птицы. Они двусоставные: имеют тело и душу. Душу творит Бог, в создании тела принимает участие вода. «Рыбы большие» стоят особняком. Вот этих животных, их душу и плоть сотворил Бог.

1.23.И был вечер, и было утро: день пятый.

Всякая душа животная творится Богом. Всякая душа благословенна. Ко всякой душе живой человек может иметь сострадание. Например, когда косишь траву, то жалеть траву не нужно, а жалеть рыбу, убивая её, вообще-то нужно.

1.24.И сказал Бог: да про­изведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

Души животных творит Сам Бог. Никакая стихия не будет изводить душу живую - ни вода ни земля. Бог сотворил 2 большие группы животных: три класса на 5-й день из воды и три класса на 6-й день из земли. Животные 5-го дня это пресмыкающиеся и птицы двух составные: душа от Бога, плоть из воды. Тела высших животных 6-го дня Бог сотворил с душою и телом из земли.

1.25.И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Животные 6-го дня: три класса животных – это скоты, ползучие и звери сотворены Богом с душою и телом из земли. После грехопадения высших животных будут приносить в жертву. Плоть близких человеку животных творит Сам Бог. Слава 6-го дня.

1.26.И сказал Бог: сотворим человека по обра­зу­ Нашему [и] по подобию Нашему, и да владыче­с­т­ву­ют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пре­смыка­ю­щимися по земле.

Слова «сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему» указывают на Предвечный совет (совещание), тоесть Совет Трех Лиц Троицы – Отца, Сына и Святого Духа до сотворения мира (а значит и времени, потому и предвечный – до появления веков). Это величайшая тайна в мире – Бог Един, но Троичен в Лицах. 1=3. На  иконе «Троица» Андрей Рублев художественно изобразил Предвечный совет Трех Лиц Троицы. 

1.27.И сотворил Бог человека по обра­зу­ Своему, «по обра­зу»­ Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Бог сотворил человека определенным образом похожим на Бога, это не физическое сходство. Человеку был дан ум, способный слышать и понимать для того, чтобы общаться с Богом; эмоции, способные отвечать Богу с любовью и преданностью; и воля, благодаря которой он может выбирать, слушаться ли ему Бога. Человек был наделен всем необходимым не только для того, чтобы выполнять Божий замысел на земле — управлять творением вместе со своим Творцом. Только человек имеет дух или осознание Бога, т.е. способность познавать Его и иметь духовную связь с Ним через молитву, хвалу и поклонение. С момента грехопадения (Бытие, глава 3), человек имеет врождённое моральное понимание добра и зла (совесть), которые он распознает своим духом. Бог, суть которого есть любовь,  сотворил  человека с социальной природой и необходимостью в любви. Адам и Ева наслаждались дружбой и общением с Богом, которые они имели, пожалуй, каждый день.  Выражение «по подобию» - уподобление Богу достигается человеком чрез доброделание, насколько это возможно" (Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. Кн. 2. - Гл. 12).

1.28.И благо­словил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и раз­множайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владыче­с­т­ву­йте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пре­смыка­ю­щимся по земле.

1.29.И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;

1.30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пре­смыка­ю­щемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

1.31.И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Книга Бытия, 2 (толкование)

2.1. Так совершены небо и земля и все во­ин­ство их.

2.2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и по­чил в день седьмый от всех дел Сво­их, которые делал.

2.3 И благо­словил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный по­чил от всех дел Сво­их, которые Бог творил и созидал.

2.4. Вот про­исхожде­ние неба и земли, при сотворе­нии их, в то время, когда Го­с­по­дь Бог создал землю и небо,

Библия возвращает нас по времени в 6-й день творения в то состояние мира, когда еще нет человека. О человеке рассказывается вторично. Дважды об одном. Это особый прием выразительности.

2.5. и всякий по­левой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую по­левую траву, которая еще не росла, ибо Го­с­по­дь Бог не по­сылал дождя на землю, и не было человека для воз­делывания земли,

Без человека на земле не было культурных растений и не было дождя.

2.6. но пар поднимал­ся с земли и орошал все лице земли.

Источник исходил из земли и напоял всё лицо земли. Источник, возможно, это река, которая исходила из Эдема, чтобы напоять Рай. Пар, по еврейски «эд».

2.7. И создал Го­с­по­дь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Человек, по-еврейски адам, перевод «почва» - адама (красная глина). И вот почва «адама» ждет человека Адама. Тело человека будет взято из этой почвы. Человек почвенный. Тело человека родное земле. Бог слепил (вылепил) человека – прах от земли. Создание человеческой плоти передается еврейским глаголом «яцар» это труд горшечника. Гончар – «ха йоцар». Используется греческий глагол «плассо» - лепить или «пластика». Человек прах, а бессмертен. Человек рождается, чтобы не умирать. В фразе «Бог вдунул в лицо дыхание жизни» используется глагол «вдунул» дословно, означает «поцеловал» или аналог искусственное дыхание. Существительное «жизнь» на еврейском языке «хаим»- множ.числа. Из живоносной земли человеку силы роста и размножения (как у растений и животных), даны движения и ощущения (как у животных). Человек трех составной: тело (физическая плоть), душа как у животных (чувственная часть или горизонтальный разум) и дух (поцелуй Бога) только у человека, это вертикальный разум, который устанавливает связь человека с Богом.

2.8. И насадил Го­с­по­дь Бог рай в Едеме на востоке, и по­местил там человека, которого создал.

Рай это растительное царство, ведь растения были сотворены на 3й день творения. Не земля израстила растения. Сказано в Библии: «И насадил Господь Бог рай». Райские растения – не по естеству земли. Рай это часть некой страны «эден». «Эден», по еврейски, означает – наслаждение. Рай находился в стране наслаждения. Слово «рай» по еврейски «Ганн» в переводе– как место ограждения. Таким образом, внутри страны Эден (наслаждение) было огороженное место Ганн (рай-огород). «Ганн бе Эден» можно перевести – «сад-огород в стране наслаждения. Еврейское слово Ганн (рай) происходит от глагола Ганан – охранять, защищать. Греческое слово «парада исос» (рай) означает вроде «парк для увеселения и охоты». При переводе с греческого «сад-огород в стране наслаждения» на славянский язык переводчики, чтобы избежать сказочно-фольклерных мотивов, изменили некоторую точность перевода «рай во Эдеме» и получилось «рай»- это образ Церкви (внутренняя часть страны Эден) в двойном кольце ограждений. Внутренняя ограда это ограда церкви– это сад и плоды евхаристии, а внешняя ограда – это границы страны Эден. Таким образом, «ган бе эден» на славянском языке – это образ Церкви, которая имеет внутреннее ограждение Ганн и внешние границы Эден.