Кто в литературе значимее – Маршак или Некрасов?

На модерации Отложенный

Сегодня исполнилось 125 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака – советского поэта, переводчика, драматурга. Наши родители, мы сами, наши дети и внуки росли и растут, читая его стихи и сказки.

Не равнодушный к литературе читатель знает, что Маршак – автор признанных лучшими переводов на русский язык сонетов Шекспира и некоторых стихотворений европейских поэтов.

Вчера и сегодня разные каналы телевидения несколько раз вспомнили о Маршаке. Передачи были весьма подробными и интересными. Вызывали чувство радости, на несколько минут возвращали в детство, в прекрасное советское время. На фоне многих других передач ТВ выделялись какой-то особой концентрацией человечности, доброты, душевности, которых сегодня так не хватает не только на телеэкране, но и в жизни.

Год назад исполнилось 190 лет поэту Николаю Алексеевичу Некрасову.

Тому самому Некрасову, который создал несколько бессмертных образов русской женщины. Я вспомню два из них.

Один пронзительно-щемящий:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!".

Другой – величественно-монументальный: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет.

Тому самому Некрасову, который написал поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Тому самому Некрасову, который с особой силой, возможно, мощнее и глубже всех других русских поэтов выразил душу русского народа.

Так вот, как было сказано, великому поэту Николаю Некрасову в прошлом году исполнилось 190 лет. И я не помню ни одной телевизионной передачи, в которой сказали бы о Некрасове. Как будто и не было его в нашей литературе.

А ведь можно было бы сделать хотя бы пару-тройку сюжетов и напомнить зрителям об этом гении не только русской литературы, но и всей русской культуры, русской истории.

Почему так происходит – мне неведомо.

Не думаю, что функционеры телевидения плохо ориентируются в знаменательных и памятных датах русской культуры. Не могли они не знать о 190-летнем юбилее Некрасова.

Может быть, в их функционерских мозгах нарисовалась собственная картина «россиянской» культуры? И в этой картине: не сходящий с экрана сочинитель песенных текстов Резник – «гениальный поэт» и «достояние республики» (именно так его называли в одной из телепередач), Высоцкий, временами конкурирующий с Резником по количеству проведенных на экране часов – великий поэт. А Некрасов – никто.

Слава Богу, хоть Маршака вспомнили. Правда, этим замечательным фактом, вспоминания Маршака и посвящения ему нескольких ТВ-передач, поставили передо мной почти неразрешимый вопрос: кто в литературе значимее – Некрасов или Маршак?