Наследники Фурсенко, или Яблоки от лошади недалеко падают

На модерации Отложенный

В рамах реформы образования в России планируется введение федерального государственного образовательного стандарта для учеников 10-х – 11-х классов. Предполагается, что с 2013 года он будет опробован в некоторых школах в пилотном режиме. Внедрение этого стандарта во всех школах ожидается не раньше 2020 года.

 

Есть мнение, что «яблоко от яблони недалеко падает». Эта известная народная поговорка употребляется, как правило, с оттенком осуждения, например, в тех случаях, когда в детях повторяются недостатки и пороки их родителей. Один доморощенный юморист перефразировал это высказывание, после чего оно стало звучать так: «Яблоки от лошади недалеко падают».

Несмотря на некоторое отличие этих текстов и их образного восприятия, тем не менее, и в том и в другом случае есть два совпадения. Во-первых, конский навоз действительно напоминает названный фрукт по форме, а, во-вторых, в соответствии с известным законом Ньютона, и душистые яблоки, и лошадиные действительно падают недалеко от своих «родителей».

Собираясь, в который уже раз, поговорить о приснопамятном г-не Фурсенко, его последователях и его наследии, я решил оттолкнуться именно от этой зубоскальной перефразировки, несмотря на всю её скабрёзность, а, может быть, напротив, именно поэтому, т.к. итоги работы этого деятеля вполне сравнимы с итогами дефекации какой-нибудь Сивки-бурки, вещей каурки.

Однако, вспомнив, что конский навоз – это одно из лучших органических удобрений, я не захотел бросать на него тень и решил вернуться к оригиналу выше названной поговорки, ибо то, что выдавал на гора бывший главный «образованец» страны, никак нельзя было назвать «удобрением». Синонимом здесь могло бы стать какое-нибудь из отравляющих веществ, которое даже после исчезновения из нашего поля зрения основного исполнителя продолжает гробить систему отечественного образования.

Примером тому – новый законопроект «Об образовании в РФ». Зарождался он в недрах Минобрнауки ещё в то время, когда это ведомство возглавлял наш антигерой, а в первом чтении был принят Госдумой 17 октября, причём без учёта тех поправок, которые были разработаны образовательным сообществом.Ожидается, что окончательно документ утвердят до конца текущего года, а вступит в силу он 1 января следующего, 2013-го.

Закон будет регулировать систему всех уровней образования в России: от детского сада до аспирантуры. Так что «отравляющих веществ», над производством которых продолжают трудиться в поте лица сподвижники и последователи Андрея Александровича Фурсенко, хватит на всех – от мала до велика. Все, кто встаёт на путь познания «разумного, доброго, вечного», ещё не раз вспомнят «добрым» словом этого «замечательного» человека.

По поводу его детища – закона «Об образовании», а точнее, против него в минувшую субботу в Москве прошёл митинг, в котором приняли участие учителя школ, преподаватели вузов, учёные и представители левых организаций. Протестующие вышли с лозунгами «Учителя против закона об образовании», «Школа – не рынок. Знания – не товар!», «Какая система – такое и образование», «Мы хотим говорить с учениками языком Пушкина, а не языком чиновников».

Основная претензия митингующих к законопроекту заключалась в том, что он во многих случаях не прописывает финансовые обязательства государства, позволяя без ограничений урезать средства на образование, которые и сейчас выделяются в значительно меньших объёмах, чем на какие-либо другие сферы. Об этом напоминает заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Смолин: «Сейчас заработная плата профессора от бюджета примерно в семь раз ниже, чем заработная плата депутата парламента. Нельзя экономить на тех, кто создаёт человеческий потенциал страны. Напомню, что у нас в первую пятёрку снизу по заработной плате – снизу! – входят врачи, учёные, педагоги (третьи снизу), работники культуры и работники сельского хозяйства. Тем, кто занимается самым главным – развивает человека – платят меньше всех!».

Кроме того, проект закона «Об образовании» гарантирует школьникам только тот минимум знаний, который необходим для сдачи ЕГЭ, а студенту бесплатное обучение только на бакалавра, а вот финансовую сторону обучения в магистратуре он никак не регулирует.

Профсоюзом «Учитель» и ассоциацией «Свободный университет» подготовлены поправки к законопроекту «Об образовании», которые общественность будет предлагать к принятию во втором чтении законопроекта. «Если закон будет принят без этих поправок, то учителя могут забыть обещания властей повысить им зарплату до уровня средней по региону, семьи с трёхлетними детьми лишатся гарантированного доступа в детсад, а студентам придётся платить за продолжение образования в магистратуре. И это лишь малая часть последствий», – отмечали организаторы акций, которые кроме Москвы прошли в этот день также в Санкт-Петербурге, во Владивостоке, Ижевске, Новосибирске и Самаре.

Но, невзирая на регулярные массовые выступления противников этих реформ, людей, озабоченных, в буквальном смысле слова, будущим России, власть не только остаётся глуха к этим «сигналам», напоминающим порой звуки набата, но и весьма искусно, как ей, наверное, кажется, указывая на чёрное, убеждает нас в том, что это – белое.

В связи с этим вспоминаю, например, как за год до своей отставки г-н Фурсенко, выступая на заседании молодёжного клуба «Единой России», заявил: «Любые спекуляции по поводу того, что образование собираются сделать платным, что собираются уменьшить возможности детей на получение образования и т.д., являются обманом».

В этой тираде г-на Фурсенко особенно удивило слово «собираются». Что значит – «собираются»? Всей стране известно, что у нас и общеобразовательная, и, особенно, высшая школа уже давным-давно стали платными, если не на 100%, то на 50, как минимум.

Разве г-н министр не знал о том, что наших детей не то что «собираются», а уже вовсю лишают возможности получать образование? Например, под предлогом «малой комплектации» в России из года в год закрываются сельские школы, что на практике означает вымирание самих сёл, а также закрытие пути к знаниям для тысяч и тысяч наших молодых сограждан.

Разве г-н министр не знал, что в России даже появилась новая статистическая графа, где написано: «Дети в возрасте от 7 до 15 лет, которые никогда не учились в общеобразовательных школах»? Разве г-н министр не знал, что именно таких детей уже после 4-х лет его руководства российским образованием в стране насчитывалось более 40 тысяч?

Разве он не понимал, что эта дорога, которую он в качестве министра мостил целых 8 лет, ведёт к полному одичанию нации? И при этом он ещё смел называть информацию о таких фактах обманом и спекуляциями!

На том же заседании клуба «Единороссов», развивая свои «нетленные» мысли,   этот горе-реформатор с пафосом говорил: «Ни один политик в здравом уме не может сделать ничего такого, что ухудшило бы ситуацию в образовании. Нельзя подозревать политиков в том, что они идиоты».

Ну что тут скажешь? Фурсенко как министр образования должен был знать, что любое правило содержит в себе исключение, а, следовательно, от идиотов не застрахована ни одна область человеческой деятельности, в том числе, и политика. Здесь, как говорят, в семье не без урода.

После его заявлений о том, что с образованием у нас полный порядок, возникали не только опасения по поводу здравости его ума, но и понимание того, как у него всё запущено в этом «отсеке». Совет тут мог быть только один: немедленно показаться врачам.

В этой связи обнадёживает то, что думцы в начале сентября выступили с предложением, в соответствии с которым чиновники в возрасте от 60 до 65 лет, долгое время находящиеся на государственной службе, должны будут в обязательном порядке проходить обследование у психологов и психиатров.

Но прикидываются дальтониками не только чиновники калибра Фурсенко, но и персоны статусом повыше.

5-го ноября Владимир Путин в своей резиденции в Ново-Огарёво встретился с вдовой Александра Солженицына в связи с 50-летием произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича». На этой встрече вдова писателя заявила президенту, что сокращение часов литературы в школе ставит под удар единство государства.

На её обеспокоенность Путин откликнулся тем, что в реформу образования лучше не вмешиваться и профессиональное сообщество должно само решить эти вопросы. В то же время, президент пообещал обсудить эту проблему с министерством образования.

Но с кем и что можно сегодня обсуждать в этом ведомстве, где никто так и не потрудился убрать «яблоки», оставшиеся от г-на Фурсенко. Один из таких «фруктов» упал ровно в том месте, где совсем недавно находился сам Андрей Александрович. Его бывший зам, а ныне министр г-н Ливанов, как только сел в это кресло, тут же заявил, что с бесплатным высшим образованием надо кончать и как можно скорее.

Что же касается заявления Владимира Владимировича о том, что «в реформу образования лучше не вмешиваться и профессиональное сообщество должно само решить эти вопросы», то уж и не знаю, чего больше в этой фразе – лукавства или цинизма.

Чтобы не быть голословным, напомню, с какой страшной силой пропихивались в наше образование двухуровневая система и особенно Единый госэкзамен. То самое профессиональное сообщество, на которое сегодня кивает президент, – преподаватели вузов, директора и учителя школ, академики практически всех российских академий выступили против реформы существующей системы образования.

В период принятия парламентом закона, 420 подписей было поставлено под открытым письмом президенту Путину. Деятели науки выразили своё категоричное несогласие с повсеместным введением единого госэкзамена. Они доказывали, что это резко ускорит процесс примитивизации школьного образования, ибо разработанный вариант ЕГЭ напоминал систему отгадывания кроссвордов.

Подписавшиеся под обращением, предлагали тогда президенту создать не зависимую от ведомства Фурсенко комиссию, которая могла бы провести анализ ЕГЭ. Всё без толку! Парламентарии приняли закон.

Хотя, надежда тогда ещё и оставалась – ведь под документом пока не было главной подписи. А вот на вопрос: появится она или нет, предстояло ответить самому президенту. И по тому, как он на него ответит, мы и собирались судить – сумеет ли он сам сдать Единый государственный экзамен по очень важному для всех нас предмету. Однако над этой «головоломкой» президент думал недолго: он подписал закон всего через десять дней после того, как документ был одобрен сенаторами.

Не уступает в лукавстве своему старшему коллеге и г-н Медведев. За год до своего перехода в нынешнее премьерское качество он посетил Иркутск. Встречаясь с иркутянами в одной из городских школ и отвечая на их вопросы о перспективах реформы образования, он говорил, как мне кажется, не о том, что хотели бы услышать от него обеспокоенные родители.

Уверен, что им хотелось бы знать не то, какие законы у нас уже есть, и какие появятся в ближайшее время, а то, зачем вообще их надо было сочинять, разрушая с их помощью систему образования, которая была одной из лучших в мире.

Вместо этого Дмитрий Анатольевич ограничился успокоительными обещаниями типа вот таких, цитирую: «С реформой образования торопиться не будем. Никто не собирается раздербанивать нашу систему образования. Действовать будем крайне осторожно».

Но, помилуйте! Как это вы не будете торопиться с этой пресловутой реформой, если она уже идёт вторую пятилетку? Как это вы не собираетесь «раздербанивать» систему образования, если там и дербанить-то по сути уже нечего? Как это вы будете действовать крайне осторожно, если результат ваших действий уже сейчас можно сравнить с визитом слона в посудную лавку.

Ведь если кто-то собирается действовать «крайне осторожно», он обязательно взвесит все «за» и «против», выслушает мнения знающих людей, специалистов, и только после этого приступит к выполнению поставленной задачи.

За годы реформирования системы отечественного образования по всей стране прошли сотни и тысячи «круглых столов», пресс-конференций, собраний, митингов, пикетов и прочих мероприятий, направленных против этой реформы. В адрес руководителей страны и в другие инстанции отправлены сотни и тысячи писем от преподавателей школ и вузов, профессоров и докторов наук, академиков и ректоров университетов с просьбой остановить разрушение российской средней и высшей школы. Всё без толку! Единый госэкзамен, оболванивающий наших детей, внедрён; двухуровневая система образования, штампующая бакалавров-недоучек, активно внедряется; и вот уже на марше – проект нового образовательного стандарта, согласно которому старшеклассники будут изучать четыре обязательных предмета, одним из которых является физкультура, и ещё ряд дисциплин смогут выбирать для углублённого изучения, но, как говорится, за отдельную плату. Между тем, согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в марте того же, 2011 года, более половины россиян негативно оценили этот проект. Уверен, что и этот глас народа новаторы от образования постараются не услышать. Отсюда возникает вопрос: почему же у нас сохраняются не только добрые традиции, но и те, о которых ещё полтора века назад, в 1855 году, написал Фёдор Алексеевич Кони, отец нашего знаменитого адвоката:

Не жди, чтобы цвела страна,
Где царство власти, не рассудка
И где зависит все от сна
И от сварения желудка!
Где есть закон, чтоб понимать,
Как он изменчив и непрочен;
И где звездами лечат знать
От заслужённых ей пощечин!
Где много есть свободных мест
Для угнетенья и позора;
Где вешают на вора крест,
А не на крест вздевают вора!
Где низость доставляет чин,
А чин даёт на подлость право:
Кто низко ползал - исполин,
Кто честно жил - упал без славы!
Где надо знать маршировать,
Чтоб выслужиться перед троном;
Где можно родину продать
И ей же вновь служить шпионом!
Где всё правительство живёт
Растленьем нравственным народа;
На откуп пьянство отдаёт
Для умножения дохода!
Где в прихоть барства и чинов
Даны на жертву поколенья,
Где для затмения умов
Есть министерство просвещенья.