Несистемная оппозиция начинает и выигрывает

Сицилианский гамбит
Несистемная оппозиция начинает и выигрывает
 
07 ноября 08:30Сергей СтарцевСергей Старцев

НравитсяС одной стороны — разуверившиеся во всем граждане, которых втихую поддерживает и придерживает мафия, с другой — члены политической «касты», озабоченные дележом власти

С одной стороны — разуверившиеся во всем граждане, которых втихую поддерживает и придерживает мафия, с другой — члены политической «касты», озабоченные дележом власти

 
28 октября на Сицилии прошли выборы в областное законодательное собрание, значение которых выходит далеко за пределы обычного регионального голосования. И не потому, что Сицилийская ассамблея является единственным органом областной власти в Италии, который имеет право называться парламентом, а его члены официально именуются депутатами.
 

Остров-лаборатория

Сицилия, как известно, обладает статусом специальной автономии, который в целях приглушения сепаратистских настроений даровал острову 15 мая 1946 года последний король Италии Умберто II. А уже после того, как итальянцы отказались от монархии, этот особый статус был закреплен в Конституции Республики, одобренной в декабре 1947 года. 

Но дело вовсе не только в достаточно широкой автономии южного острова. Все послевоенные годы Сицилия неизменно оставалась своеобразной политической лабораторией Италии, где изобретались и проверялись на практике сложнейшие, поистине алхимические формулы партийных альянсов и прочие социально-политические новации. Не стали исключением из правила и нынешние выборы, которые состоялись в самом начале официально не объявленной, но быстро набирающей обороты национальной избирательной кампании.

Ведь до весенних выборов 2013 года осталось всего несколько месяцев, а политическим элитам Италии еще только предстоит найти новые алгоритмы управления страной в условиях глобального кризиса, в результате которого и появилось на свет «техническое» правительство Марио Монти. Тогда, в ноябре 2011 года перед лицом экономической рецессии и замаячившего на горизонте дефолта Сильвио Берлускони предпочел уйти в отставку, а политическая «каста» Италии не нашла ничего лучшего, чем с легким сердцем передать власть технократам, фактически сняв с себя ответственность за происходящее в стране.

Минул год. Заставив итальянцев пойти на немалые жертвы, Монти с огромным трудом  все-таки смог восстановить определенное доверие к Италии на международных рынках. Тем не менее, ситуация продолжает оставаться очень тяжелой, и в этой связи приближающиеся весенние выборы вовсе не радуют местную партноменклатуру. Видимо, поэтому и возникла идея провести выборы, но оставить во главе нового правительства того же Монти, так сказать в качестве гаранта курса на стабилизацию. Имея в виду глубоко конформистские нравы местных элит, подобный сценарий представляется вполне вероятным, если бы не одно «но»: наличие несистемной оппозиции, опирающейся на глубокую разочарованность электората в политике как таковой.

Попробуем в свете сказанного разобраться в том, что произошло в конце октября на Сицилии.

Пять уроков выборов

Сицилийские выборы выявили, на мой взгляд, пять принципиально важных обстоятельств, которые самым серьезным образом скажутся на дальнейшей судьбе Италии. Вот они.

Первое. На выборах был зарегистрирован рекордно низкий уровень явки населения – всего 47,4% граждан, имеющих право голоса. К избирательным урнам пришли лишь немногим более 2,2 млн человек. Для сравнения: в ходе последних парламентских выборов 2008 года участие в голосовании на острове приняли 66,7% избирателей. Объяснить нынешнюю явку, а точнее неявку людей на избирательные участки можно, прежде всего, апатией электората, уставшего от громких коррупционных скандалов последних месяцев и разуверившегося в самой способности нынешнего политического класса управлять страной. Так что на выборах в Сицилии победила «партия воздержавшихся», то есть тех, кто могли бы в принципе проголосовать «против всех».

Второе. Новым президентом Сицилии был избран уникальный в своем роде политический персонаж, бывший мэр города Джела, депутат Европарламента от Демократической партии (ДП) Розарио Крочетта. В этом удивительном человеке причудливо соединились приверженность к католическим ценностям, прошлое несгибаемого коммуниста, мужественное участие в бескомпромиссной борьбе с мафией и открытое провозглашение своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Однако в политическом плане значительно важнее, что Крочетта победил при поддержке беспрецедентного альянса между левыми демократами и центристами. Таким образом, на Сицилии впервые был опробован новый политический союз, который в принципе имеет все шансы на успех на выборах 2013 года. Однако положение Крочетты – весьма сложное. В областном парламенте он может твердо рассчитывать на поддержку лишь 30 депутатов из 90. Можно ли в таких условиях говорить о сильной и авторитетной власти?

Третье. Результаты, показанные в ходе выборов ведущими партиями страны, свидетельствуют о глубоком кризисе всей действующей политической системы Италии. Сицилийское голосование ознаменовало конец политической эпохи Сильвио Берлускони, партия которого «Народ свободы» набрала 12,9%, то есть почти втрое меньше, чем на выборах 2008 года. Не намного лучше оказался и результат главных оппонентов экс-премьера из ДП, которая смогла заручиться поддержкой 13,4% избирателей. Иными словами, две крупнейшие партии страны вместе смогли набрать чуть более четверти голосов. И даже если прибавить к ним результат центристов, имеющих традиционно сильные позиции на острове, мы получим только 37%. Все остальные партии, представленные в национальном парламенте, не смогли преодолеть 5-процентный барьер и не прошли в Сицилийскую ассамблею. Это провал всего политического класса современной Италии.

Четвертое. Реальным победителем октябрьских выборов стал неформальный лидер несистемной итальянской оппозиции Беппе Грилло. Знаменитый 64-летний генуэзский актер-сатирик, «зеленый», блогер и беззаветный борец с политической «кастой», он прибыл на остров всего за три недели до голосования, в духе Великого кормчего Мао вплавь преодолев Мессинский пролив. Основанное им в октябре 2009 года общественное «Движение 5 звезд» получило на острове наилучший результат среди всех политических партий – 14,9%, а его кандидат в президенты области Джанкарло Канчеллери набрал аж 18% голосов. Местные аналитики считают, что сейчас движение Грилло находится на подъеме, в среднем прибавляя каждый месяц около одного процента голосов. «Если Грилло набрал на Сицилии 15-18%, это означает, что в Италии он может получить 25%. Так голосует народ, а народ всегда прав. Значит, это мы ошиблись», - самокритично признал после выборов бывший глава Палаты депутатов, лидер центристов Пьерфердинандо Казини. Безусловно, личность и деятельность Грилло заслуживает отдельного разговора. Сейчас лишь констатируем: его победа на Сицилии – сильнейший удар по Второй итальянской республике.

Пятое. Могущественная сицилийская мафия, которая никогда не выпускала из-под контроля ситуацию в своей вотчине, заняла выжидательную позицию, не поддержав ни одного из кандидатов в областные президенты. Более того, «Коза ностра» явно дала установку на неучастие в выборах. Это доказывает неопровержимый факт: из 7050 заключенных, содержащихся на острове, проголосовали лишь 46 человек. А ведь на прошлых выборах зеки буквально стояли в очередь на тюремных избирательных участках.

Фактически «Коза ностра» встала на сторону разочарованного электората, позволив таким образом выиграть Крочетте, хотя он и был всегда ее яростным гонителем. Однако в этом нет никакого парадокса. «Крестные отцы» уверены, что в случае чего с несговорчивым президентом они так или иначе разберутся. А вот политической «касте» была направлена «черная метка». Вот он сицилианский гамбит: жертвой пешки в дебюте достигается обострение игры и инициатива в развитии всей партии…

«Если бы мафия захотела, она бы отправила людей голосовать и оставила Крочетту в меньшинстве. Но она дала ему победить, чтобы направить сигнал «Народу свободы» и центристам. Боссы считают, что их предали», — таково мнение раскаявшегося мафиози Гаспаре Мутоло, который сейчас в тюрьме заканчивает откровенную книгу о своей жизни. Он, кстати, напоминает: в 1987 году главари «Коза ностра», посчитав, что руководство правящей ХДП предало их интересы, дали указание  голосовать не за христианских демократов, а за социалистов. Чем все это закончилось? Антикоррупционной операцией «Чистые руки» и крахом Первой республики.

Экономия на слюне

Подводя окончательные итоги сицилийских выборов, я бы процитировал авторитетного итальянского журналиста Витторио Фелтри, который долгое время возглавлял знаменитую консервативную газету Giornale. «В двух словах ситуация такова. Воздержались от голосования 53%, недействительными признаны 4% бюллетеней, кандидат Грилло набрал 18% голосов. Итого антиполитика получила 76%. Тот, кто поставил крестик против символа «Движения 5 звезд» хотел плюнуть в лицо политическим партиям. У тех же, кто вообще не захотел войти в кабину для голосования, уже нет желания плевать — они экономят слюну».  

Нечего сказать, неприглядная картина. С одной стороны, разуверившиеся во всем граждане, которых втихую поддерживает и придерживает мафия, с другой — члены политической «касты», озабоченные, по словам Фелтри, «лишь дележом власти и желанием удержаться в креслах со всеми их привилегиями». Что-то подобное в истории (и не только итальянской) происходило уже не раз. Но заканчивалось всегда плохо