СООБЩЕСТВО РУСАНЕВИЧЕЙ

На модерации Отложенный

Сообщество  Русаневичей

 

1. История возникновения фамилии Русаневич.

1.1. Этимология и исторические сведения о фамилии Русаневич.

1.2. Первый исторический документ, упоминающий

       фамилию Русаневич.

1.3. Исторический экскурс в эпоху нашего патриарха

       Степана Русаневича.

1.4. Возможное развитие событий до и после 1797 года.

2. Ветви рода Русаневичей в ХYIII – XX веках.

2.1.     Духовенство – священники.

2.1.1.  Выпускники Духовной семинарии.

2.1.2.  Одесса. Духовенство и должностные лица.

2.1.3.  Священники известные и неизвестные.

2.1.4.  Первые дни революции в Крыму.                                                                       

2.1.5.  Красный террор. Севастополь.

2.1.6.  Красный террор. Феодосия.

2.1.7.  Под надзором НКВД.

2.2.  Духовенство – дьяконы.

2.2.1.  Диакон Симеон Русаневич Елисаветград. 

2.2.2.  Диакон ИаковСимеонович Русаневич – сындьякона.

2.2.3.  Алексей Яковлевич Русаневич – сын и внук дьяконов.

2.2.4.  ДиаконИлларион Русаневич – Екатеринослав.

2.3.  Духовенство – в изгнании.

2.3.1.  Африка. Последняя стоянка.

     2.4.  Разночинцы.

2.4.1. «Україно, ось, де твої сини».  

2.4.2. Полицейский Ф.Е. Русаневич.

2.4.3. Олег Александрович Русаневич из Мелитополя.

2.4.4.  Яков Русаневич – Екатеринослав рядом.

2.4.5.  На севере дальнем. Пожарная команда Русаневича.

2.5.  Сталинские списки.

2.6.  Далеко в Ереване.

 2.6.1. Главный конструктор ЕрНИИММ.

 2.6.2. Кинооператор «Гжук».

2.8. Близко. Город Красноармейск в Донецкой области.     

2.9. Еще ближе. Луганская область.               

3. Группы родословных связей  рода Русаневичей.

3.1. Родословная группа Степана Русаневича, патриарха рода.

3.2. Родословная группа Симеона Русаневича, основателя

       Луганской линии нашего рода.                                

3.3. Родословная группа Якова Русаневича со станции Чаплинка.

3.4. Нас много. Мы везде. Русаневичи всех стран – объединяйтесь!

 

Список использованной литературы

 

 

Глава 1.

История возникновения фамилии Русаневич.

 

1.1. Этимология и исторические сведения о фамилии Русаневич.

(Этимология  - раздел языкознания, изучающий происхождение слов)

 

Фамилию не зря называют знаменем рода. Трудно найти человека, который никогда не интересовался значением своей фамилии. История происхождения фамилии может создать портрет родоначальника, поведать о том, на какой земле он жил, кем или каким он был, какие обычаи соблюдали его сородичи, и удивить современных носителей наследственного имени тем, как язык сохраняет о человеке такие сведения, которые не запечатлели бы никакие документы.

Фамилия Русаневич не является исключением из этого правила. Эта фамилия славянская, и она имеет глубокие славянские корни. Однако, ни одна из известных в современном языкознании работ по ономастике (раздел лексикологии, изучающий собственные имена) и семантике (раздел языкознания, изучающий значение слов) не дают нам прямого ответа о каноническом значении этого слова, но создают все условия для качественного семантического анализа.

Все знаменитые лингвистические словари единодушны в трактовке значения корня фамилии: – Рус – это сказочное чудовище Днепровских порогов; – Русины – это этническое название украинцев западно-украинских земель – Галиции, Буковины и Закарпатской Украины. [ 1 ]

Русаком, русаном называли человека с русыми, светло-коричневыми волосами. Отсюда произошла фамилия – Русанов, она является отчеством от нецерковного мужского имени Русан, нередкого в прошлые времена. Существует и женский вариант этого имени, который зафиксирован в Болгарии – Русана.

В истории Руси есть ранние примеры этого имени и отчества. Корень-фамилия Русан исторически впервые зафиксирован в 1288 году как имя русского князя Русана Плаксина, приглашенного горожанами на княжение в Новгороде Северском в самые тяжелые времена на Руси, когда Киевская Русь была разгромлена татаро-монголами, а северные земли – Московские, Новгородские, Владимирские были захвачены и обложены данью за право жить дальше. Возможно эти события повлияли на полученное князем Русаном прозвище – Плаксин. [ 2 ]

В исторических документах также находятся упоминания: – крестьянин Олиско Русанов (1495г.); – судья Кипреян Русанов (1607г.). [ 3 ]

В ”Ономастике” С.Б.Веселовского встречаем: – Русак Федорович Головцын, конец XYI века, Кострома; – Русанов Семен Васильевич, 1596 г., Одоев. [ 4 ]

Фамилия распространена широко, хотя и нечаста.

Таким образом, убедившись в славянском происхождения корня фамилии, вернемся к самой фамилии Русаневич. Суффикс – евич означает – ”сын такого-то”. Такой суффикс встречается не только в польских, но и в русских и украинских фамилиях, а также в фамилиях других славянских народов. Конечно, в разных языках он пишется по-разному, но имеет одно и то же значение – ”сын такого-то”. Отсюда делаем очевидный вывод – фамилия Русаневич означает: ”сын Русана”. [ 5 ]

Современные методы компьютерного фоносемантического анализа имени Русан позволяют получить следующие ярко выраженные фоносемантические  характеристики этого слова (из 25 возможных проанализированных признаков): мужественный, храбрый, большой, страшный, величественный, злой, громкий, грубый, темный, холодный, сильный,  активный,  могучий.

Именно такое подсознательное влияние это слово оказывает на человека. При его восприятии у большинства людей формируется именно такое подсознательное мнение.

И еще несколько упоминаний в истории корня нашей фамилии – Русан.

          Пахомий Русан (по прозванию Ракендит, т. е. Рубищеносец) — афонский монах; жил в первой половине XVI в. Написал догматические рассуждения "О бытии Бога", "О домостроительстве воплощения", "Беседу о божественной важности и пользе книг Святого Писания". Собирал сочинения греческих писателей против латинян и распространял их с присоединением своих примечаний. Сочинение Пахомия "Против неуважающих святыни" служит опровержением протестантских мыслей, хотя при написании его Пахомий едва ли имел их в виду. В "Беседе о важности и пользе книг Святого Писания" Пахомий убеждает своих современников изучать евангелие на том языке, на котором оно написано, и вообще доказывает возможность изучения Святого Писания, несмотря на бедственные времена; при этом он опровергает возражения невежественных людей против просвещения вообще.  [ 7 ]  

Русановка — историческая местность и жилой массив в Киеве. Урочище Русановка на левом берегу Днепра напротив Киева известно с давних времен как владение киевских монастырей. Возможно, оно получило свое название по фамилии Саввы Русановича, который в XVI столетии владел соседними землями. Позже стало известно село Русанов, Русановское озеро, залив и рукав Днепра. В 1906 году для колеи мотто трамвая к Броварам через Русановский залив был построен двух пролётный стальной мост, взорванный в 1941 году.                             

Русановка стала одним из первых в мире массивом построенным полностью на намывных грунтах, которые были намыты на 3—5 метров до незатапливаемых отметок. От левого берега остров был отделён искусственным проточным обводным каналом длиной 2 тысячи 700 метров, глубиной 3—4 метра и 40 метров шириной. В южной части канала были установлены 15 фонтанов с подсвечиванием. Через канал были возведены три автомобильных и два пешеходных моста.

В течение следующих тринадцати лет искусственный песчаный остров был застроен девяти- и шестнадцатиэтажными многосекционными жилыми домами общей площадью 600 тысяч квадратных метров. [ 8 ]

Согласитесь, что и фамилия Русанович и Киевская Русановка, названная так в честь некоего Саввы Русановича, звучит как-то обнадеживающе.

 

 

1.2.  Первый исторический документ, упоминающий фамилию Русаневич.

 

Какое счастье, что до сих пор существуют исторические архивы. Ну хоть частично еще остались, и даже еще очень много их осталось на нашу радость. А ведь сколько их было уничтожено. Вначале они пропадали на стадии действующих местных документов – от ненадлежащего хранения, злого умысла или нередких в те давние времена пожаров и наводнений. Но еще были войны, революции и снова войны. В великой ненависти одни люди уничтожали других,   вместе с их историей, книгами, документами и всем окружающим миром.

Оставшиеся архивы сами себя никак не проявляют. Их десятилетиями изучают специалисты по узконаправленным проблемам. Когда, где, о чем и насколько значительным будет следующий обнаруженный архивный документ – неизвестно. Поэтому большой удачей для меня было переиздание книги Феодосия Макаревского “Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии” от 1880 года. В этой книге были воспроизведены  на языке оригинала много исторических документов из прошедших столетий.   [ 9 ]

Один из таких, приведенных в тексте книги раритетов, описывает, хотя и без  излишних  подробностей,  конкретного  человека   –  Степана  Русаневича,

жившего во второй половине XYIII века на месте современного города Днепропетровска в селении Половице. При учреждении и образовании на месте слободы Половицы губернского города Екатеринослава (современный Днепропетровск), поселян этой слободы расселили по околичным селениям. Часть селян вместе со Степаном Русаневичем были определены в деревню Сухачевку (зимовник – хутор старого казака-запорожца Сохача), что в девяти верстах от Половицы. (См. Приложение 1)

Для повышения статуса своего нового места жительства новые поселяне «имея ревность и попечение к церкви Божией, по благоволению вашего высокопреосвященства выстроили собственным же нашим капиталом другую новую (церковь) во именование Иоанна Богослова, и иконостас маленький поставлен, но резного иконостаса по пропорции церкви не имеем». Так писали о себе селяне в письме, с которым староста Степан Русаневич обратился к митрополиту. [9, стр.250 ]

Ему, Степану, в этот конкретный исторический момент, было от 40 до 60 лет от роду и состоял он в своем селе на выборной должности старосты. Это значит, что умом он был не обижен, здоровьем не обделен, непременно был трудолюбивым и рачительным хозяином на своем подворье, грамоте был обучен, легко разбирался в делах сельской громады и, пользуясь уважением поселян, мог управлять делами этой громады ко всеобщему удовольствию.

Возраст Степана Русаневича выходит напрямую из текста письма: «Жительство имели мы, до устроения города Екатеринослава, в казенном селении Половице лет с сорок…». Вся остальная характеристика Степана исходит из того, что только человеку с перечисленными положительными качествами, сельская громада может доверить  решение собственных проблем.

В день 17 января 1797 года, которым датируется письмо, староста Степан Русаневич, по поручению односельчан, обратился с прошением к преосвященному Гавриилу, митрополиту Екатеринославскому. Не вызывает сомнения важность обсуждаемых в письме вопросов – обустроить резным иконостасом сельскую церковь, поставленную “собственным коштом”, да получить лес от старого молитвенного дома для строительства колокольни.

     Переиздание в Днепропетровске в 2000 году и последующая публикация в интернете этой книги Феодосия Макаревского помогло мне обнаружить сокрытое в далеких архивах нашей истории необычное и интересное  для нас, сегодняшних Русаневичей, письмо сельского старосты Степана Русаневича к митрополиту Екатеринославскому.

Привожу, с сокращением, текст письма жителей селения Сухачевка, на языке оригинала с указанием его авторов, согласно Феодосию Макаревскому «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» стр. 250.

       «17 генваря 1797 года, слободы Сухачевки казенные поселяне – староста Степан Русаневичъ, ктитор Петръ Джимъ, ключник Максимъ Рыбалка и др., въ прошении писали преосвященному Гавриилу: «Жительство имели мы, до устроения города Екатеринослава, въ казенномъ селении Половице летъ съ сорок, и не имевши у себя церкви, съ общаго нашего согласия, по благословению бывшаго въ Екатеринославской епархии преосвященнаго» Никифора, выстроили собственным коштомъ и трудами молитвенный домъ и резной иконостас, не малой намъ суммы стоющие, но при устроении въ семъ селении Половице города Екатеринослава и за переселениемъ насъ въ казенное селение Сухачевку, тотъ наш молитвенный домъ и иконостас  остался въ Екатеринославе, который резолюциею вашего высокопреосвященства последовавшею по прошению Екатеринославскаго духовнаго Правления, велено разобрать, и изъ онаго леса сложить в удобном месте, а то место, где былъ престолъ, оградить, но и поныне оной состоит не разобранный, а иконостасъ съ онаго выбранъ и поставленъ в перевезенной из города Новомосковска и поставленной въ семъ же городе Екатеринославе казанской Богоматери церкви, какъ же мы, по переселении, жительствуя въ Сухачевке, имея ревность и попечение къ церкви Божией, по благословению вашего высокопреосвященства выстроили собственнымъ же нашимъ капиталомъ другую новую во именование Иоанна Богослова, и иконостасъ маленький поставлен, но резного иконостаса по пропорции церкви, не имеемъ, ныне же имеемъ намерение выстроить и колокольню…

    … нижайше просимъ:  … иконостас забрать, и лесъ на постройку колокольни употребить… о чемъ не оставить нас нижайшихъ вашимъ архипастырским повелениемъ» . После долговременной переписки иконостасъ, дерево старого молитвеннаго дома, чаши и ризы переданы въ Сухачевскую церковь»

 

Это письменное прошение, дошедшее до нас из далеких времен, его автор, действующий от имени сельской громады, и полученные из всего этого выводы, наполняют нас, потомков Степана Русаневича, чувством удовлетворенности в познании своих фамильных корней. Ведь получается, что еще более 200 лет тому назад наши предки уже были людьми не робкого десятка, и эстафету мы приняли от них – умных, удачливых, уважаемых, крепко стоящих ногами на земле. Отсюда и вывод делаем – что еще и поэтому у нас есть все предпосылки продолжить и преумножить полученное наследие.

В следующих главах я обосную свою уверенность в нашем родстве. *Примечание:

1. Селение Половица – центр будущего города Екатеринослава. Жителей Половицы, при строительстве города, в 1786 году переселили в ближайшие селения в т.ч. Сухачевку, выше по течению Днепра.

 2. Селение  Сухачевка  –  в  настоящее  время  входит  в  состав города  Днепропетровска. 


 

1.3. Исторический экскурс в эпоху Степана Русаневича.

 

Вспомним о том, что же предшествовало этой эпохе – времени, когда Российская Империя окончательно подчинила Малороссию и заселила земли Вольницы казацкой гусарскими и пикинерскими полками.

Проведем краткий историко-географический экскурс в события тех далеких лет на берегах Днепра.

 

Уничтожение Запорожской Сечи. Год 1775.

Всего 22 года отделяют эту трагедию от того прошения, которое Степан Русаневич направил митрополиту Гавриилу. В памяти людей еще не стерлись те кровавые события на острове Хортица – оплоте Сечи Запорожской, который отстоял от селения Половицы всего-то 60 верст вниз по Днепру. Знали об этом обо всем поселяне, что-то видели сами, о чем-то слышали рассказы, кто-то из них был участником этих событий. Не дай Вам Бог жить во время перемен.

Прочтем от первых лиц то, как описывают это время властители Империи:

          - «Запорожцы столько причинили обид и разорения жителям Новороссийской губернии, что превосходит всякое терпение. Смирить их, конечно, должно, и я непременно то сделаю» пишет императрица Екатерина ІІ 22 марта 1775 года, поручая П.Румянцеву подготовить войсковые мероприятия против Запорожской сечи.

         -  Манифест императрицы Екатерины ІІ от 5 августа 1775 года «Об уничтожении Запорожской сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»:

        Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время  и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве…».

- Из рапорта от 9 сентября 1775 года генерала П.А.Текелия генерал-губернатору Новороссийской и Азовской губерний графу Г.А.Потемкину «…чтобы вывесть таковы зловредные их вымыслы и присечь сумнения не только штрафом но и удалением от сообщества, определил я учинить следующее: 1-е -свойственников атамана Калнышевского : прогнать шпицрутен через 1000 человек ; а сверх того всех их удалить на новою линию в крепостные работы на два года, дабы они с другими запорожцами сообщения не имели…».

- 21 апреля 1776 года граф Потемкин пишет императрице Екатерине ІІ: «Вашему Императорскому Величеству известны все дерзновенные поступки бывшего сечи Запорожской кошевого Петра Калнышевского и его сообщников судьи П. Головатого и писаря И. Глобы, коих вероломное буйство столь велико, что не дерзаю уже я, Всемилостивейшая Государыня исчислением онаго трогать нежное  и человеколюбивое Ваше сердце, а при том не нахожу ни малой надобности приступать к каким-либо исследованиям, имея явственным доводом оригинальные к старшинам ордера, являющие великость преступления их пред освященным Вашего Императорского Величества престолом, которые по всем гражданским и политическим законам заслужили смертную казнь». [ 10 ]

 

 

 

Причины уничтожения Запорожской Сечи.


         - Захват Российским правительством, при согласии запорожской старшины, исконных запорожских земель, и сопротивление запорожцев этому захвату.

         - Оказание запорожцами помощи гайдамацкому движению на Западной Украине – из Сечи выходили гайдамацкие отряды на польскую Украину.

-  Успешная война России с Турцией и заключение Кучук-Кайнарджий-ского договора, усиление позиций России в Причерноморье, утрата Сечи своего значения как войска в борьбе с Турцией.

-  Экономическое развитие Сечи вызывало опасение у Екатерины ІІ, т.к. усиление экономической независимости могло привести к созданию автономии Сечи на территории Российской империи.

- Невозможность дальнейшего существования Сечи с выборным правительством в условиях централизованного устройства Российской империи.

 

Последствия разрушения Запорожской Сечи.

 

-  Захватив Запорожские земли, Екатерина ІІ раздарила их своим родным, вельможам, фаворитам и приближенным.

-  Часть запорожских казаков превратилась в российских крепостных.

- Часть запорожских казаков ушла за  границу, и основала  Задунайскую  Сечь на территории враждебного государства – Османской империи.

          - Часть запорожских казаков перешла на государственную службу под командование Российских правительственных войск в уже существующие и во вновь создаваемые пикинерские полки – Днепровский, Елисаветградский, Луганский, Екатеринославский, Полтавский и Херсонский.

          - Преобладающее большинство запорожских казаков расселилось на территории бывшей Вольницы  по зимовникам (хуторам), отдаленным от административной власти, где сберегались традиции запорожской жизни. Эти поселения (зимовники) рассматривались государством, как средоточие потенциальной опасности.

          -  Для контроля над казацкими поселениями-зимовниками проводилось насильственное их переселение в государственные поселки – слободы, дабы там бывшие казаки были под присмотром для удобного ими управления.

- Кошевой атаман Петр Калнышевский посажен в каземат Соловецкого монастыря, где просидел 25 лет. Первый политический заключенный.

- Навсегда осталась причина для противостояния и недоверия южных славян Украинцев к России.

 

Слобода Половица.

 

         Эта местность издавна для запорожского казачества была священною. На излучине, опоясанная с трех сторон Днепром, величественная местность Половицы на возвышенной горе напоминала запорожцам священный Киев, восхищала и умиляла их души.

После разгрома Сечи Запорожской много казаков ушло из Чертомлыка в Половицу, далекую от казацких дорог, а потому уютную и спокойную. В 1779 году в государственной слободе Половице насчитывалось 125 дворов.

Князь Г.А.Потемкин нашел это место пригодным для обустройства в 1787 году уездного города Екатеринослава и для постройки своего княжеского дворца. [ 9, стр.148 ]

 

Слобода Сухачевка.

 

Расположена слобода у самого Днепра, на правом берегу, на возвышенной равнине, в 9 верстах от слободы Половицы выше по течению.

Местность нынешней слободы Сухачевки занял в 1770 году престарелый казак-запорожец Сохач. Он обосновал здесь обширный зимовник, с землянками и мазанками, пригласил из-под Сорок и Кобеляк своих родных и знакомых. После разгрома последней Сечи запорожской к зимовнику Сохача явилось множество новых пришельцев.Д.И. Яворницкий (исследователь истории запорожского казачества, этнограф, писатель,) приводит такие слова: "Тут жив запорожець-чумак, Іван Сохач; багатенький був: возів по шість, по вісім у дорогу споряжав".

В 1792 году Сухачевка получила название казенной слободы. В 1793 году слобожане хлопочут о построении храма в честь святого Иоанна Богослова и открытии у себя самостоятельного прихода. 1795 год – ново построенный храм был торжественно освящен. По сведениям за 1794 год в Сухачевке имеется: дворов – 91, мужчин – 307, а женщин – 276  душ. [ 9, стр.246 ]

В конце 20-х годов ХХ столетия храм в Сухачевке был разрушен, настоятель иерей Григорий зверски убит, а прихожане расстреляны на руинах храма.     

Построенные на месте храма, школа и клуб в 1999 году были переданы православной общине, переоборудованы под храм и в нем возобновлены богослужения. Рядом с храмом в 2000 году построена новая большая школа №103. Население Сухачевки превышает три тысячи человек. [ 11 ]

В настоящее время поселок Сухачевка является частью города Днепропетровска и административно подчинен Ленинскому району города. [ 9, стр.1060 ]


Проведем анализ уже известных нам фактов с использованием обратного отсчет времени:

1. Современный Днепропетровск – это  наследник города Екатеринослава.

2. Екатеринослав в свою очередь наследовал земли для своей центральной части от селения Половица.

3. В селе Половица в те давние времена жил  предтеча нашего с вами семейного клана – Степан Русаневич.

4. Он же – Степан Русаневич, в период 1786-187гг  переселился из Полови-цы в соседнюю слободу Сухачевку, так же поступили и другие жители. 

5.  Там в Сухачевке Степан Русаневич состоял на выборной должности старосты села. Это означает, что его уважали не только бывшие жители селения Половица, знавшие его с давних пор, но и местные коренные жители слободы Сухачевки тоже ему доверяли.

6.  В 1797 году Степан , как староста села, обращается с письмом к митрополиту Гавриилу за помощью в обустройстве сельской церкви большим иконостасом.

7.  В 1880 году текст письма Степана, патриарха нашей фамилии, воспроизводится в книге церковного историка.

 

Жизненный опыт подсказывает нам, что ничто не берется ниоткуда и не исчезает никуда. Вот и Степан Русаневич тоже был всего лишь звеном в цепи наших предков, протянувшейся из прошлого в будущее.

Вероятно, его предки были запорожскими казаками, которым досталась нелегкая доля запутаться в политических амбициях гетмана Мазепы, неоправданной самоуверенности короля Карла ХІІ и остервенелой удачливости царя Петра. Конец эпохи казацкой вольницы наступил 11 мая 1709 года, когда войска Петра І  разгромили Запорожскую Сечь. Вероломством и предательством крепость на острове Хортица была взята, сожжена и полностью разрушена.

Из доклада царю об уничтожении Сечи: «Живьем взято старшин и казаков с 300 человек, пушек, також и амуниции взято в оном городе многое число… А не помянутых живьем взятых воров знатнейших велел я удержать, а прочих по достойности казнить и над Сечею прежней указ исполнить, також и все их места разорить, дабы оное изменническое гнездо весьма выкоренить».

После разрушения Старой Сечи запорожцы попытались в 1710 году основать свою новую столицу при впадении реки Каменки в Днепр (в нынешней Херсонской области), но в следующем году по приказу Петра I она была также уничтожена гетманом Иваном Скоропадским (1646–1722) и генералом Иваном Бутурлиным (1661–1738). Оставшиеся в живых казаки на «чайках» переправились во владения крымского хана и основали на левом берегу Днепра, в урочище Алешки близ современного Херсона, так называемую Алешковскую Сечь (1711–1734).
          Но на новом месте казаки чувствовали себя не особенно уютно. Близкое соседство с ногайцами и крымскими татарами заставляло все время быть настороже. В конце концов, было принято решение искать пути примирения с русским правительством. Но разрешение вернуться на родину запорожцы получили только при Анне Иоанновне (1693–1740), в 1734 году. Новую, или Подпиленскую Сечь (1734–1775) они основали на острове Чертомлык, в устье реки Подпильной. Новая Сечь была только слабой тенью старой. Выпросив у русского правительства прощение, запорожцы должны были покорно выполнять его требования. В 1736 году в Сечи было построено укрепление, в котором находился постоянный царский гарнизон: Москва не переставала относиться к казацкой вольнице с подозрением. С ней приходилось мириться до тех пор, пока Сечь была необходима для защиты южных границ империи от набегов крымских татар. Но после разгрома Крымского ханства и его перехода под протекторат России (1772) участь Сечи была предрешена.        

У русского правительства было несколько причин для недовольства             Сечью. Во-первых, сюда по-прежнему стекались беглые крестьяне и солдаты, искавшие спасения от рекрутчины. Запорожцы, как правило, беглецов не выдавали. Во-вторых, запорожцы препятствовали введению крепостного права на южной Украине, считая эти земли своими. В-третьих, своеволие запорожцев приводило к постоянным конфликтам с соседними государствами. Запорожцы не только принимали беглецов с Правобережной Украины, принадлежавшей Речи Посполитой, но и вливались в отряды гайдамаков (так называли участников казацких и крестьянских восстаний против польской шляхты и католического духовенства). Последнее восстание гайдамаков в 1768 году («Колиивщина») было с трудом подавлено с помощью русских войск. Продолжавшиеся, вопреки запрету русского правительства, набеги запорожцев на южные земли осложняли отношения с Турцией. Так, поводом для начала русско-турецкой войны 1768–1774 годов послужило нападение запорожцев на пограничный турецкий город Балту.

В начале мая 1775 года генерал-поручик Петр Текели (1720–1793) получил приказ занять Сечь и положить конец вольному устройству и своеволию запорожцев. Располагая двадцати пятитысячным экспедиционным корпусом, Текели осадил Сечь. Все произошло быстро и без крови: внушительный вид пушечной батареи, выставленной генералом напротив запорожских укреплений, убедил казаков, и 5 июня 1775 года они сдались без боя. Сечь была разрушена, а 14 августа последовал манифест Екатерины II, санкционировавший ликвидацию Сечи «с уничтожением самого имени запорожских казаков».

Возможно, на этом этапе наш предок Русаневич отошел от военных дел и стал вести оседлый образ жизни. Обзавелся семьей и хозяйством, стал преуспевать в делах. И вот, один из его отпрысков, внук Степан Русаневич, ставший среди односельчан заметной и уважаемой фигурой, был упомянут в дошедших до нас документах за 1797 год.

 

Что же было после 1797 года?

Точно известно, что Русаневичей в Малороссии, а затем и на Украине стало больше. Конечно, были они и за пределами Украины, есть они там и сейчас. Но нас с вами интересуют в первую очередь Украинские Русаневичи. Именно они образовали фамильный костяк и историческое сообщество, которое я бы даже назвал – «фамильный клан Русаневичей».

Если Вы допускаете, что выше приведенные рассуждения не противоречат логике и в некоторой степени имеют фактические подтверждения, то примем за отправную точку нашего исследования слободу Сухачевка – по теперешним меркам это город Днепропетровск.

Рассмотрим таблицу, в которой перечислены представители нашего фамильного клана, жившие на Украине в ХYIII–XIX веках и в начале ХХ века.

 

ФИО. 

Род  деятельности

Место проживания,

учеба

Время

жизни

 

1

Степан Русаневич

- сельский староста

пос. Сухачевка -

 входит в состав современного города Днепропетровск

вторая половина XYIII века

2

Симеон Русаневич

- диакон

г. Елисаветград

- современный город

 Кировоград

первая половина XIX века

3

Яков Симеонович Русаневич

- учитель, диакон

   г. Елисаветград  

- современный город

Кировоград

с. Федвар, с. Елисаветградка

 

1849

    – 1903 годы

4

Алексей Яковлевич Русаневич

- бухгалтер

с. Федвар, с. Елисаветградка,

г. Елисаветград

(г.Днепропетровск),

г. Луганск

 

 1891

   – 1963 годы

5

Илларион Русаневич

- диакон

г.Екатеринослав

- совр. г.Днепропетровск

начало ХХ в.

6

Яков Иванович Русаневич

- священник  

станция Чаплинка,

Днепропетровской обл.

оконч. Киевскую духов. семин.

конец XIX века  –1917 год

7

Александр Русаневич

   - св. служитель, народный          

       учитель

г. Одесса,г.Днепропетровск,

окончил ОДС  в 1865 году

 

 

 1842

– 1922 -??

8

Иван Викторович Русаневич

- протоиерей

г.Одесса,с.Бицилиевка,

 с.Куртовка

окончил ОДСв 1867 г.

 1849

– 1920 -??

9

Василий Русаневич

- священ. служит.

г. Одесса

окончил ОДС в 1869 г.

 1851

– 1920 -??

10 

Иван Иванович Русаневич

-учитель, кол. асессор,     

   церковныйстароста

г. Одесса

окончил ОДС в 1889 году

 1871

– 1935 -??

11

 Василий ИвановичРусаневич      

  - служащий город. управы

г. Одесса

окончил ОДС в 1894 году

 1873

– 1940 -??

12

Филипп Русаневич

- священник, законоучитель

г. Молочанск, Бердянского уезда

(Запорожская обл.)

конец XIX в. –

началоХХ в.

13

Владимир Русаневич

-священник, под надзором            НКВД

  ( Запорожская обл.)

окончил ОДУ в 1902 году

конец XIX в.

начало ХХ в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Иван Русаневич

- священник

с. Марьевка

Екатеринославский уезд

конец XIX в. –

     начало ХХ в.

15

Илья Русаневич

- протоиерей

Екатеринославский  уезд, участвовал в церковном  расколе 1926г.

конец XIX в. –

     начало ХХ в.

16

Александр Русаневич  

- священник

с. Рыбачье,

Таврическая губерния,

 Крым

     Бежит  из       своего прихода             -29.10.1917  

17

Александр Русаневич

- священник

г. Севастополь, Таврическая губерния, Крым

Убит большевиками,

янв.-март -1918

18

Георгий Александрович Русаневич

- священник

с. Петровское, Феодосийский уезд,

Таврическая губерния

1875 – 1920

Убит  большевиками

19

Олег Александрович Русаневич  

- ?

г. Мелитополь,

Запорожская обл.

Его сын Русаневич Валерий Олегович живет в г. Алматы

1933 – …

20

Ф.Е. Русаневич

  -помощн. урядника

г. Прилуки,

Черниговская обл.

конец XIX в. –

начало ХХ в.

21

Русаневич, (имя не упомян.)

   -нач. пожарной команды

г. Мурманск

Россия

Упомянут за 1916-1917гг.

 22

Леонид Иванович Русаневич

- старшина Армии УНР

похоронен на Варшавском

кладбище «На воле»

1896 – 1940

23

Сергей Иванович Русаневич

- регент церковного хора

г. Тунис,  Африка, Тунис,

беженец из Крыма

- 1920г.

1900 – 1956

24

Лариса Русаневич

- топер в кинотеатрах Туниса жена регента Русаневича С.И.

г. Тунис, Африка,  Тунис

 

 

25

Леля Русаневич

 

г. Бизерта, Африка,  Тунис,

беженка из Крыма - 1920г.

 

26

Анастасия Русаневич  

  

Одесское епархиальное

женское училище    

Окончила 

 в 1899 г.

27

Вера   Русаневич

Одесское епархиальное

женское училище    

Окончила 

 в 1899 г.

 

 

















































































 

Даже при поверхностном просмотре этой таблицы, бросается в глаза большое количество священнослужителей [12]. Несколько меньше учителей, государственных служащих и простых служителей церкви, не допущенных к отправлению духовных таинств. Все они имели определенное образование, жизненные идеалы и достойное место в структуре общества.

Шестеро юношей, из списка членов нашего сообщества, для учебы в Одесской Духовной семинарии преодолели сотни километров Украинских просторов – а это немалые для XIX века расстояния. И далеко, и дорого, и боязно, но все равно многие решились на этот путь. Есть еще и другие, семеро, где они учились неизвестно – священники, дьяконы, псаломщики, регент православного хора и две девушки, которые учились в Одесском Епархиальном женском училище. Теперь у нас есть возможность ими гордиться. Сделанный ими выбор, по-моему, – это лучшее, чему может посвятить себя человек.                                                                                                                                                                                      

Продолжим исследование. Оценим наших Русаневичей, исходя из анализа  мест их проживания на территории Украины – Одесса, Днепропетровск, Крым, Кировоград, сельские районы этих областей, Запорожская область. Сообщество Русаневичей распределилось полосой по весьма ограниченной территории юга и центра Украины. Так и хочется, глядя на карту нашей страны, высказать предположение о том, что все мы одна большая семья, члены которой совсем недавно, не слишком далеко, разошлись из отчего дома по земле своих предков.

Приняв за географический центр отсчета миграции Русаневичей город Днепропетровск (слобода Сухачевка), посмотрим, насколько далеко им пришлось разъезжаться по Украине (тогда это была Малороссия) из дома Степана Русаневича при выборе своего жизненного пути.

Станция Чаплинка – всего 28 км от Днепропетровска, там, в последствии, тоже жили наши Русаневичи.

От Днепропетровска до Запорожья – 80 км, а от Запорожья до Молочанска – 90 км и до Мелитополя – 115 км. И здесь наши Русаневичи.

Кировоград, бывший Елисаветград, который стал колыбелью диаконов Русаневичей – патриархов по моей родословной линии. Между Кировоградом и Днепропетровском 190 км. От Елисаветграда до села Федвар, куда переехал диакон Яков Русаневич – всего 30 км.

Если не принимать в расчет Одессу с ее престижной Епархиальной семинарией, то расстояния до других населенных пунктов небольшие и, при появлении необходимости, легко преодолимые для членов успешного сельского рода. Но и отрядить своих отпрысков на учебу в Одессу, за 430 км от Елисаветграда (Днепропетровска), нашим новым сельским поселянам было не в тягость. Вероятно, что новые наши поселяне Русаневичи изначально считали себя именно казаками-запорожцами. Отсюда и уважительное  отношение сельских жителей к Степану Русаневичу и повышенная самооценка наших предков при выборе жизненного пути для своих детей.

Нужно признать, что декларация об успешности, трудолюбии и ясности ума наших предков, на этом этапе исследования, имеют пока еще слабую доказательную базу.  Поэтому следующая глава будет посвящена личностям наших предков.