Ложь безнравственна и… непрактична

На модерации Отложенный

Октябрь 1917

 

Экранному опусу НТВ «Октябрь 17-го. Почему большевики взяли власть?», выданному в эфир в канун всенародного праздника 95-й годовщины Великого Октября, «Правда» уже дала оценку. Гнусную телеподелку пригвоздил к позорному столбу кинорежиссёр, заместитель председателя Комитета Государственной думы по культуре, член КПРФ Владимир Бортко (№ 122 от 8 ноября с.г.). Сегодня эту телеложь разоблачает доктор исторических наук, профессор Владлен ЛОГИНОВ.

КАРЛ КАУТСКИЙ — один из серьёзнейших политических противников Ленина — как-то сказал, что «надо быть сумасшедшим, чтобы не признавать величия Ленина». Наверное, он не прав. Не признают, к примеру, те, кто выполняет соответствующий (и хорошо оплачиваемый) политический заказ. Не признают и по элементарному невежеству. Хотя чаще всего то и другое вполне совмещается.

Крутым поворотам истории всегда сопутствует накопление «исторической помойки» — сплетен, слухов, наветов и клевет. Рождаются они по разным причинам. Реже всего — от отсутствия информации. Чаще — от неспособности осмыслить происходящее. Ещё чаще — от обывательского спроса на втаптывание в грязь всего того, что не укладывается в рутинные понятия.

Увы, эта помойка не растворяется во времени. Она тоже является специфической частью человеческой памяти. Когда возникает потребность, её обязательно извлекают из небытия. И тогда она становится для средств массовой информации богатейшим источником «нового прочтения» давних событий.

Об этом и думалось, когда 5 ноября канал НТВ выдал на экран свой новый «продукт» о Ленине и Октябрьской революции под названием «Октябрь 17-го. Почему большевики взяли власть?»

Судите сами: Авторы фильма вытаскивают на свет заведомую фальшивку о том, что 26 декабря 1916 года Ленин якобы ездил в Берн, где вёл секретные переговоры в немецком посольстве. На недостоверность данного «документа» в научной литературе указывалось неоднократно. В этот день Ленин находился не в Берне, а в Цюрихе, где в полицейском управлении оформлял продление срока пребывания в Швейцарии. И это зафиксировано документами — абсолютно бесспорными.

В фильме говорится, что никто, в том числе Ленин и большевики, не догадывался о приближении революции. Но это неправда. Убеждение в том, что революция близится, было широко распространено в российском обществе. Об этом писал Маяковский: «В терновом венце революций грядёт 16-й год». А один из думских националистов Савенко заметил: «Я революции не боюсь — она, даже она, гораздо патриотичнее, чем наше гнусное правительство, чем вся эта паршивая бюрократия, совершенно равнодушная к России».

Что касается большевиков, то возьмите декабрьский номер их центрального органа «Социал-демократ» за 1916 год. «Революция идёт», — заявлено в нём от имени редакции. В январском номере «Социал-демократа» 1917 года Ленин прямо пишет, что революционная ситуация налицо. Он уверен: «Штурм приближается». 19 февраля 1917 года, оценивая информацию из России, Владимир Ильич заключает: «Будет на нашей улице праздник», а товарищу, уезжающему в Россию, рекомендует: «Ехать надо немедленно, а то опоздаете к «началу».

Телезрителю вбивают мысль о том, что до 1917 года большевики — «Ленин с группой товарищей» — были малоизвестной маргинальной группой, не имевшей в стране никакого политического веса. И это говорится о партии, имевшей во всех четырёх царских думах (при той чудовищной куриальной избирательной системе!) своих депутатов, а в последней, четвёртой, Государственной Думе — свою самостоятельную парламентскую фракцию, представлявшую большинство рабочих избирателей страны; о РСДРП, собиравшей на городских выборах около трети голосов демократических слоёв населения; о партии, руководившей накануне войны политическими стачками, в которых участвовали более миллиона пролетариев.

В 1917 году французское правительство давило на Керенского, требуя срочно «дискредитировать Ленина и его последователей». Тогда, вопреки заверениям авторов фильма, это не сработало. После июльских дней, после всех наветов и клевет о «шпионстве» влияние большевиков очень скоро стало расти.

И уже летом 1917 года, то есть до Октября, во многих промышленных регионах и городах власть перешла в руки большевистских Советов.

И вот теперь на экран вновь вытаскивают сфабрикованные показания немецкого шпиона — прапорщика Ермоленко. Ну так упомяните хотя бы, если у вас есть совесть, об общеизвестном. О том, что 95 лет назад начальник Петроградской контрразведки Борис Никитин, несмотря на давление сверху, признал эти показания «неубедительными», о том, что за публикацию «сырого материала» министр юстиции Переверзев был отправлен Керенским в отставку.

«Что хотите, — писал в связи с этим 23 июля 1917 года Владимир Галактионович Короленко, — но в подкуп и шпионство вождей большевиков я не верю… Старая истина — нужно бороться только честными средствами». Такое впечатление, будто написал он это сразу после просмотра опуса НТВ

5 ноября 2012 года.

Самые позорные кадры фильма связаны с изображением революционного народа. Жуткие дегенеративные рожи, что-то орущие, захлёбываясь собственной слюной, лакающие спиртное прямо из уличных луж, несущиеся куда-то безумные толпы… Смотреть на это просто противно. Это абсолютная неправда, грязная ложь.

Впрочем, подобный образ народа — давняя либеральная традиция. Задолго до революции известный либерал В.М.Соболевский горестно воздыхал: «Какую поддержу новому строю можно ждать от миллионов полурабов, нищих, голодных, пьяных, невежественных?» Ленин считал этот подход признаком гнилости «просвещённого», сытого либерального общества, приучавшего просыпающийся к борьбе народ к «рабской морали и рабской политике».

Там, где либералы в терявшем вековую покорность русском мужике усматривали лишь угрозу кровавого хаоса, Ленин и большевики видели другое: готовность к борьбе, пробуждение ума, чести и человеческого достоинства.

И именно такой народ увидел в октябрьские дни 1917 года американец Джон Рид: «Мне никогда не приходилось видеть людей, с таким упорством старающихся понять и решить. Совершенно неподвижно стояли они, слушая ораторов с каким-то ужасным, бесконечно напряжённым вниманием, хмуря брови от умственного усилия. На их лбах выступал пот. То были гиганты с невинными детскими глазами, с лицами эпических воинов… Они горели дерзанием, чувствуя себя борцами за всё человечество. И с тех пор во всех действиях восставших масс появилась и осталась навсегда какая-то осознанная и твёрдая решимость».

Разве крестьянские наказы, ставшие в Октябре Декретом о земле, не доказали государственную мудрость мужиков? Разве не прекратили сами солдаты и матросы разграбление Зимнего дворца, а затем и разгром винных складов? Разве не они спасли от насилия бочкарёвских ударниц?

И разве не этот народ совершил величайшую в мире революцию, которая вывела Россию из тупика и в конечном счёте поставила в ряд величайших держав мира?

Дешёвое глумление над прошлым, задевающее самые чуткие и самые тонкие струны души российского гражданина, на протяжении последних десятилетий стало для наших СМИ обычной нормой. И даже нынешний шумный поворот к «патриотизму» тех самых людей, которые ещё вчера считали героем Великой Отечественной войны не маршала Жукова, а генерала Власова, вполне укладывается в рамки того же фарса.

Слов нет, изучение и переосмысление истории необходимо. Без этого сложно двигаться вперёд. Но всякий, кто пытается помочь своему народу осмыслить его биографию, должен прежде всего выполнить одно условие: нельзя врать.

Ведь речь идёт не о прочтении нового заказного учебника по истории, а о страницах реальной жизни народа, жизни твоих родителей, дедов и прадедов. И если телевизионная проповедь вступает в противоречие с этим личным, человеческим опытом, все теле- и киноприёмы будут вызывать лишь внутренний протест и раздражение аудитории, приводя не к переосмыслению, а к закреплению прежних представлений. Из этого и рождается всеобщее убеждение в том, что «телевизор» врёт.

О том, что ложь безнравственна, слышали все. Но она, как видим, ёще и непрактична, ибо в конечном счёте не даёт результата и невыгодна даже тем, кто её заказывает и оплачивает.