Военная коррупция: от Грачева до Сердюкова
Военная коррупция: от Грачева до Сердюкова
Михаил
Козырев in
Share
Код для блога
Российская армия, выросшая из разлагавшейся на глазах советской, оказалась буквально с рождения поражена вирусом коррупции и масштабного расхищения государственной собственности. Хаотичный вывод войск из бывших стран соцлагеря, коллапс системы государственного финансирования, неплатежи, разрыв традиционных хозяйственных связей – все это обеспечило питательную среду для всевозможных злоупотреблений и махинаций. Впрочем, когда в стране появились деньги, с коррупцией в Минобороны лучше не стало. Наоборот, как показывает история с отставкой Анатолия Сердюкова, масштабы злоупотреблений лишь выросли.
Slon составил таймлайн главных коррупционных скандалов Минобороны за 20 лет его истории. Похоже, коррупция в российской армии непобедима. Главный вопрос: хоть кто-нибудь верит в то, что новый министр Шойгу сможет управиться с этим злом?
1
2
3
4
5
Далее
Павел Грачев
Игорь Родионов
Игорь Сергеев
Сергей Иванов
Анатолий Сердюков
Коррупция в ЗГВ
Своим прозвищем (Паша-мерседес, если кто не помнит) первый министр обороны РФ обязан личному Mercedes-Benz 500, который Минобороны получило в результате сомнительной сделки с одной из немецких компаний – то ли в оплату размещения рекламы на объектах Западной группы войск (ЗГВ), то ли в качестве аванса в сделке по продаже военного имущества. Прокуратура, выяснявшая обстоятельства появления личного Mercedes Грачева, нарушений не нашла. Однако, вне всяких сомнений, срочная эвакуация группировки из нескольких сотен тысяч военнослужащих, масштабные перемещения техники и высвобождение разного рода имущества породили невиданные для того времени возможности личного обогащения генералов.
В ноябре 1992 года тогдашний главный государственный инспектор Юрий Болдырев направил Борису Ельцину докладную записку, в которой подвел итоги работы специальной группы, расследовавшей коррупцию в ЗГВ.
Из документа, в частности, следовало, что старшие офицеры ЗГВ перевели на банковские счета в США, Швейцарии и Финляндии около 17 млн дойчмарок, а так же выдали иностранным компаниям банковских гарантий на сумму свыше 48 млн дойчмарок, что позволило тем снять со счетов около 13 млн дойчмарок без всяких поставок товаров.
Судя по всему, это была лишь верхушка айсберга. Материала для «дел», наверняка, было больше. И вовсе не зря вице-президент Руцкой грозил Ельцину и его окружению «чемоданами компромата». Один там был чемодан или много, неизвестно, главное – в ход они не пошли. Грачев и его окружение расследование саботировали, Борис Ельцин также был склонен спустить дело на тормозах.
В итоге по «делам ЗГВ» виновными были признаны лишь два генерала. Один, Николай Селиверстов, был обвинен в получении взятки за то, что организовал на армейском полигоне автомобильные гонки и использовал для личных перевозок самолеты военно-транспортной авиации. Второй – руководитель главного управления торговли Минобороны Григорий Каракозов, был обвинен в закупке товаров для ЗГВ у коммерческих структур по завышенным ценам. В обоих случаях речь шла отнюдь не о миллионах, а всего лишь о десятках тысяч дойчмарок. Селиверстов получил пять лет условно, Каракозов был амнистирован еще до приговора суда.
Грачеву «коррупцию в ЗГВ» припоминали вплоть до самой его отставки, но уволен лично преданный Ельцину генерал был исключительно по политическим мотивами. Таково было требование Александра Лебедя, поддержка которого была важна для Ельцина перед выборами 1996 года.
Далее: Игорь Родионов
Комментарии