Несколько слов о государстве-фраере

 

Евгений Сатановский, Москва

 

Непредвзятый взгляд со стороны на итоги ближневосточной миротворческой дипломатии - как таковой, а не только последних двух десятилетий, показывает, что Израиль превратился в главного регионального фраера. Причем, не только для ООН и «коспонсоров мирного процесса», но и для его соседей. 

Понятно, что этот термин в еврейском государстве вызывает массу негативных эмоций, но что есть – то есть. Из песни слова не выкинешь, и другого определения израильской внешней политики у автора нет, поскольку подобрать таковое он не в силах. Разительное несоответствие военного, экономического и интеллектуального потенциала страны и народа, ее населяющего, и провальных соглашений, которые год за годом и десятилетие за десятилетием предлагают заключить, заключают, или, по счастью, не успевают заключить ее политические руководители, не может быть объяснено ничем иным. Эти люди – не государственные деятели и не политики международного масштаба, а фраера. Причем, дешевые фраера. Мелкие наперсточники, взявшиеся играть в игру, правил которой не понимают – при том, что игра идет по-крупному, проигрывают они раз за разом и этого даже не понимают. 

Сами они себя так не оценивают – упаси Господь, как можно! Они министры, премьер-министры, президенты Эрец-Исраэль. За ними пять тысячелетий истории еврейского народа. Они – непосредственные наследники царей Давида и Соломона, Маккавеев и первосвященников, Давида Бен-Гуриона и Зеэва Жаботинского. Исходя из чего, бездарно растрачивают бесценные достижения предшественников, уступая завоеванное потом и кровью в обмен на пустые договора, которые не стоят той бумаги, на которой они напечатаны. Впрочем, не стоит делать им комплименты, которых эти большей частью пожилые или находящиеся по старости лет на грани выживания из последних остатков разума высокопоставленные люди не стоят. Вот уже больше десяти лет, как они не получают и этих бумажек, отступая в одностороннем порядке. Как назвать министра обороны, президента или премьер-министра, которые бросают всё на произвол судьбы, лишь бы сдать врагу очередной плацдарм, попутно объясняя изумленному этой стратегией населению, что делается это исключительно в его, населения, интересах? Не фраером, нет? А тогда кем? Лоботомию всем им, что ли, проводят в коллективном порядке? 

Соответственно, для всего мира и всего Ближнего Востока Израиль – государство-фраер. А с фраерами и поступают, как и положено с ними поступать. Нервными. Враждующими между собой. Заискивающими перед недоброжелателями. Сдающими союзников. Заигрывающими со смертельными врагами. Неуверенными в себе, невзирая ни на какие победы. Пытающимися торговаться там, где все остальные ставят условия. Отступающими и наступающими не там и не тогда, когда не отвести войска или не ударить по противнику нельзя по объективным причинам, а из-за политического шантажа, приближающихся парламентских выборов или очередного внеочередного правительственного кризиса. Ведущими переговоры по вопросам, которые не подлежат обсуждению по законам, принятым израильским парламентом. 

Понять всё это нельзя. Объяснить нечем. Но объяснений никто и не требует – в парламентских дискуссиях речь идет о тактических частностях, а не о том, что вся стратегия «мирного урегулирования» - провальна с начала до конца.

 

Синай брали в 1956 и 1967 годах и отстояли в 1973-м. Отдали в обмен на Кэмп-Дэвидский договор, сдав всё: порты, аэродромы, нефть, горные проходы - и в последний момент вспомнили о Табе. Так запойный алкоголик, пропивая состояние, бьется за то, чтобы не закладывать в ломбард последний фрак. Самоуспокоительные заклинания о вечном мире с Египтом закончились «арабской весной». Мубарак под судом, власть в АРЕ захватили исламисты, «газопровод мира» взрывают так же регулярно, как солнце встает, израильское посольство в Каире уничтожено, а дипломаты изгнаны из страны. На Синае салафиты, бедуинские племена, «Хизбалла», палестинские террористические группировки всех типов и «Аль-Каида» конкурируют друг с другом. При этом «Филадельфийский коридор» израильтяне не контролируют и вопрос только в том, начнется ли сначала новая, ракетная «война на истощение» или очередная израильско-египетская война. 

Газу брали в 1956, 1967 и почти взяли в 2009-м. Почти, потому что отдавать ее было некому, а уничтожение ХАМАСа и возвращение туда ЦАХАЛа заставило бы задать вопрос: за каким, собственно, дьяволом в 2005 году его оттуда вывели. Южный Ливан несколько раз занимали в 70-е, укрепились там в 1982-м, ушли в 2000-м, зашли-ушли в 2006-м… Такое вот развлечение – елозить танками туда-сюда, на радость «Хизбалле». Когда у сторонников Эхуда Ольмерта хватает оптимизма полагать его возможным лидером страны и надеждой левых, это могло бы выглядеть даже забавным, если не вспоминать, что результат последних войн Израиля, которые провело его правительство – ноль. Ракет и в Газе, и на юге Ливана сегодня больше, чем было – и чего бы он добился, отдав Рамалле Иудею с Самарией, а Сирии – Голаны? Впрочем, была еще и «Флотилия свободы» - успешная провокация исламистов, позволившая Реджепу Эрдогану разорвать союз с Израилем, представив Турцию жертвой. Удивительно ценные достижения. Отцы-основатели государства дружно переворачиваются в гробах. Главное - не победа, главное - участие. Дивиденды мира, жертвы мирного процесса, я обещал – но я не обещал выполнять. А потом пусть все они вертятся как пропеллеры. При этом Нобелевскую премию мира получает один, а взрывают всех остальных. 

На самом деле, Израилю осталось совсем немного для того, чтобы вернуться к тому состоянию дел, в котором страна находилась до 1967 года. Отдать сирийцам Голаны, где расположена треть израильских источников воды. Если Асаду, которого могут свергнуть, отдать не удастся, можно просто уйти с них в одностороннем порядке. Благо Сирия постепенно превращается в большой Ливан с гражданской войной всех против всех, и на Голанских высотах местные исламисты успешно создадут плацдарм против Израиля. Да и из Иудеи и Самарии, в преддверии коллапса ПНА, непременно нужно уходить. Ведь большего подарка ХАМАСу сделать уже не удастся. С точки зрения и врагов, и друзей Израиля – это политика государства, которого иначе, как фраером не назовешь. Но с другой точки зрения – это минимум две Нобелевские премии мира, а если очень постараться – то и три. Был такой прецедент. И ведь кому-то персонально они достанутся? «Хорошо мне – хорошо Израилю» - была такая поговорка. Интересно, после Осло она еще есть? 


Колумнист «МЗ» Евгений Сатановский - президент российского негосударственного Института Ближнего Востока

Источник: http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=5387

28
1722
6