Женщины руководители

Женщины руководители

C июля в Нидерландах вступает в силу закон, согласно которому в советах директоров компаний должно быть не менее 30% женщин. И это не единственный пример: начиная с 2008 года подобные нормы введены в нескольких странах Европы. Но и в других государствах в высоких кабинетах женщин становится все больше. Это неудивительно: еще до мирового кризиса многочисленные исследования доказали, что присутствие представительниц прекрасного пола в руководстве повышает эффективность работы компаний. Можно ли изменить ситуацию в бизнесе с помощью гендерных квот? И подхватит ли Россия западную тенденцию?

Дама  к прибыли

Как только в совете директоров появляется женщина, акции предприятия начинают расти. Такой вывод сделал профессор финансов австралийского Университета Нового Южного Уэльса Рене Адамс в исследовании 2011 года «Имеет ли значение пол в совете директоров?». Он проанализировал 3 тыс. случаев реакции рынка на назначение нового директора и выяснил: когда приходит мужчина, котировки бумаг реагируют по-разному, а когда женщина  всегда идут вверх.

Двумя годами ранее, в 2009-м, едва миновала острая фаза мирового кризиса, профессор французской Бизнесшколы CERAM Мишель Феррари опубликовал похожее исследование но уже о падении акций. Он изучил динамику фондового индекса САС 40 и выявил, что бумаги фирм, где женщины «рулят» наравне с мужчинами, таких как LVMH (56% женщин в управлении) или Sanofi (44,8%), меньше теряют в весе, чем индекс в целом. А бумаги компаний, где начальниц мало, таких как Alcatel-Lucent (8,68% женщин) и Renault (21,77%),  больше, пишет профессор в исследовании «Гендерное разнообразие как защита от банкротства». Но женщины влияют не только на фондовый рынок. В другой своей работе  «Мировой финансовый кризис: женщины как противоядие»  ученый показал, что компания со смешанным руководством понесла меньшие потери в 2008 году. «Женщины своими решениями или советами уравновешивают порой рискованное поведение мужчин»,  пояснил Мишель Феррари. Такие черты слабого пола, как осторожность, обдуманность поступков и меньшая склонность к риску,  вот залог выживания во времена нестабильности.

Ответственность в финансовых вопросах, похоже, тоже воспринимается как женская особенность. В докладе «Влияние пола финансового директора на вероятность получения банковского кредита», опубликованном в прошлом году профессорами Политехнического института Ренсселера в США Биллом Фрэнсисом, Ифтехаром Хасаном и Кьянгом Ву, приводятся интересные факты. С 1994 по 2006 год американским компаниям, в которых кресло финансового директора занимала женщина, банки предоставляли кредиты на выгодных условиях: по ставке на 11% ниже обычной, с более долгим сроком погашения и менее жесткими залоговыми требованиями.

«Включение женщин в структуру правления многих крупных международных компаний благотворно влияет на их развитие,  соглашается с исследователями гендиректор Philips в России, Украине, Белоруссии и Центральной Азии Арьян де Йонгсте.  Думаю, это происходит потому, что сейчас, в эпоху развитых рынков, когда разница между крупнейшими игроками порой минимальна и уровень конкуренции особенно высок, возникает потребность в сбалансированном двустороннем взгляде». Женщина и мужчина во главе компании создают прекрасный деловой тандем. «Мой жизненный опыт подсказывает, что для бизнеса очень плодотворен союз мужчины стратега, мыслящего глобально, и женщины тактика, умеющей видеть детали, обходить препятствия, находить и воплощать наилучшие решения стратегических планов»,  говорит гендиректор Fast Lane Ventures Марина Трещова. Женщины к тому же более комуникабельны и лояльны, а главное  настроены на формирование команды, добавляет руководитель проекта Board Solutions Светлана Хмелевская.

Такая синергия способна стать мощным драйвером экономического роста: если женщины смогут получать зарплату наравне с мужчинами и занимать аналогичные должности, ВВП Америки увеличится на 9%, ЕС  на 13%, Японии  на 16%, подсчитали эксперты компании Goldman Sachs в исследовании «Гендерное неравенство, экономический рост и глобальное старение», опубликованном еще вышел доклад McKinsey, где были проанализированы финансовые показатели 362 крупных компаний Европы и стран БРИК, в руководстве которых много женщин. Выяснилось, что в целом эти фирмы на 41% опережают сектор по рентабельности собственного капитала и на 56%  по операционной прибыли.

Сегодня, когда экономический рост Европы равен нулю и неизбежность нового кризиса уже не вызывает сомнений, тема гендерного баланса выходит за рамки научных изысканий. Видя в равенстве ключ к спасению, компании все чаще приглашают женщин «порулить», а в некоторых странах даже вводят соответствующие квоты.

Парадокс пола

Уже пятый год подряд компания McKinsey публикует различные отчеты, объединенные «женской» темой. По ее данным, сейчас 17% мест в советах директоров в мире занимают женщины, что на 5 процентных пунктов выше, чем в 2007-м. Во Франции за это время доля женщин выросла с 8 до 20%, а в Нидерландах  с 7 до19%.

«Буду работать до последнего, я не могу позволить себе декретный отпуск,  говорит беременная мать четверых детей, гендиректор компании Infowatch и сооснователь «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская.  Рожу пятого  и опять к работе». И она не одинока в этой страсти к карьере. Россия сегодня в мировом тренде. С одной стороны, именно наша страна раньше других встала на путь феминизма. «Еще со времен СССР женщины получили равные права с мужчинами и активно работали на руководящих постах,  отмечает председатель оргкомитета Женского делового форума Наталья Ермолаева.

  У нас существует и традиция, и преемственность, и полное принятие такой ситуации обществом». С другой стороны, право женщины на труд признавалось в основном на уровне линейного персонала, и лицо российского бизнеса  это, как правило, лицо мужчины. Лишь в последние годы представительницы прекрасной половины человечества все чаще оказываются на верху карьерной лестницы.

Еще год назад 13% мест гендиректоров и 49%  финансовых директоров в российских компаниях занимали женщины. Сейчас их 21 и 60% соответственно, согласно ежегодному докладу PricewaterhouseCoopers и Ассоциации менеджеров «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса» (2012). И все-таки и в нашей стране, и за рубежом сегодня у женщин те же проблемы при построении карьеры, что и в прошлом, до настоящего равенства еще далеко. Из 11 руководителей среднего звена женского пола только у одной есть шанс стать директором, говорится в последнем отчете McKinsey «Как совершить прорыв».

Квоты: быть в тренде

Чтобы помочь женщинам преодолеть «стеклянный потолок», некоторые государства начали вводить квоты на их представительство в советах директоров. Такой закон первой приняла Норвегия, где с 2008 года в совете директоров должно быть не менее 40% женщин. Следующими стали испанцы, затем французы. Сейчас Италия готовится к принятию подобного закона, в Германии он только обсуждается. В Великобритании ввели рекомендации для бизнеса, если же в ближайшие несколько лет никаких изменений не будет, королевство вернется к вопросу о принятии закона. Но не только Европа движется в этом направлении. Например, Австралия в 2011-м вышла на первое место в мире по доле женщин в советах директоров. В России законопроектом о квотах занимается Женская ассоциация «Сколково»: предполагается, что с 2017 года доля представителей одного пола в руководстве компаний должна быть не менее 25%, а через три года не менее 40%. Сейчас законопроект разрабатывается и будет рассмотрен в лучшем случае в осеннюю сессию.

Однако у инициативы уже есть ярые противники. Вернее, противницы. Они приводят два аргумента. Первый  квоты делают компании уязвимыми. «Представьте, вы собираете олимпийскую команду и вам говорят, что у вас должно быть не менее 20% высоких голубоглазых блондинов,  объясняет Наталья Касперская.  А у вас много чернокожих кандидатов, потому что они бегают быстрее. Ведь для победы нужны только лучшие». То же самое в бизнесе: чтобы построить компанию мирового уровня, требуются не те люди, которые могут навязываться извне по любым признакам (будь то цвет глаз, пол или сексуальная ориентация), а те, которые подходят для этой работы. Поэтому любые квоты априори снижают конкурентоспособность и, соответственно, качество.

Второй аргумент  «запихивать» женщин в советы директоров унизительно. «Квоты нужно вводить заранее,  уверена Светлана Хмелевская.  На уровне обучения, делая все возможное, чтобы привлечь больше женщин в институты, в том числе технические, и получения допобразования  как в вузах, так и в корпоративных университетах». Ведь, решая, кого из сотрудников отправить на курсы повышения квалификации, компания подчас делает выбор в пользу мужчины только на том основании, что женщина может уйти в декрет и не отработать потраченные на нее деньги.

Россия vs Швеция

Закрытый клуб «Комитет 20», объединяющий женщин  лидеров бизнеса, в 2010 году провел исследование «Карьера в России: как добраться до вершины?». Оказалось, что гендерные стереотипы чаще встречаются именно в наших, а не в иностранных компаниях. «Женщина руководитель для российской бизнес-культуры на данный момент скорее перспектива, чем данность»,  полагает Арьян де Йонгсте.

Может ли доля женщин в российском бизнесе расти без квот? Конечно, но без законодательной базы этот процесс рискует сильно затянуться. Вряд ли российские мужчины добровольно будут уступать свои места женщинам, пусть и в честной конкурентной борьбе. Сознание россиян всетаки далеко от менталитета шведов: эта скандинавская страна занимает второе место в Европе по количеству женщин на руководящих позициях, причем там обходятся безо всяких указаний сверху. У нас же без законодательного закрепления гендерного состава совета директоров не помогут никакие рекомендации, уверена Татьяна Олифирова, президент Женской ассоциации «Сколково». «Если мы хотим быть в глобальном тренде, следовать последним тенденциям корпоративного управления, Россия просто обязана это сделать [принять закон о квотах.  Прим. «РБК»]»,  подчеркивает гжа Олифирова.

Только вот ждать сиюминутного экономического эффекта от введения закона не следует. «Любая обязаловка в первый момент не приведет к существенным переменам, ведь женщин-профессионалов недостаточно,  считает президент «Комитета 20», заместитель декана Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Анна Белова.  Однако в долгосрочной перспективе квота формирует спрос, а на сформированный спрос уже начнут поступать предложения». Иными словами, квоты создадут условия, в которых женщины смогут на равных конкурировать с мужчинами на всех ступенях корпоративной лестницы. Но ждать принятия закона женщины не согласны. В этом номере журнала мы публикуем рейтинг самых высокооплачиваемых менеджеров России. В списке из сотни имен 11  женские. Тогда как в 2008м в рейтинг вошли только шесть представительниц слабого пола. Быть может, к 2017 году вопрос о квотах отпадет за ненадобностью?

Касперская Наталья, McKinsey, бизнес, гендер