Кто в литературе значимее – Маршак или Некрасов?
На модерации
Отложенный
Сегодня исполнилось 125 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака – советского поэта, переводчика, драматурга. Наши родители, мы сами, наши дети и внуки росли и растут, читая его стихи и сказки.
Не равнодушный к литературе читатель знает, что Маршак – автор признанных лучшими переводов на русский язык сонетов Шекспира и некоторых стихотворений европейских поэтов.
Вчера и сегодня разные каналы телевидения несколько раз вспомнили о Маршаке. Передачи были весьма подробными и интересными. Вызывали чувство радости, на несколько минут возвращали в детство, в прекрасное советское время. На фоне многих других передач ТВ выделялись какой-то особой концентрацией человечности, доброты, душевности, которых сегодня так не хватает не только на телеэкране, но и в жизни.
Год назад исполнилось 190 лет поэту Николаю Алексеевичу Некрасову.
Тому самому Некрасову, который создал несколько бессмертных образов русской женщины. Я вспомню два из них.
Один пронзительно-щемящий:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!".
Другой – величественно-монументальный: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет.
Тому самому Некрасову, который написал поэму «Кому на Руси жить хорошо».
Тому самому Некрасову, который с особой силой, возможно, мощнее и глубже всех других русских поэтов выразил душу русского народа.
Так вот, как было сказано, великому поэту Николаю Некрасову в прошлом году исполнилось 190 лет. И я не помню ни одной телевизионной передачи, в которой сказали бы о Некрасове. Как будто и не было его в нашей литературе.
А ведь можно было бы сделать хотя бы пару-тройку сюжетов и напомнить зрителям об этом гении не только русской литературы, но и всей русской культуры, русской истории.
Почему так происходит – мне неведомо.
Не думаю, что функционеры телевидения плохо ориентируются в знаменательных и памятных датах русской культуры. Не могли они не знать о 190-летнем юбилее Некрасова.
Может быть, в их функционерских мозгах нарисовалась собственная картина «россиянской» культуры? И в этой картине: не сходящий с экрана сочинитель песенных текстов Резник – «гениальный поэт» и «достояние республики» (именно так его называли в одной из телепередач), Высоцкий, временами конкурирующий с Резником по количеству проведенных на экране часов – великий поэт. А Некрасов – никто.
Слава Богу, хоть Маршака вспомнили. Правда, этим замечательным фактом, вспоминания Маршака и посвящения ему нескольких ТВ-передач, поставили передо мной почти неразрешимый вопрос: кто в литературе значимее – Некрасов или Маршак?
Комментарии
Всё равно, что выбирать между указательным и средним пальцем. Без любого из них рука - инвалид.
Но тем не менее Вы симпатичны мне в своём высказывании
Спасибо!
Опять "в кране нет воды...":)
Во-вторых, возможно, Некрасова поставили в ряд писателей-революционеров.Опять-таки из-за малограмотности. А эта категория литераторов у нас нонича не в чести.
А что касается того, кто главнее , тут я соглашуть с Георгием Сауриди: раздавать места в литературе- дело зряшное.))))
Позаканчивать ВУЗы можно, но посмотри сколько безграмотных даже на этих страницах. А влезешь в их анкеты, оказывается, что все с высшим образоваанием!
Что же касается работников СМИ ( сама из таких) - я их неплохо знаю. Исключая самых-самых, они, как правило, весьма малообразованы ( при наличии дипломов престижных ВУЗов).
Ну, и позиция тоже. Как же без этого!)))))))))
Вы о литературе, а я - о политике. Либерально-демократический курс (недавно в весьма серьёзной статье я прочитал совершенно чудный термин "либердемы") привёл страну к краху. Высшая власть это уже понимает, но, поскольку свернуть не может, пытается хотя бы подсластить курс добрыми жестами в адрес советского прошлого. Умом понимаю, что это ничегоне значит, а сердцу приятно, я уже и к власти нежнее. На то и рассчитано.
"Либердемы", действительно, чудный термин. А можно и чуть переиначить - "дерьмолибы". Пожалуй, даже точнее будет...))
Допустим, Грибоедова мы еще помним (в школе учили, поговорки сохранились), но трагедия отвергнутого мятущегося человека уже нас не волнует. Меньше стало "метаний". Я например, совершенно не воспринимаю Тургенева, его проблемы меня абсолютно не беспокоят, я их для себя решил. Так что сравнивать - нельзя.
Но тот факт, что о Некрасове не вспомнили, а о Маршаке - не раз, указывает на то, какая национальность преобладает на наших телеканалах..... Вот ее бы надо подсократить......
Вообще интересно: в моем институте были маленькие "диаспоры": татарская, украинская, армянская, еврейская.... Но никогда начальник земляку даже рубля премии лишнего не прибавил, все решалось по качеству работы. Поскольку я сам наполовину армянин, за своими земляками особо следил....:))))))
"Но кони – всё скачут и скачут.
А избы горят и горят."
Тот, кто следует разуму - доит быка.
Уменый будет в убытке наверняка:
В наше время доходней валять дурака,
Ибо разум сегодня - в цене чеснока!
Если в зной ты укрыт, а в ненастье одет,
Если сам ты не раб и рабов не имеешь,
Ты - счастливец, каких и не видывал свет.
Если Хайяма и помнят, то не на нашем телевидении :)
И, как справедливо указано в статье, кое-что у Некрасова всё же вечное.
Если есть у тебя для жилья закуток
В наше подлое время и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин -
Счастлив ты и воистину духом высок!
Хайам ценен и прекрасной философией и очень простой формой рубайя, поэтому его легко переводить. Как-то под настроение у меня даже сформировалось четверостишье, подражание Хайаму:
Не спеши обвинять, не спеши,
Голос гнева в себе заглуши.
Не порви в исступлении гнева
Чутких струн человечьей души.....
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А если речь о миграции, то в ХМАО коренная народность - ханты, есть ранние мигранты, потомки казаков, поселившихся здесь с 16-ого века, и поздние мигранты, приехавшие осваивать нефть и газ.
Есть такие тонкости, но не думаю, что они принципиальны....
Можно добавить: режиссером, телеведущим,политологом и пр. и пр.
Порвалась цепь великая
Одним концом по барину
Другим по мужику
"Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан".
Какой либер может любить человека такое сказавшего? А уж если Некрасова пристальнее рассмотреть, то... такой поэт не ко двору! А Маршак, он нейтрален.
А кто был в СОюзе барином?
Охотников до споров модных,
Где много благородных слов,
А дел не видно благородных,
Ты откровенно презирал:
Ты не однажды предсказал
Конец велеречивой сшибки
И слово русский либерал...
Н Некрасов.
Увы, политика сегодня такова: - Души прекрасные порывы...
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BA,_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%B8%D0%BB_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
А от большинства из нас останется только фамилия. У кого по отцу, у кого по матери.
Не так !
Что ни делает дурак,
Все он делает не так.
Начинает не сначала,
А кончает как попало.
С потолка он строит дом,
Носит воду решетом,
Солнце в поле ловит шапкой,
Тень со стен стирает тряпкой,
Дверь берет с собою в лес,
Чтобы вор к нему не влез,
И на крышу за веревку
Тянет бурую коровку,
Чтоб немножко попаслась
Там, где травка разрослась.
Что ни делает дурак,
Все он делает не так.
И не вовремя он рад,
И печален невпопад.
На пути встречает свадьбу -
Тут бы спеть и поплясать бы,
Он же слезы льет рекой
И поет заупокой.
Как схватили дурака,
Стали мять ему бока,
Били, били, колотили,
Чуть живого отпустили.
"Ишь ты, - думает дурак, -
Видно, я попал впросак.
Из сочувствия к невесте
Я поплакал с нею вместе.
Ладно, в следующий раз
Я пущусь на свадьбе в пляс!"
А навстречу едут дроги.
Следом движется народ,
Словно очередь идет.
Поглядел дурак на пеших.
"Ну-ка, думает, - утешь их,
Чтоб шагали веселей
За телегою своей!"
Сапожком дурак притопнул,
О ладонь ладонью хлопнул
Да как пустится плясать,
Ногу об ногу чесать!
Взяли люди дурака,
Стали мять ему бока,
Били, били, колотили,
Полумертвым отпустили.
"Вишь ты, - думает дурак, -
Я опять попал впросак.
Больше я плясать не стану
Да и плакать перестану.
Ладно, с завтрашнего дня
Не узнаете меня!"
И ведь верно, с той минуты
Стал ходить дурак надутый.
То и дело он, дурак,
Говорит другим: - Не так!
Он не плачет и не пляшет,
А на все рукою машет.
Постороннему никак
Не узнать, что он дурак.
Дети буквы пишут в школе,
Да и спросят: - Хорошо ли?
Поглядит в тетрадь дурак,
Да и вымолвит: - Не так.
Шьют портнихи на машинке,
Шьют сапожники ботинки.
Смотрит издали дурак
И бормочет: - Все не так!
И не так селедок ловят,
И не так борщи готовят,
И не так мосты мостят,
И не так детей растят!
Видят люди, слышат люди,
Как дурак дела их судит,
И подумывают так:
"Что за умница дурак!"
А ОНИ - там, в ящике, не говорят, а делают...
Конечно, оба поэта - замечательные Человеки!
Но, то что вспомнили лишь Маршака, говорит о несомненной глупости руководства ТВ - как в плане памяти о великих, так и в плане недальновидности в национальном вопросе.
Или они уже настолько прибурели, что кроме СВОИХ вообще никого чествовать не собираются?..
Спецпредложение:)))).Загляните при возможности.
http://maxpark.com/community/1851/content/1639835
Это мое мнение и имеет право быть.Лично вам его не навязываю.А приличия ради можно , как серъезному любителю и знатоку поэзии, было бы и сформулировать свое несогласие. Но только для этого надо включить мыслительный процесс.
Смешно.....
Если Вы подумали, что автор минусов - я, то совершенно напрасно...)) Минусы я почти никому не ставлю, кроме отъявленных "либероидов".
С Вашей точкой зрения, высказанной в основном комментарии, скорее согласен, чем наоборот. И вообще, все Ваши комментарии, независимо от того, согласен с ними или нет, считаю очень глубокими по мысли и впечатляющими по чувству. В этом смысле я - Ваш поклонник: мне нравятся Ваши комментарии...))
Нет, Йосиф я не имела Вас в виду совершенно.Знаю,что в таком случае у Вас есть слова для аргументирования.Минусы конечно имеют право быть применимы.А зачем они тогда вообще?.Но как-то лучше в такой теме, выявляющей отчасти знание и поэзии и литературы вообще- иметь точку зрения более явную.
После сказанного понимаю, что надо увеличить запас лояльности.
Это правильно : пишу чаще " от чувств -с ":)))Поэтому....не судите строго.:)))
Оба автора в сокровищнице великой русской культуры.
"Некрасов, забросив бойкие куплеты, стал писать "об угнетенных и страдающих". "Основной тон большинства его стихотворений - тон унылого, однообразного плача, прерываемого воплями проклятий и жалоб. Ритмы тягучие, с постоянным стремлением к протяжным звукам, протяжным словам. Почти все эти стихи повествовали о страданиях от холода, голода, насилия, болезней, нужды". Конец цитаты.
А вы русские пословицы-поговорки читали? Представляете себе соотношение радости, оптимизма и отчаяния, тоски, безнадёги и вытянутых жил... Я вам скажу. Точно не считала, но по ощущениям 10:90.
Многие русские песни - это именно унылый, однообразный плач, прерываемый воплями.
У "румяных критиков", к которым Вы меня отправили, хорошо получалось умничать. Да и сами критики вроде не из крепостных.
И что?
Но и Маршак с Михалковым огромную роль играли в моем детстве.
Что значимее: производство чугуна или сапог? И то и другое нужно.
--------------------------
Маршака народ рабочий не читает.
А вот Некрасова помнит.. чуть конечно менее Высоцкого, но наизусть!
"У парадного подъезда" - чпроизносили.. спохмелья.. и потом натрезвяк. Высоцкого - в любом виде.
??????????
Как после пролетарской была диктатура пролетариата, так сейчас - диктатура фарцы.
Торгашей-спекулянтов-перекупщиков краденного, сбытчиков нелегальных товаров, подделок и контрабанды.
Сегодня в моде другие произведения....не несущие никакой духовности.
-У королевы у английской.
-Что ты видала при дворе?
-Видала мышку на ковре.
Не удивлюсь, если Маршака вспомнили просто потому, что ничего другого не подвернулось, а тогда может какие другие новости нашлись. Гламурные или политические.
-А собственное детство?
Следующим я бы, пожалуй, вспомнила "Вересковый мед". А вот "Заповедь" мне больше нравится в переводе Лозинского.
Но это, уже, как мне кажется, сознательная государственная политика... Увы ....
Комментарий удален модератором
"Йа достаю из широких штанин - залупу с консрвною банкою.
Смотрите -завидуйте, йа - ГРАЖДАНИН!
А не какая-ниить там гражданка..."
И ещё Саша Белый, со своим:
"Йа славлю чистое искусство - с грязным салом половым!!"
----------------------
Класс!!! Вот это искусство!! Аж дрожь берёт!
А вообще, роман гениальный, как и все произведения Толстого. Я частенько перечитываю."
Ну что сказать... Какие читатели, такие и передачи...
-Но, в общем,- правильно.Хотя на "Культуре" -бывает, что посмотреть.
=
зря маршак и некрасрв старались
людя так и быдлотой остались...;-)
По теме. Каждый на своем месте и в свое ВРЕМЯ.
Комментарий удален модератором
Если уж зашла речь о Некрасове, я бы непременно упомянул благородные образы русских женщин - княгиню Трубецкую и княгиню Волконскую из его поэмы "Русские женщины".
Но даже и этот факт не заставил бы меня сравнивать этих двух поэтов и ставить "почти неразрешимый" вопрос - кто в литературе значимее – Некрасов или Маршак? Такая постановка во многом напоминает советскую "табель о рангах", где за каждым писателем закреплялся титул, кто - гениальный, кто - талантливый, кто - просто выдающийся.
Каждый талантливый писатель хорош и дорог нам сам по себе, а сравнение их - профессия филологов и литературоведов. Можно сокрушаться о забвении поэзии Некрасова, но причем тут Маршак, Маяковский, Есенин (о нем фильм был снят), или любой другой поэт, если уж случился его юбилей?
поколения. Но вряд ли Вы что-то поняли и приняли из их размышлений?
А вот Некрасова - зачем вспоминать русского поэт? Он ведь певец народа и его бед.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
нести в души своих воспитанников всё светлое и праведное, даже если эту работу возможно делать
за пределами официальной программы. Но это уже духовный человеческий порыв. В забытые времена
это называлось "народничеством".
УЧИТЕЛЯ всегда есть выбор: заниматься просвещение своих воспитанников или играть роль "инструмента"в замкнутом пространстве.А проверки...Ответы учеников либо подтверждают понимание изучаемых предметов и вещей, лежащих за пределами программы, либо не подтверждают. Вот и вся
оценка учителю. Когда я был школьником, на уроках истории и литературы нас учили размышлять над
поступками тех или иных литературных или исторических персонажей. И наше поколение никак нельзя
назвать "потерянным", потому что мы всё-таки умеем отличить зерно от плевела. Способны ли будут
к тому наши дети и внуки, подготовка которых ведётся в рамках вот такой вот программы.?
будем. То то я смотрю, что вместо малых и средних предприятий по деревням и посёлкам, церкви
строятся. В нашем посёлке скоро уж вторая к небу поднимется. Что же, будем продолжать "царя хранить..." и роптать по жизни. А Вас, Алла, я очень хорошо понимаю.
А без шуток - оба не просто хороши, а светочи мировой культуры. Не "больше или меньше", а одинаково в разном.
-Маршак вряд ли собрал такую же порцию "аплодисментов"!
Комментарий удален модератором
Маршак- замечательный детский поэт и переводчик.
Только вод беда к Некрасову никак ГУЛАГ не прицепишь, а к Маршаку можно.
Хотя Маршак абсолютно не причем.
Конечно такие люди как Зиновьев и Шаламов им и в подметки не годились.
То ли дело Вася Аксенов.
http://www.youtube.com/watch?v=3PEaW-9eelY
Я лишь считаю, что каждый народ может, имеет право и должен ориентироваться на культурных деятелей из своей среды, хочу, чтобы мои дети росли на стихотворениях русских поэтов, а творчество Маршака было бы более интересно детям еврейским. Я не согласен с Куприным, когда-то сказавшим, что каждый еврей рождается с предназначением стать русским писателем. Русским писателем еврей не может стать по определению.
Некрасов мною любим и очень.
Но ТВ и Некрасов - это цензура. Цензор, знает что делает. Ему так сказали, да он и не против.
Историю надо чтить. Вот этак и чтут. Маршака вперёд, Некрасова - назад.
Пройдёт время, Бог даст сменится власть нахальная, и вспомнят вновь о классиках по общепринятому принципу - по таланту.
Русскость Высоцкого многих шокирует. И когда был нужен, его вытаскивали наружу. Последние лет десять попал под ценз. Сейчас его мало. Сегодня вновь услышал. Видно, судьба такая. Не хотят ему прощать строки : " Бью я жидов и спасаю Россию".
http://via-midgard.info/news/24854-vladimir-vysockij-i-byu-ya-zhidov-i-spasayu.html
Высоцкий и юдофобия - вещи совершенно несовместимые,а вот для власти антинародной Владимир Семёнович ,разумеется,из "неудобных",как и любой истинно НАРОДНЫЙ поэт...
Некрасова ценил Ульянов-Бланк,а Маршака "спас" Сталин-Джугашвили,что это меняет,да ничего:Некрасов- классик русской литературы ,Маршак - превосходный переводчик и хороший детский писатель ,к чему "пиписьками меряться"...,а акцентировать на "пятой графе" дурость "телемастеров" незачем ? Дурость и невежество - бич Страны...
Но и вы поймите, что из реплик уловить ту суть, что я хотел донести, получается не всегда.
----------
Как можно понять то,чего нет :-)
И антисемитизм как таковой никакой агрессии у меня лично не вызовет,если сам он не агрессивен :- ) Вот Антон Павлович Чехов- классик жанра и мой любимый писатель был антисемитом,что никак на его творчество не повлияло...А вот Ваше "Не хотят ему прощать строки : " Бью я жидов и спасаю Россию". как изволите понимать в ДВУХ смыслах ,никак ..Вот я и отписал о несоответствии реалй и самого посыла :-) Безо всякой агрессии и личностной приязни-неприязни :-))
==========================
...ну, если Некрасову - 190 лет, а Маршаку только 125, таки об чем разговор!
в своём творчестве позволил себе вполне конкретные заявления в адрес государства и власти. А какая власть
любит, когда о ней говорят плохо. Вот основная причина, благодаря которой творчество человека в канун его
знаменательной даты обошли вниманием. Но я абсолютно уверен, что это имя вспомнили и помянули в литературных
кругах.
Один еврей, другой Русский.
Вот и ответ.
впечатление от стихов - было впечатление от его стихотворений о Волге и о пахаре. При том что с пяти лет я очень любил "Анчар", "Песнь о Вещем Олеге" и "Белеет парус". Разница в том, что эти три стихотворения мне прочитал отец (а "Белеет парус"еще и пел очень красиво). А Некрасова я прочел сам, лет 9-и был. И аж мурашки по спине бегали.
Во-вторых, Некрасов сильно повлиял на русскую поэзию, на Блока, в частности.
А стишки Маршака... ну стишки и стишки. Журчат. Переводы английской поэзии и песенок очень неплохие, юмор; особенно нравился стих "Кабы реки и озера, слить бы в озеро одно".
Но от этих стихов не "заболеешь" поэзией. Не в обиду любителям Маршака сказано.
Он сам про себя написал
"При всем при том
При всем при том
При всем при том при этом
Маршак остался Маршаком
А Роберт Бернс -
поэтом"
И Маршак и Некрасов значимы как редакторы. Про Некрасова, позор, знаю меньше (разве что история с Достоевским общеизвестна).
Как редактор Маршак молодец - публиковал Введенского, Хармса и др.