Офицерская честь. Гибель БКР Леон Гамбетта.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d9/Kreuzer_L%C3%A9on_Gambetta.jpg

БКР Леон Гамбетта в 1913 году.

Стандартный французский БКР. Характерная для французов архитектура корабля-разнесённые трубы, орудийные башни на высоких барбетах, сугубо французские калибры-АГК-194 мм, вспомогательный калибр-164 мм!  В этом плане французы большие затейники. Ничего стандартного. В общем-ничего особо примечательного.

ТТХ корабля-водоизмещение-13 тыс тонн, максм. скорость-22.5 узла. Паровые машины тройного расширения. Спущен на воду в 1905 году. Серия состояла 3 БКР-Леон Гамбета, Жюль Фери, Виктор Гюго.

К началу ПМВ корабли считались устаревшими и несли службу на второстепенных участках войны. Корабли тех годов постройки не имели противоторпедных булей. Их придумали уже во время ПМВ.

Примечателен этот корабль не этим.

В ночь с 26 на 27 апреля 1915 года крейсер "Леон Гамбетта" нес дозор в 15 милях к югу от мыса Санта-Мария-ди-Лиука (так называемый итальянский каблук). Присутствие его в, казалось бы, столь неподходящем районе не было случайным. Италия готовилась выступить на стороне Франции против Германии и Австро-Венгрии. Опасаясь, что австрийский флот может нанести внезапный удар по кораблям будущей союзницы, французское командование решило установить блокаду Адриатики, чтобы не выпустить австрийцев на просторы Средиземного моря.

Ночь выдалась ясная, тихая, штилевая. "Леон Гамбетта" бесшумно с небольшой скоростью скользил по черной водной глади. Вдруг два мощных взрыва вспороли левый борт крейсера, образовав две огромные пробоины: одну близ отделения динамо-машин, другую около задней кочегарки. (торпедные попадания). Во внутренних помещениях корабля погас свет, страшно заревел пар, травящийся из лопнувших паропроводов, мачты и антенны рухнули на палубу. "Леон Гамбетта" быстро накренился на левый борт. На воду удалось спустить одну-единственную шлюпку. В этот момент с мостика прозвучал усиленный рупором спокойный голос контр-адмирала Сене:

— Не спешите! — крикнул он матросам. — Шлюпка ваша! Мы остаемся здесь!

Среди спасшихся с корабля 137 человек не оказалось ни одного офицера. 683 человека погибли, в том числе все офицеры во главе с контр-адмиралом Виктором Сене.


2 других БКР этой серии благополучно пережили ПМВ и закончили свою жизнь на стапелях разборки.

Такой вот пример понимания офицерской чести и долга.