Все могло быть иначе...

Вспомнили?

Этот телефильм я смотрела в первый раз лет, кажется, в десять под недовольное ворчание строгой бабушки ("Что ты можешь там понимать?"), понимая и в самом деле немного, но чувствуя, что за происходящим на экране действием, за словами героев прячется важное и интересное. Актерские понятия - "второй план" и "подтекст" мне были незнакомы, игры, в которые играют люди, ждали в будущем, но первый опыт постижения изнанки человеческих отношений дал мне больше, чем университетский курс психологии.

Потом я буду пересматривать этот фильм не один раз, в разном возрасте, в разных обстоятельствах и жизненных декорациях. С него начнется Джон Бойнтон Пристли - сказочное романтическое "31 июня", трагическое "Время и семья Конвей", роскошный "Король демонов", пронзительно-нежная "Дженни Вильерс"... Но пьеса "Опасный поворот" так и останется самой любимой на всю жизнь.

История человека во что бы то ни стало стремящегося найти правду, распутать сложный клубок человеческих отношений, убрать все ширмы и увидеть истину в ее подлинном свете никого не может оставить равнодушным. Все мы хотим правды, честности, ясности, открытого диалога, все отвергаем ложь, фальшь, лицедейство и манипуляции.

Но готовы ли мы к правде и сможем ли вынести ее тяжесть? Хватит ли у нас мужества принять окружающих нас людей с их несовершенством, слабостью и греховностью? А самих себя - настоящих, непридуманных, несыгранных по собственному нехитрому или хитрому сценарию - осилим? Или в ужасе зажмурим глаза, закроем уши и рванем в сторону спасительного самообмана? 

Может быть, поэтому каждый из них, совершающих то и дело головокружительные повороты в сюжете, заставляет вслушиваться в звучащие реплики, всматриваться в выражение лица, "считывать" мимику, жесты, пластику, и понимать, что все это - мозаичные кусочки, из которых выкладывается разноцветное жизненное панно, где важен каждый штрих, каждый оттенок, намек, удивление, улыбка, опущенный взгляд и еле слышимый вздох. Потому что все эти "мелочи" меняют общую картину прямо на наших глазах. И счастливый становится несчастным, честный - лгуном, умный - глупцом...

Карты судьбы переворачиваются, меняют значения, пасьянс не сходится снова и снова... почему?

И есть ли смысл в игре? Нужны ли сказанные слова, совершенные открытия, обнаруженные факты, если в итоге рушится жизнь и отношения людей? Или, построенные на полуправде, они были неустойчивы с самого начала, и поэтому рассыпались, как хрупкий карточный домик от случайной мелодии в музыкальной шкатулке, праздного вопроса, легкой ленивой насмешки?

Все могло быть иначе... Зажигательный веселый фокстрот продолжает звучать, даже после выстрела...

Не будите спящую собаку. А если разбудили, пристрелите немедленно, иначе ее смертельный укус навеки успокоит ваше любопытство. 

"Я весь свой век прожил среди иллюзий...Они давали мне надежду, в них черпал я мужество. Они помогали мне жить. Возможно, что все это нам должна была бы давать вера в жизнь. Но у меня нет этой веры. Ни религиозной веры, ни какой иной. Только этот проклятый скотный двор, в котором я должен жить. И это все. И вдобавок мне еще даны какие-то поганые железы, и секреции, и нервы, чтобы чувствовать и переживать. Но все это было не так уж плохо, скажу я вам, пока у меня были мои маленькие иллюзии."

"- Вы - вор, наглый обманщик, лжец и низкий, грязный соблазнитель!

- А вы - дурак, Кэплен. У вас очень солидный вид, и только. На самом деле у вас много общего с вашим полоумным братцем. Вы не желаете взглянуть реальной правде в глаза. Выдумали себе какой-то дурацкий рай, в котором и обретались, а теперь, выбравшись оттуда благодаря потраченным за целый вечер усилиям - и, заметьте, вы сами этого захотели, - теперь строите дурацкий ад, в котором отныне намереваетесь пребывать."

"- Кстати, я сейчас стою перед весьма важной проблемой, которую приходится решать только женщине: если к вам в дом возвращают человека для того, чтобы сказать ему, что он мерзавец, негодяй, подлец, а возможно, и вор, должна ли я тем не менее приготовить ему несколько сэндвичей?

- От меня он никаких сэндвичей не получит!

- Нет честности - нет и сэндвичей, не так ли? Вот твой девиз. О, дорогой, какими мрачными мы стали без Мартина! Он был бы в восторге от всего этого. Он придумал бы невероятные, невообразимые грехи и каялся в них. Послушайте, не смотрите на меня так торжественно мрачно, вы оба!"

"Мне кажется, говорить правду все равно что делать поворот на скорости шестьдесят миль в час."

"Изящно упакованная мерзость."