Всеволод Чаплин: "Скорсезе я бы запрещать не стал"

автор: Алиса Иваницкая 

Прокуратура Москвы решила проверить фильм Мартина Скорсезе "Последние искушение Христа" на наличие в нем экстремизма. "Прокуратурой Москвы организовано исследование смысловой направленности кинофильма "Последнее искушение Христа", по итогам которого будет принято решение", — цитирует "Интерфакс" письмо заместителя генпрокурора Виктора Гриня депутату Госдумы от партии ЛДПР Александру Старовойтову. Старовойтов, по словам своего помощника, направил запрос о проверке киноленты на наличие в нем признаков экстремизма, так как, по мнению депутата, он может быть оскорбительным для чувств верующих. Депутат также попросил запретить распространение в сети видеоклипа панк-молебна Pussy Riot, материалы по которому прокуратура уже направила в суд. Как объяснил PublicPost помощник Старовойтова, депутат считает, что необходимо быть последовательным и запретить распространение в сети не только "Невинности мусульман", но и другие оскорбительные для чувств верующих видео.

Фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" по роману Никоса Казандзакиса "Последнее искушение" вышел на экраны в 1988 году. Фильм сразу стал объектом критики со стороны религиозных деятелей. Одной из наиболее спорных для верующих является сцена искушения, где уже распятому Иисусу приходят видения его семейной жизни с Марией Магдаленой и детьми. Несмотря на это, кинолента была номинирована на премии "Оскар", "Золотой глобус" и "Грэмми". В России фильм на центральном телевидении показывали в 1997 году на канале НТВ. Тогда верующие ответили многотысячным митингом у Останкинского телецентра и бойкотом телеканала.



"Правоохранительные органы и, если понадобится, суд будут выносить решение, — прокомментировал  PublicPost начало проверки председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин. — Я честно признаю, что не очень хорошо помню фильм. Я его смотрел более 10 лет назад. Известно, что этот фильм многие верующие восприняли негативно, и многие из них ожидают, что он не будет показываться по общедоступным телеканалам, особенно доступным детям. Но вот есть ли здесь экстремизм и есть ли здесь что-то оскорбительное для верующих, для меня открытый вопрос.  Есть произведения искусства, в которых неправильно трактуются противоположности образа Христа. Его пытаются представить только человеком, его пытаются представить грешным человеком. Его пытаются представить тем, кто примиряется с человеческим грехом. В Евангелии Христос описан иначе. Я считаю подменой такие трактовки образа Христа, как Иешуа в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", Jesus в рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера, но я не считаю эти произведения ни оскорбительными, ни экстремистскими.  Это повод для дискуссий, для спора, для выяснения исторической правды и серьезного разговора о том, почему сегодня некоторые пытаются интерпретировать образ Христа так, чтобы встроить его в общество потребления, в общество соглашательства с грехом и пороком. Но запрещать эти произведения я бы не стал. Конечно, фильм Скорсезе на грани, но оскорбления религиозного символа в нем нет, есть определенная трактовка, с этой трактовкой можно и нужно спорить, ведь это искаженная трактовка образа Христа".