Сколково: дорога в никуда

На модерации Отложенный

Когда президент Дмитрий Медведев затеял проект создания инновационного центра в Сколково, многие надеялись, что продлится это недолго, что смена главы государства приведет к смене приоритетов и положит конец этой затее.
В научной среде к «Сколково» с самого начала относились даже не с неприязнью, а с ужасом. В стране, где уже есть сильные научные центры, катастрофически нуждающиеся в поддержке и финансировании, миллионы долларов были брошены на то, чтобы построить на пустом месте нечто новое и непонятное, поскольку даже направления и цели проекта внятно определены не были. Вместо постановки конкретных задач предлагалось заниматься инновациями вообще, не определяя толком ни целей, ни приоритетов. Огромные деньги выделялись на абстрактные благие пожелания, иными словами – шли в никуда. Но эти средства фактически изымались из бюджета реально работающих научных заведений, даже если формально проходили по другим статьям.
После смены президента про «Сколково» на некоторое время и вправду забыли, а в научных сообществах забрезжила смутная надежда, что поток нефтедолларов рано или поздно достигнет и организаций, занятых научными изысканиями.
Справедливости ради надо отметить, что за последние годы обеспечение исследовательских центров оборудованием улучшилось, а кое-где стали платить зарплаты, в получении которых не стыдно признаваться.
Но главная проблема остается нерешенной: нет сформулированных стратегических приоритетов, нет научной политики, ориентированной на несколько ключевых направлений, нет связи между исследованиями ученых и задачами, которые возникают из повседневной жизни страны, нарушена связь науки с производством.
И в тот самый момент, когда эти вопросы, казалось бы, наконец, могут быть если не решены, то хотя бы поставлены, вновь возникает проект «Сколково». Только теперь уже не в качестве светлой и дорогостоящей мечты об инновационном центре, а в качестве грандиозного транспортного узла. Сюда собираются тянуть ветку железной дороги, тут должны быть проложены новые шоссе. Вся эта транспортная инфраструктура ведет в никуда. Конкретнее – в точку, где амбиции начальства соединяются с его иллюзиями и некомпетентностью. Точка эта теперь будет обозначена на карте совершенно конкретно.
За 2010-2011 годы на «Сколково» было потрачено около 11 миллиардов рублей, еще 22 миллиарда планируется потратить в году нынешнем. Непосредственно из бюджета на развитие «иннограда» до 2015-го выделяется 85 миллиардов рублей. Остальные средства вроде бы должен дать бизнес, но на самом деле предполагается финансирование со стороны государственных компаний, которые в добровольно-принудительном порядке создают фонды поддержки инноваций или выделяют средства на «пожертвования».

Инновации, в свою очередь, состоят в строительстве помпезных зданий и грандиозных сооружений. Но жалеть менеджеров госкомпаний не надо. Сделав пожертвования, они, со своей стороны, будут доить тот же бюджет, требуя возместить им средства, затраченные на реализацию политически важного и поддержанного правительством проекта.
В то самое время, когда в стране катастрофически не хватает дорог, когда легче, а порой и быстрее слетать в Турцию, чем проехать между двумя соседними областными центрами, когда во многих крупных городах закрыты аэропорты, когда даже в Москве транспортная ситуация выглядит критически, деньги выбрасывают на «сколковский хаб». А поскольку объяснить все это научными задачами уже не удается по причине отсутствия самих более или менее внятно сформулированных задач, у «Сколково» появляется новое предназначение. Там собираются провести саммит «большой восьмерки» в 2014-м. Правительственный чиновник признался журналисту, что после начала нового проекта ни о каких инновациях в «Сколково» речь уже не идет. Главное – освоить выделенные средства и завершить строительство к назначенному сроку.
Опыт Владивостока показал, что у нас в стране международные встречи обходятся существенно дороже, чем в других государствах.
Но в случае с Дальним Востоком можно все-таки оправдывать вложения средств потребностями развития региона. Какой регион собираются развивать вокруг «Сколково», неясно никому.
Аппетиты разработчиков этого проекта показались избыточными даже для некоторых представителей правительства. Владислав Сурков, который в качестве заместителя главы кабинета министров посетил «инноград», вынужден был признать: он не понимает, зачем нужно строительство там двух монументальных объектов с говорящими названиями «Скала» и «Купол». Потратить на эти два сооружения собираются не то двадцать, не то тридцать миллиардов рублей. С точки зрения В. Суркова, это не совсем то, что надо для создания среды, где людям «уютно и интересно».
Однако проблему не удастся решить, сократив аппетиты компаний, собирающихся наживаться на бюджетном финансировании проекта, поскольку проект, судя по всему, сам по себе не нужен и даже вреден. Не признают ли власти имущие, сводя вопрос о перспективах модернизации страны к обсуждению планов строительных работ, что на содержательном уровне ни о какой модернизации или развитии они думать не собираются?

Борис Кагарлицкий – директор Института глобализации и социальных движений