Деградирующие "трезво думающие"
На модерации
Отложенный
Деградирующие «трезво думающие»
На сообществе «Поэзия и жизнь» 23 и 26 октября были размещены соответственно статья Евгения Вермута «О величии А.С.Пушкина» и «Отчет».
Речь идет о якобы искусственно созданном в русской литературе и русском общественном сознании идола А.С.Пушкина, созданного не путем осознания гениальности произведений Пушкина, а путем идеологического внушения, путем манипуляции сознания людей. Е.Вермут обосновывает свои утверждения, не анализируя творчество поэта, а исходя из надуманных несуразиц.
Я думаю, что любители поэзии, прочитав статью Е.Вермута, вовсе не почувствуют себя ни униженными, ни оскорбленными и не набросятся на него, как он это себе представляет. Опасения Е.Вермута говорят всего лишь о том, что «кошка знает: чье сало съела». Естественно предположить, что любители поэзии испытают другие чувства, схожие с теми, которые испытывают люди, узнавшие о неком совершенном вандализме на кладбище. Возникает вопрос: кому и зачем это надо? Ответ на этот вопрос, как правило, не лежит на поверхности.
В текстах, в которых правда с кривдой перемешаны, как правило, присутствуют элементы софистики, с помощью которых авторы пытаются придать текстам аргументированную основу. Логику можно игнорировать, но ее нельзя опровергнуть, поэтому даже тщательно скрытое интеллектуальное мошенничество можно обнаружить. В рассматриваемой статье уже ее название представлено некорректно, поскольку оно не соответствует содержанию статьи. В статье речь идет не о величии А.С.Пушкина. Напротив речь в ней идет о навязанном школьным образованием, очередном идоле в лице А.С.Пушкина.
К такому выводу автор статьи приходит из ложных представлений о задаче школьного образования и процессе преподавания литературы в школе. По мнению его, школьные учителя безоговорочно внушали величие А.С.Пушкина без возможности обсуждения, и ученики обязаны были верить учителям. На самом деле дети ходят в школу, чтобы получить знания, и без веры учителям никакие знания невозможны. Само по себе предположение о возможности получение знания школьниками без доверия учителю представляет собой некий педагогический нигилизм. При изучении литературы в школе, школьные программы требовали от учеников прочтение произведений. На классных занятиях проводили анализ произведений и писались сочинения (классные и домашние), где ученики высказывали свое мнение. Таким образом обсуждались произведения писателей, в том числе и А.С.Пушкина, поэтому утверждение Е.Вермута об отсутствии обсуждения является ложным.
А.С.Пушкин русский поэт классик, и этим все сказано. Классик означает и выдающийся, и великий поэт. Не может быть классик не великим поэтом. Е.Вермут очень смешно пошутил, утверждая, что Гороно приговорил поэта к такой исключительности, как величие.
Жаль, что автор неточен в своем юморе: А.С.Пушкин был признан мировой культурной общественностью классиком задолго до появления Гороно. У Е.Вермута могут быть претензии к этому органу образования только, если они касаются его личного образования.
Основной аргумент Е.Вермута, из которого он делает свое заключение, состоит в том, что нельзя быть великим поэтом «всех времен», поскольку для такого признания надо родиться в то время, когда жил поэт. Только тогда мы сможем правильно оценить его творчество и признать великим. Поскольку мы не родились в то время, когда жил Платон, ни в то время, когда жил Ньютон, то в соответствие с утверждением автора, мы не можем достойно оценить их творчество, и поэтому эти мыслители не могут быть великими. Я воздержусь комментировать столь необычную для здравого смысла конструкцию мысли Е.Вермута, в которой игнорируется вся система сложившихся в исторической практике знаний.
Использование библейской заповеди «не сотвори себе кумира» – это слабый аргумент автора, поскольку для ее применения нужно знать ее толкование, заложенный в ней смысл, который предполагает обязательное существование условия «чтобы не навредить себе». Но как можно навредить себе, признавая А.С.Пушкина великим поэтом? Слепое следование догмам приводит к абсурду.
Сложно поверить Е.Вермуту в его искренность, когда он говорит, что он уважает Пушкина «и его поистине бессмертные произведения». Поскольку тот пафос, с которым он говорит о поэте, в целом имеет негативную интонацию. А из признания автора статьи того, что произведения поэта бессмертны, должно логически вытекать признание бессрочного величия поэта. Ибо если произведения бессмертные и было признано, что написаны они великим поэтом, то тогда, следуя логике и простому правилу: « благодарение существует, пока существует благодеяние», поэт не может вдруг перестать быть великим. Но Е.Вермут предпочитает наличие противоречия в своих суждениях.
Следует заметить, что на Западе творческие достижения и общественная польза деятельности оцениваются материальными средствами: чем богаче человек, значит, тем большую пользу он принес обществу своим творчеством или деятельностью. В российской культуре преобладают моральные ценности. Здесь общественная польза оценивается, прежде всего, уважением, признанием авторитета. Переход на западные ценности требует уменьшения влияния русской культуры, и литературного наследия в частности, в общественной мысли. Приобщение к современной западной культуре происходит одновременно с отчуждением от традиционной русской культуры, ее классики. Публика, которая именует А.С.Пушкина очередным идолом и которую Евгений Вермут именует «трезво думающие люди», больше похожа на деградирующую часть общества, отчуждаемую от русской культуры и предпочитающую современную западную культуру и ее ценности.
Комментарии
А слава...?Нужна ли она?!