Зачем мы храним старые вещи?
На модерации
Отложенный
Любая из вещей, которые окружают нас в доме, это не просто предмет. Это символ, и он вмещает в себя время, историю, судьбу…
Хранение или не-хранение – это хорошо или плохо в зависимости от того, какой смысл мы в это вкладываем. Если у нас до сих пор не поднимается рука выбросить целлофановый пакетик, это ведь не просто так. Это значит, что мы печенкой помним времена, когда его разглаживали на кафельной стеночке, потому что это была ценность (проблема утилизации пластиковых отходов еще не стояла). А это память о том, что было и другое, была другая жизнь.
В современной культуре появилось представление об одноразовых вещах. Целлофановые пакеты не стираются, пластмассовая посуда выбрасывается, существует одноразовое нижнее белье.
Вещи в советском обществе меняли в том случае, когда они выходили из строя или когда происходил их физический износ. Ответ на прямой вопрос о том, как долго обычно хранились вещи в советское время, зависел от самой жизни: "Вещи не выбрасывались. Вещи ценились иначе, вещей было меньше. Все вещи, какие были в семье, все складывались. А куда складывались? Ну…Сначала недалеко - пригодятся. Потом, минимум раз в квартал делалась капитальная уборка, и вещи перекладывались. Те, которые долго не требовались, но выбросить жалко, складывались в мешки и засовывались в антресоли. Потом перебирались антресоли и вещи, которые позже стали не нужны, складывались туда, а те, которые выбросить жалко, пригодятся, относились в подвал. А в подвале были кладовки и там полки. Что находится там, уже мало кому известно, и мало кто что помнит. А почему это все хранилось? Потому что вдруг пригодится! Доставалось тяжело и трудно, и выбросить жалко, и вдруг куда-нибудь еще пойдет".
Вещь в советской культуре хранили и использовали продолжительное время, до тех пор, пока ей не приходил конец. Более того, жизнь бытовых вещей в советской культуре зачастую не ограничивалась «житием» у одного человека первоначального хозяина: существовала практика передачи вещей «по наследству».
Один из примеров такой практики «донашивание». Донашивание характеризуется тем, что
- во-первых, регулируется правилами натурального, а не товарно-денежного обмена;
- во-вторых, обмен осуществляется между своими
родственниками, знакомыми или друзьями:
«У моего мужа есть (мы когда-то ему справляли) кожаное пальто, внутри цигейка натуральная. А он по возрасту уже раздался немножко, маловато оно ему. Выбросить - нет, не буду выбрасывать.
У меня есть такая нужда. На Орловщине очень тяжело родственники живут. Но посылать его - это же мне в такие деньги встанет. Но я все надеюсь».
В последние годы становится популярной практика отдавать вещи в церковь, выставлять их около подъезда собственного дома для бомжей или отдавать в детский дом. «А сейчас стало совсем просто - относишь в церковь, там есть прием вещей, и они уже раздают по своим каналам. С одной стороны, делаешь доброе дело, с другой стороны, не выбрасываешь, и душе приятно. Был момент, когда мы много вещей и книжек отвезли в детский дом».
Но и окончательный выход носильной вещи из строя, ведет не к гибели ее на свалке, а к превращению в вещь с другими функциями: «прежде чем вещь выбросить, нужно посмотреть, что с ней можно сделать».
Примером такого превращения служит обращение одежды в тряпки для пыли или в половую тряпку: «Я, наверное, по крестьянской привычке, футболки пускаю на тряпки, если есть дача - те же окна и стекла мыть. Всегда есть место, где их можно использовать». Действительно, до недавнего времени специальные приспособления для уборки в продаже отсутствовали. Предполагалось, что эту функцию должна исполнять вышедшая из обихода одежда.
Отмеченное в воспоминании окончательное расставание с вещью действительно было нетипично для советского человека. Отслужившее белье находило у плюшкиных своеобразное применение: мягкая хлопковая трикотажная майка с отличными впитывающими свойствами превращалась в тряпку для пола или пыли, капроновый чулок пропускал воздух и становился лучшим хранилищем для запасов лука, или надевался на веник, что-бы тот не рассыпался, или служил исходным материалом для вязаного коврика.
И поэтому знаковые вещи советского времени - скромные, изначально стандартные, а затем со старанием приспособленные к себе продолжали свое долгое существование в нашей жизни, органично вписываясь в быт и концепцию уюта советского человека
Мы не можем ни все удержать, ни все отпустить. Мы постоянно находимся в процессе выбора – хранить или не хранить. Можно попробовать дать голос самой вещи, спросить ее: зачем ты мне нужна? Ты хочешь уйти или остаться? И тогда уже принять решение.
Комментарии
1. Нищета
2. Страх обнищать завтра
3. Любители старины, кому собирательство доставляет удовольствие.
Я предпочитаю сжигать все на даче - ритуальный такой костер)
А вообще - если задуматься, то ужас берет - сколько же мусора каждый из нас "производит" за свою жизнь...
Однако если задуматься - уже ведь ясно, что ресурсы Земли небезграничны. А общество потребления вовлечено в бесконечную круговерть: сделали - купили - сломалось - выбросили - снова купили. Если не будет ломаться - не нужно будет покупать, а, значит, и изготавливать. Производство, если не остановится, то притормозит.
Но ресурсы ведь не безграничны!
Так что, может, лет через 20-50 человечество снова вернется к многоразовым-ремонтопригодным изделиям :)))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
это система внедрена в интересах верхних финансовых кругов.
Вместо добротной вещи мы покупаем дорогие разовые вещи.
Крымскую войну стимулировали братья Морганы. Вся Европа финансировалась кредитами дома Морганов. Эти кредиты не проникали в Россию.С целью привести России к необходимости моргановского кредитования, последний кредитовал коалицию против России.