ГОРБАЧЕВ ВНОВЬ СОВРАЛ И НЕ ИЗВИНИЛСЯ ЗА АЛМА-АТУ, БАКУ, ТБИЛИСИ, ФЕРГАНУ…

Аудитория отреагировала мгновенно: «Нет, не задеть вас хочется, а посадить»

К этому политику-неудачнику на просторах бывшего СССР до сих пор не столько неоднозначное, сколько презрительное отношение. Даже либеральные СМИ как в России, так и в других республиках бывшего Союза, стараются либо вообще о нем не писать, либо упоминать исключительно в негативном ракурсе. И неудивительно: за последним Генеральным секретарем ЦК КПСС, первым и последним президентом СССР Михаилом Сергеевичем Горбачевым тянется длинный шлейф людского горя, смерти, слез, бед, проклятий. Но, кажется, Михаилу Горбачеву все нипочем. Он продолжает руководить фондом, носящим его имя, без устали разъезжать по всему миру и получать за рубежом государственные и общественные награды, дипломы, почетные грамоты и знаки отличия, а также публиковать свои мемуары. Однако последняя презентация, посвященная выходу очередной порции мемуаров Горбачева «Наедине с собой», видео с которой доступно на многих российских сайтах, завершилась настоящим позором для автора «перестройки». Неуемное стремление Михаила Сергеевича обеспечить за счет публикации многочисленных мемуаров и без того уже безбедное будущее своих потомков, вышло ему боком. 

13 ноября 2012 в книжном магазине «Москва», что на Воздвиженке в Москве, состоялась презентация мемуаров Михаила Горбачёва под названием «Наедине с собой». Неприятный сюрприз поджидал экс-генсека уже непосредственно перед началом презентации книги. Один из членов Профсоюза граждан России встал в одиночный пикет у входа в магазин с плакатом, призывающим виновника разрушения Советского Союза покаяться в содеянном. И хотя организаторы презентации сделали все, чтобы на нее попали лишь специально отобранные люди, тем не менее, Горбачеву не удалось избежать критики в свой адрес, а также неудобных вопросов и оценок его деятельности.

Постаревший и заметно обрюзгший Михаил Сергеевич пытался провести презентацию в свойственной ему еще со времен президентства манере – говорить много, ни о чем, не отвечать на неудобные для себя вопросы, но с удовлетворением выслушивать похвалы в свой адрес. С похвалами, кстати, все вышло как надо. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и бывший член Политбюро ЦК КПСС, член Президентского совета, верный соратник Горбачева, а ныне сотрудник Горбачев-Фонда Вадим Андреевич Медведев не скупились на похвалы в адрес Михаила Сергеевича. Правда, довольно неожиданно прозвучала положительная оценка деятельности Горбачева из уст одного из талантливейших журналистов современности Генриха Боровика, но это, скорее, дань памяти – в конце 80-х годов Генрих Авиэзерович в качестве эксперта участвовал во многих зарубежных поездках Горбачева. 

Примечательно, что сам Горбачев назвал страну, которой он руководил свыше 6 лет, и которую так успешно развалил, «империей». Тогда один из участников презентации – член Профсоюза граждан России - обратился к нему с вопросом о том, что не имеет ли смысл оценить его деятельность на посту главы СССР не с человеческой точки зрения, а с правовой, как это в свое время – 4 ноября 1991 года - пытался сделать ныне покойный начальник Управления Прокуратуры СССР по надзору за исполнением законов о государственной безопасности Виктор Иванович Илюхин? Однако Горбачев, в свойственной ему манере, грубо перебил задававшего ему вопрос.

Обращаясь к нему на «ты» (в мемуарах многих бывших членов Политбюро и ЦК КПСС отмечалась особенность Горбачева тыкать не только своим сотрудникам и коллегам, но и малознакомым людям), Горбачев поинтересовался, не является ли тот другом покойного Илюхина. Несмотря на отрицательный ответ, экс-генсек не стал отвечать на заданный ему вопрос. 

«Несмотря на то, что мы проморгали многое, реформы все же были необходимы. Во всем мире мне задают вопрос: если бы я мог вернуться назад, начал бы я снова перестройку? Отвечаю, в стратегическом плане, в плане достижения целей, я бы сделал то же самое. Но от многих ошибок и просчетов надо было бы освободиться», - сказал Горбачев.

Далее последовал вопрос: «Нравится ли Горбачеву сегодняшняя, путинская Россия?». И здесь он не смог четко и внятно ответить на заданный ему вопрос. Вместо этого Горбачев начал говорить о том, что регулярно пишет статьи в СМИ о положении в современной России, за что «Владимир Путин даже предложил укоротить Горбачеву язык». 

Апофеозом лжи и цинизма со стороны Горбачева стала его фраза о том, что он никогда не стремился стать Генеральным секретарем ЦК КПСС. Хотя хорошо известно, что Горбачев уже в последние месяцы жизни Ю.В. Андропова стал примериваться к креслу генсека. И лишь благодаря усилиям «брежневского клана», после смерти Андропова партаппарату удалось отодвинуть Горбачева и протащить в кресло генсека уже тяжело больного на тот момент К. У. Черненко. Правда, немощный генсек назначил Горбачева вести заседания Секретариата ЦК КПСС, а в свое отсутствие – и заседания Политбюро. Фактически, это означало, что Горбачев становился вторым человеком в партии, и прямым кандидатом на пост генсека после смерти Черненко. Знал и понимал это и сам Горбачев, и если он не горел желанием стать генсеком, то почему же на мартовском Пленуме не снял свою кандидатуру в пользу более достойных членов тогдашнего Политбюро – Громыко, Щербицкого и Алиева? 

В конце презентации самообладание окончательно покинуло Горбачева и на реплику из зала о том, почему бы ему не возглавить перестройку в США, Михаил Сергеевич зло воскликнул: «Ох, как кому-то хочется задеть меня. Задеть меня вам хочется?». Зал отреагировал мгновенно: «Нет, не задеть вас хочется, а посадить». 

Признаюсь честно: просматривая этот видеосюжет с презентации, приятно был удивлен тем, что пришедшие на нее противники Горбачева - это не озлобленная толпа, сыплющая оскорблениями, а трезво рассуждающие люди с хорошим чувством юмора. А вот Горбачев, признаюсь, ничуть не удивил. Он как раз был в своем амплуа. К сожалению, преклонный возраст не прибавил Михаилу Сергеевичу ума, не облагоразумил его. Горбачев даже не желает брать пример со своего самого ярого врага, ныне покойного Бориса Ельцина. Уходя с поста президента России, Ельцину хватило ума извиниться перед россиянами за все, что он сделал. У Горбачева же так и не хватило ни ума, ни совести попросить прощения за развал страны, за Алма-Ату, Карабах, Сумгайыт, Тбилиси, Баку, Фергану, Вильнюс. На этом свете кровавому Горби удалось уйти от справедливого возмездия. Но удастся ли уйти от кары Небесной?