«Культур-мультур» Алексея Орлова
При новом региональном начальнике изобразительное искусство Калмыкии, в буквальном смысле, погрузилось в зловонные «отходы жизнедеятельности»
На прошлой неделе в федеральных СМИ был опубликован очередной «Индекс избираемости глав субъектов РФ», ознакомившись с которым, можно сделать вывод, что рейтинг главы Калмыкии Алексея Орлова по-прежнему падает вниз с поистине космической скоростью.
К примеру, если в разгаре минувшего лета имя г-н Орлова все еще каким-то чудом пребывало в «группе С», предполагающей «вероятность избрания ниже среднего», то уже в начале наступившей осени его фамилия оказалась в самой бесперспективной «группе D» («вероятность избрания стремится к нулю») – наряду с именами наиболее одиозных и некомпетентных губернаторов, погрязших в коррупционных скандалах.
Впрочем, о чудовищном разгуле коррупции в Калмыкии, в правление г-на Орлова, не знают разве что грудные сосунки. А вот, допустим, о нынешнем состоянии культуры в регионе почему-то не принято даже упоминать. Хотя она сегодня, что называется, дышит на ладан, о чем и написал в письме (оставшемся без ответа) г-ну Орлову заслуженный деятель искусств Калмыкии, заслуженный художник РФ Николай Шиняев, сфокусировав внимание на неблагополучном состоянии калмыцкого изобразительного искусства.
Вот что, в частности, пишет г-н Шиняев, начав свое письмо с краткого историко-искусствоведческого экскурса – по всей видимости, вполне справедливо рассудив, что сильно пьющему с юных лет г-ну Орлову глубоко «до фени» какая-то там сложная и непонятная «культур-мультур»:
«Калмыцкое искусство имеет свою неповторимую историю. Принятие калмыками буддизма, создание калмыцкой письменности «тодо бичг» – «ясное письмо», которому без малого 500 лет и, наконец, устный фольклор, эпос «Джангар» – свидетельство многообразия культуры калмыцкого народа. Старокалмыцкое изобразительное искусство представлено буддийскими танка, прикладное творчество – высокохудожественными изделиями домашней утвари из кожи и дерева, серебряными и золотыми ювелирными изделиями, одеждой из древних шелков, кожи и т. д.
Российская история калмыков, особенно в период царствования Петра Великого, знает многих талантливых людей калмыцкого происхождения, среди которых – известные живописцы Федор Калмык и Алексей Егоров…
…В 1939 г. создается 1-й Союз художников Калмыкии, 1-я картинная галерея молодой республики. Все было прервано войной, и затем – сталинской депортацией калмыцкого народа в Сибирь. Возрождение автономии Калмыкии в 60-х гг. – период возрождения изобразительного искусства…
…Картинная галерея, созданная в 60-х, в 1993 г. была преобразована в Государственный музей изобразительных искусств РК (Музей ИЗО). В 1995 г. правительство РК выделило 350 млн. руб. на реконструкцию музея. Финансирование проходило через Министерство социальной политики. Работы были не завершены.
Министерством культуры РФ в 2002 г. из федерального бюджета были выделены финансовые средства в размере 2 млн. руб. на продолжение ремонта и реконструкции Музея ИЗО. Деньги поступили в Министерство культуры РК (министр Н. Д. Санджиев). И на этот раз ремонт музея не был выполнен в должной мере. Контрольно-счетной палатой республики были выявлены факты хищения средств. Общая сумма нарушений составила 955,9 тыс. руб. Материалы проверки были переданы в правоохранительные органы»… (конец цитаты).
Что касается 90-х годов, то здесь и впрямь в процесс реконструкции музея вмешались т.н. «объективные обстоятельства», включая безудержную инфляцию, характерную для России тех лет. А вот в начале нового века ситуация была кардинально иной.
Как раз к тому периоду местный «культурный» министр Николай Санджиев (самодеятельный поэт, впоследствии въехавший в Союз писателей РК на административном ресурсе, – кстати, такой же сильно пьющий субъект, как и г-н Орлов), войдя в «хватательный раж», принялся стремительно обогащаться за государственный счет. Оно и верно: безудержное пьянство еще никого до добра не доводило.
Да что там «музейные» деньги – по слухам, однажды г-н Санджиев «освоил» немалые средства (4 млн. руб.), предназначенные на возведение крыши для республиканского драматического театра. И так – по всем статьям. Зато, в итоге, министр выстроил себе шикарный особняк, куда перевозил «свои личные вещи», как он сам всем гордостью рассказывал, сразу на трех (!) «КамАЗах».
В 2003 г., как только были установлены факты хищений, тогдашний глава республики Кирсан Илюмжинов незамедлительно уволил проворовавшегося министра, и даже расформировал возглавляемое тем министерство. Однако сам г-н Санджиев легко отделался (клановые связи в Калмыкии ни у кого не получилось отменить даже при советской власти): его назначила своим замом новоиспеченный министр культуры и информационных коммуникаций РК Лариса Васильева.
Напомним, в наши дни, при Алексее Орлове, г-жа Васильева является министром образования, культуры и науки, и одновременно – замом председателя правительства РК. К слову, в текущем году она успела печально прославиться коррупционным скандалом, взимая с родителей калмыцких школьников крупные взятки (подробнее на эту тему – в материале «ЕГЭ «по беспределу», «Инсайдер.орг», 30.07.2012). Но и в ту не столь отдаленную пору г-жа Васильева, судя по письму Николая Шиняева, времени даром не теряла:
«При Васильевой начались злоключения по ремонту музея ИЗО, связанные с подставной фирмой «Палитра – Эл.», успешно «освоившей» в 2006 г. сумму в 11,2 млн. руб., выделенную «Каспийским трубопроводным консорциумом» в виде спонсорской помощи. После чего министр затеяла реорганизацию музеев, слив воедино краеведческий музей и Музей ИЗО, по-видимому, чтобы спрятать «концы в воду». Васильевой удалась эта, так называемая, реформа: «строптивые» работники двух музеев были уволены»... (конец цитаты).
Для сведения: среди «строптивых» музейных сотрудников, оказавшихся на улице, был и сам г-н Шиняев, до того на протяжении ряда лет возглавлявший Музей ИЗО.
А уж он-то должен точно знать то, что говорит. И тем более – говорит прямо и открыто, нисколько не опасаясь обвинений в клевете. Читаем дальше:
«Судьба изобразительного искусства республики, загнанного в структуру Национального музея имени Н. Пальмова, продолжает заботить сообщество калмыцких художников. Фонды Музея ИЗО после реорганизации находятся в неприспособленном помещении, без элементарных условий хранения. А это сокровища буддийской культуры 12–19 вв., картины русских и зарубежных художников 18–20 вв. и произведения корифеев калмыцкого изобразительного искусства.
Министерство образования, культуры и науки РК никаких забот о судьбе художественного наследия заботы не проявляет. Особо хочется отметить условия, в которых работают художники республики. Так, в подвале дома № 32 1-го микрорайона размещены творческие мастерские художников. Они в плачевном состоянии, залиты отходами из канализации. На наши неоднократные обращения в мэрию г. Элисты нет никакой реакции...» (конец цитаты).
То есть, при нынешней республиканской власти, богатое традициями калмыцкое изобразительное искусство оказалось, в прямом смысле, залито смрадными фекалиями. Ну, еще бы: хорошо известно, что ни бывший мэр Элисты Радий Бурулов, в марте 2010 г. осужденный за коррупционные преступления, ни его ставленник Артур Дорджиев, в апреле текущего года незаконно занявший кресло сити-менеджера калмыцкой столицы, культурой, по большому счету, никогда не интересовались. Пропади она пропадом, когда вокруг столько бюджетного (и не только) «бабла», которое можно «срубить» и «оприходовать»…
Видимо, не случайно ходят упорные слухи, будто бы самые ценные экспонаты Музея ИЗО, включая картины русских живописцев 19 века, при г-не Орлове уже распроданы под шумок на подпольных аукционах. Верить в подобное варварство как-то не хочется. Однако, учитывая завидные аппетиты членов орловского окружения, от этих людей, озабоченных исключительно своекорыстными мыслишками, иного ожидать и не приходится.
И – завершающие фразы из письма художника Шиняева:
«В сфере культуры стало нормой тасование, перекидывание из кресла в кресло руководителей, не беря во внимание ни опыт, ни образовательный ценз. О каком профессионализме можно говорить, если даже аппарат министерства составлен из людей, недостаточно компетентных? И потому проблемы, касающиеся культуры, большинству аппаратчиков совершенно непонятны. Хотя для того, чтобы понять очевидные вещи, – например, то, что многие известные мастера живописи в республике до сих пор не имеют творческих мастерских, – много ума не надо.
В искусстве и культуре формальный подход к делу подобен убийству. Сегодняшнее ведомство по культуре, спрятанное в образовательные коридоры, равносильно девице легкого поведения, желающей выглядеть порядочной, респектабельной женщиной. Это образное сравнение напрашивается, поскольку это ведомство старается «казаться», а не быть…
В аппарате министерства по направлениям культуры функционируют отделы, дублирующие деятельность некоторых республиканских учреждений. Так, в комплексном министерстве создан отдел мониторинга и охраны культурного наследия, хотя существует ГУ «Центр охраны культурного наследия» с полным штатом специалистов, имеющих косвенное отношение к культуре.
Если ранее в министерстве культуры профильный отдел аппарата состоял из 4-х специалистов, то теперь в новом ведомстве создано 3 (!) отдела с утроенным количеством сотрудников. Вот вам и хваленая оптимизация. Проблем, которые назрели в сфере культуры, предостаточно. Но решать их никто не торопится.
В сфере культуры и искусства постоянно муссируются слухи о возможном сокращении численности работников творческих коллективов, слиянии одних с другими. Налицо снижение качественного уровня творческих коллективов: отсутствие новых ярких программ, номеров и исполнителей»… (конец цитаты).
Между тем, Калмыкия, как отмечено на сайте Минфина РФ, на днях успела попасть в десятку худших регионов страны, где зафиксировано «низкое управление финансами». На самом деле, при г-не Орлове управление финансами не просто низкое, а фактически находится «на нуле». Если, конечно, не считать таковым начальственные махинации со средствами в объеме 1,4 млрд. руб., по данным Счетной палаты РФ, украденных в 2011 г. из республиканского бюджета.
Неудивительно, что на калмыцких интернет-форумах все чаще появляются убийственно меткие и, кто бы сомневался, крайне негативные характеристики действующего регионального главы (цитата):
«Хоть Орлов и мямля, трусливый и нерешительный в государственных вопросах, тактически он делает все правильно с точки зрения своих личных интересов.
Собрал вокруг себя камарилью из разгромленной ранее буруловской команды, выгнанных Кирсаном Илюмжиновым скомпрометировавших себя чиновников, друзей и последователей оживителя детей Беслана – Грабового, разных мастей националистов и просто больных людей, мечтающих прорваться во власть благодаря неразборчивости и подлости Орлова.
За всей этой ширмой сам Орлов тихо ловит рыбку в глубоком омуте. Тихо утверждаются и проводятся решения по освоению миллиардов Давида Якобашвили, заплатившего в Калмыкии налоги благодаря Илюмжинову, на строительстве никому не нужной объездной дороги в сторону Ставрополя. Планируются «ямочные ремонты» и прочие жульнические «работы», которые будут проводиться фирмами, контролирующимися людьми Орлова.
Когда вся эта грязная завеса спадет и наступит 2015 год, Орлов и его люди, обеспечившие себя на десятилетия вперед (в чьих карманах окажутся все деньги за стройки, которые были не построены, а также все деньги Якобашвили), скажут народу Калмыкии: «Мы старались, но у нас ничего не получилось». И сойдут с политической сцены. А разношерстная команда моральных уродов, пришедших к власти при Орлове, будет продолжать бойню за власть между собой.
В результате, на территории Калмыкии останется не больше 20–30 тыс. человек, которым некуда и не на что бежать в другое место. А благословенные времена Кирсана Илюмжинова по праву будут восприниматься населением Калмыкии как времена наивысшего расцвета и процветания калмыцкого народа»… (конец цитаты).
Такие вот невеселые, удручающие дела и мысли. А мы тут – все о культуре, да о культуре…
Николай САПРЫКИН
Комментарии